В 55 лет подводить итоги если уж не пора, то, по крайней мере, уместно. И если
Роберт Плант (Robert Plant) счел нужным вместо нового материала
выпустить старый, погрузиться в собственное творческое прошлое еще глубже, чем
в альбоме "Dreamland", отдать дань, вспомнить и отблагодарить, - значит,
так надо. Если ему необходимо держаться корней, - видимо, его почитателям стоит
рассмотреть эти корни как следует. Западные критики, не слишком скорые на
комплименты, уже успели назвать эту 35-песенную антологию лучшим "сюрпризом
сезона" и "переизданием года". Попробуем оценить ее и мы.
Первый диск двойного альбома, занятый обзором восьми сольных пластинок Планта
("того периода, когда музыка для меня внезапно превратилась в хобби" -
ничего себе формулировочка!), на первый взгляд (но не слух) может разочаровать
- уж больно тут все знакомое, родное и, на чей-то вкус, не всегда удачное:
первый сольник проигнорирован вовсе, из The principle of moments взята
лишь "Big log" (а хотелось бы и "Horisontal departure", и
"Wreckless love"), из "Shaken'n'stirred" - только "Little by
little"... зато сравнительно слабые альбомы Fate of nations и Now
& zen представлены куда более обширно. Но! Во-первых, Плант особо
подчеркивает, что составлял этот диск, исходя из личных предпочтений, а вовсе
не из позиции в чартах или массовой популярности той или иной песни, а воля
автора все-таки важнее всего; есть, в конце концов, оригинальные альбомы,
которые всяк желающий может круглосуточно слушать целиком. Во-вторых, изучив
первый CD со вниманием, возрадуются не только ленивые поклонники, коим сборки
милее альбомов, но и коллекционеры, - потому что редкостей тут куда больше, чем
кажется: ну, например, песня "Dirt in a hole" включалась не во все
варианты релизов "Dreamland", "Song to the siren" (оттуда же)
представлена в радиоверсии, "I believe" (с Fate of nations) тоже
звучит иначе, чем в альбоме, а "Promised land" в некоторых его изданиях
подменялась "Color of a shade"; ну а "Upside down"
(планировавшаяся для Now & zen) не издавалась вовсе. Есть простор для
сравнений и размышлений. Кроме того, подборка удачно выстроена - ради этого
стоило нарушить хронологию: никаких резких эмоциональных скачков и звукошоков,
очень качественная обзорная экскурсия "по сольному Планту", где лирика и
энергия, творческие идеи и вокальные возможности представлены в широком
диапазоне и должной пропорции.
Второй диск - сплошной коллекционерский оргазм: би-сайды сольных синглов,
ранние демо, песни для сборников, саундтреков и трибьютов... все это где-то
когда-то, конечно, выходило, но попробуйте, соберите сами! А есть и вовсе не
издававшиеся песни: очень странная "Red is for danger" - подарок Планту
от некоего Робина Джорджа (Robin George) или "Road to the sun",
сочиненная Филом Коллинзом (Phil Collins) для альбома The principle of
moments (он там барабанил), но, к сожалению, не попавшая туда по причине
ограниченности "винилового" пространства...
Сборник уникальный, охватывающий период длиной в 37 лет (с перерывом на Led
Zeppelin) и, в силу этого, очень эклектичный. Каждую песню тут надо слушать
отдельно, и желательно - с пояснениями автора, благо, они есть в буклете
(сочувствую тем, кто не владеет английским). Хотя, вообще-то, ощущения важнее
фактов, и чтоб оценить, например, прихотливую прелесть "Hey Jayne", не
обязательно знать, что Плант в ней еще и на ситаре играет, а притоптывая ногой
под "Let the boogie woogie roll", можно пребывать в полном неведении
относительно дружбы исполнителя с Джулсом Холландом (Jools Holland) -
одинаково трепетная любовь Планта к world music и к старым рок-н-ролльным
стандартам очевидна без комментариев. И все же подробности записи того или
иного номера добавляют необходимые штрихи к облику этого человека, прошедшего
путь от зеленых лужаек английской глубинки до пронзительной синевы небес над
пустыней Мали. Еще мальчишкой Роберт, вертя ручки радиоприемника, жадно
впитывал звуки всего мира; в юношестве, на пороге певческой карьеры навсегда
влюбился в черный блюз и раннюю калифорнийскую психоделию, а будучи взрослым
профессиональным музыкантом, открыл неиссякаемые богатства музыки Черного
континента. Что ж удивительного в том, что "Win my train fare home",
записанная живьем в Тимбукту, по настроению сходна с протяжными полотнами The
Doors, кавер на известный хит Чака Берри (Chuck Berry) "Louie,
Louie" сделан в протогаражной манере некоторых вещей The Kinks, в песне на
музыку покойного техасского гитариста Райнера Птачека (Rainer Ptacek)
"21 years" вдруг проглядывает Роберт Джонсон (Robert Johnson), а
записанный с Пейджем (Jimmy Page) трибьют-номер "Rude world" в
память о том же Птачеке оказывается натуральным трип-хопом? Притом все это -
чужое и свое, совместное и индивидуальное - отличается безупречным чувством
меры: Плант не скрывает влияний и источников вдохновения, нигде не выпячивает
себя, - но и не уходит в тень тех, кого он считал (и по-прежнему считает)
великими, уважал и любил.
Вот, скажем, Элвис Пресли: его дух витает
сразу над несколькими из представленных в сборнике песен, но уже в самой
древней, записанной с группой Listen сладкой "Our song"
(англоязычный вариант итальянского стандарта "La musica e finita")
необходимая продюсеру "эвисовщина" воспроизведена не только с почтением, но и с
чуть заметной иронией ("You'd better run" из той же сессии можно
пропустить, она ценна лишь как исторический артефакт). В "Philadelphia
baby" Чарли Рича (Charlie Rich), записанной уже в 80-х со старыми
знакомцами Crawling Kingsnakes - тоже ирония, но уже не ученическая, а
взрослая, равноправная. А в "Let's have a party", сделанной для
благотворительной компиляции Last temptation of Elvis, об оригинале
напоминает уже лишь вступление, а дальше идет рубилово в духе лучших вещей с
Manic Nirvana... "If it's really got to be this way" - запись для
трибьюта Артуру Александеру (Arthur Alexander) "Adios amigo" -
ретро-баллада, "Little hands" для юбилейного альбома в честь Александра "Скипа"
Спенса (Alexander "Skip" Spence), британского фолк-психоделика, и
"Naked if I want to", взятая с дебютного альбома Спенсовской группы Moby
Grape, - все они решены абсолютно в духе времени и места, но притом очень на
Плантовский манер. Да и, собственно, почему нет? Это в первую очередь его
личная история - его предпочтения, друзья, эксперименты, вехи, приключения,
новеллы, - и он слишком индивидуален и неповторим как певец и автор, чтоб не
быть собой везде и всюду, в любой стране и с любыми музыкантами. С начала и до
конца.
Плант почти демонстративно исключил из этой истории главную группу своей жизни,
не взял в эту подборку никаких Цеппелиновских редкостей (хотя, возможно, их
просто не осталось), - но, слушая старые демо-записи, сделанные с Band Of Joy
("Hey Joe" и "For what it's worth") и "Operator" периода работы с Алексисом
Корнером (Alexis Korner), сразу понимаешь, почему его голос и манера исполнения
так идеально совпали с Led Zeppelin: та самая смесь белого и черного блюза,
английской балладной традиции и американского психодела...
И, может быть, он не
имел этого в виду, но "Life begin again",- дуэт с валлийской фолкершей Джули
Мерфи (Julie Merphy) для недавнего диска Afro Celt Sound System,- отсылает нас,
прежде всего, к "The battle of evermore". Пусть так. Но, в конце концов, жизнь
Роберта Планта никогда не замыкалась на Led Zeppelin и не закончилась с их
распадом.
Sixty Six To Timbuktu - это документ, подробный, убедительный,
таящий чудные открытия, рассказывающий все о "до" и "после". Мне сложно его
оценивать в каких-либо категориях, он противоречив, а еще лишен, - несмотря на
длину и альбома, и охваченного им исторического промежутка, - той увесистой
законченности, которая часто свойственна деяниям живых классиков. Итоги
подведены, но финал открыт. Как всегда у Led Zeppelin. Как всегда у Планта. Что
дальше? Поживем - увидим. Он действительно мастер делать сюрпризы....
# | Композиция |
---|---|
1. | Tie Dye On The Highway |
2. | Upside Down |
3. | Promised Land |
4. | Tall Cool One |
5. | Dirt In A Hole |
6. | Calling To You |
7. | 29 Palms |
8. | If I Were A Carpenter |
9. | Sea Of Love |
10. | Darkness, Darkness |
11. | Big Log |
12. | Ship Of Fools |
13. | I Believe |
14. | Little By Little |
15. | Heaven Knows |
16. | Song To The Siren |
17. | You'd Better Run |
18. | Our Song |
19. | Hey Joe |
20. | For What It's Worth |
21. | Operator |
22. | Road To The Sun |
23. | Philadelphia Baby |
24. | Red Is For Danger |
25. | Let's Have A Party |
26. | Hey Jayne |
27. | Louie, Louie |
28. | Naked If I Want To |
29. | 21 Years |
30. | If It's Really Got To Be This Way |
31. | Rude World |
32. | Little Hands |
33. | Life Begin Again |
34. | Let The Boogie Woogie Roll |
35. | Win My Train Fare Home ( If I Ever Get Lucky ) |
Дата рождения:
20 августа 1948
1948 – Родился Герман Раребелл, барабанщик группы Scorpions »»
1962 – Родился Кирк Хэммет - "молодой" гитарист Metallica. Кирк известен своими техничными соло, признанными во всем мире: "Master of Puppets", "One", "Fade To Black" и др. Также является автором многих узнаваемых риффов из творчества группы »»
1967 – Вышел первый номер журнала Rolling Stone. На момент выхода первого номера издание было 8-полосной газетой, издаваемой Янном Уэннером (в настоящее время - по-прежнему издатель журнала) и музыкальным критиком Ральфом Глисоном. Сейчас издается в 16 странах »»
2002 – Решением ученого совета Университета Хэртфордшира Брайану Мэю (Queen) присудили степень доктора астрономии »»
Sheila JORDAN (1928)
Melvin LASTIE (1930)
Don CHERRY (1936)
John MCFEE (1953)
Cindy BLACKMAN (1959)
Kim WILDE (1960)
Kirk HAMMETT (1962)
Antoine CLAMARAN (1964)
Paul BOWLES (1999)