Парни из Сплина взлетели так высоко, что никто уже и не вспоминает, как
в 1995 году журнал "Fuzz" оценил альбом "Пыльная Быль" на двойку с плюсом.
"В наше безликое время бесхребетного рок-н-ролла Сплин будут хавать и за
ушами будет хрустеть. Тем не менее поздравляю с комерческим успехом..." -
таков был комментарий. Со временем "Пыльную Быль", как и большую часть
"Коллекционера Оружия" благополучно забыли все, кроме особо дотошных фанатов. В
1998 году это еще вызывало вопросы вроде: "Как, они больше не играют на
концертах "Любовь Идет По Проводам"?" Теперь, когда тот же "Fuzz" украшает
обложки портретами Александра Васильева, все смирились и приняли за
точку отсчета радиохит "Выхода Нет". Нужны два первых альбома? Переиздания и пиратские МР3-сборники к вашим услугам.
Ситуация, немыслимая с первыми альбомами Аквариума и Кино, - плохи
они или хороши. Даже Агата Кристи, от которой долгое время пытались
отрезать все, что было до "Как На Войне", с новыми силами принялись нынче
играть на концертах "Вива, Кальман!" Объяснение может быть толко одно: со
времен разгромленного критикой дебюта музыка группы качественно не изменилась.
По крайней мере, та ее часть, которой разрешено попадать в чарты. Из того же
"Коллекционера..." к трансляции по радио была допущена, помнится, лишь финальная
"Иди Через Лес". А ведь на альбоме были песенки намного интереснее.
С традиционно неравноценными песнями нового альбома вполне может получиться то
же самое. Открывающая альбом одноименная песня уверенно бороздит радиоэфир. Уже
направо и налево цитируется фраза "Мы Все Больны Гандболом!" В заглавном номере
романтикам чудится нечто возвышенное. Для них это - нечто вроде старой, как мир
идеи "ничто не имет значения - только жизнь", с каковой идеей многие,
правда, впервые столкнулись лишь в "Пятом Элементе". Параноики злобно
сжимают кулаки, подозревая, что этот номер - хорошо оплаченный пропагандистский
трюк, имеющий целью повышение рождаемости в стране и рассчитанный на малолетних
фанаток группы, которые мечтают о счастливом материнстве, и ни о чем больше.
Однако стоит лишь обнаружить выпадающую из контекста строчку
"едут троллейбусы без габаритных огней"... К чему бы это? Если днем без
огней - пускай их едут. Ночью, даже белой, питерской, огни зажигают. Ну, и о
чем речь? Бунт в троллейбусном парке? Не ломайте голову зря - эта песня, как и
многие другие сочинения Васильева - ни о чем конкретном, а упомянутая строчка -
всего лишь для рифмы к рефрену. Кстати, очень многие песни группы построены по
принципу накручивания таких вот, зачастую совершенно невнятных строчек вокруг
лежащего в основе песни рефрена. Главное, чтобы рифмовались. Прием
использования вязнущих в ушах рефренов единственный в группе автор песен освоил
в совершенстве. Радиохиты можно грести лопатой.
Между тем, для многих альбом по-настоящему начнется только "с шестой цифры".
После нескольких традиционно-невнятных бездрайвовых "посланий" слушателя могут
буквально свалить с ног четыре следующих один за другим сокрушительных удара:
совершенно неожиданная, жутковато-леденящая и до дрожи актуальная "Блокада",
замороченный психоделический "Валдай", прекрасный мелодичный рок-н-ролл "Йог
Спокоен" и чудовищно некомфортный, полный "острых углов",
"Северо-Запад". И стихи не хуже музыки, и бессменный вокалист поет, почти не срываясь в вечное свое расхлябанное вибрато. Увы, финал
диска так же форматен и зануден, как и его начало.
Будут ли крутить "Северо-Запад" по радио между прогнозом погоды и рекламой
новейшей бензохлеборезки? Будет ли группа исполнять "Блокаду" на концертах?..
А какая была бы роскошная провокация! Жара, пиво, воздушные шарики
- а со сцены: "Идут домой грузовики, прохожий держится за трос Окно
заклеено крест-накрест, метроном стучать замерз"...
Между прочим, на этом альбоме "Сплин" чуть ли не впервые сопротивляется
"форматированию". Причем весьма отчаянно, и местами даже злобно. Да вот заметят ли?
# | Композиция |
---|---|
1. | Новые люди |
2. | Время, назад! |
3. | Гандбол |
4. | Сломано все |
5. | Девятиэтажный дом |
6. | Блокада |
7. | Валдай |
8. | Йог спокоен |
9. | Северо-Запад |
10. | РЭП ( неверное сердце ) |
11. | Альтависта [Другая точка зрения] |
Дата образования:
27 мая 1994
Floyd DIXON (1929)
John WILLIAMS (1932)
Vince NEIL (1961)
Андрей ГОРОХОВ (1964)
Joshua KADISON (1965)