На VHS-кассетах и DVD-дисках вышел первый в России историко-музыкальный фильм
об отечественной рок-группе "ВРЕМЯ ДДТ". Найти более подходящих персонажей в
российском рок-эпосе, чем Юрий Шевчук и ДДТ, пожалуй, трудно. В
их истории все - и захолустность Начала, и неожиданность Признания, и опьянение
Успехом, а еще ошибки, предательства, смерти друзей и близких. Каждый эпизод
практически безупречен в этой агиографии, каждый эпизод, как миф, создает Культ.
Можно было бы снять фильм об Алисе, об Аквариуме, о
Зоопарке, но всенародность "Родины" и "Просвистела" все же
выделяют ДДТ
из этого ряда. Как ни парадоксально, но именно Шевчук и стал духовным отцом
ненавидимого сегодня же им рокапопса - рока пришедшего в попули, в народ. Песни
ДДТ вошли не только в народ, они вошли в историю. Когда умирала Империя, она
умирала под "Революцию" и под "Не стреляй!", Идеалы гибли под две
"Осени", а
Война пришла к нам вместе с "Российским танго" и "Белой рекой".
Ни одна группа,
исключая Г.О., не чувствовала так Время, как чувствовало его ДДТ. И если
сегодня Шевчук, как доктор Джекил и мистер Хайд, мечется между ресторанными
драками и проникновенными "единочествами", значит ему вновь неуютно в ЭТОМ
Времени, значит его вновь взыскует История.
Рассказывают авторы фильма:
Алена Вислякова, редактор и продюсер:
"Мое знакомство с Шевчуком
состоялось летом 97-го года во время Питерского рок-фестиваля, организованного
ДДТ и снимавшегося "Программой "А"". Особенно тогда запомнилось ночное
путешествие на катере по каналам, организованное Юрой. Он рассказывал нам о
городе, о зданиях, памятниках, мимо которых мы проплывали, а наша съемочная
группа восторженно всему этому внимала (кстати, фрагменты этой поездки вошли
потом в серии, посвященные питерскому периоду ДДТ). Но самое интересное, что в
конце этого путешествия, когда мы уже почти приблизились к пристани, Юра вдруг
закричал: "Давайте быстрей, надо спасать!" Оказалось, что он заметил за бортом
нашего катера из последних сил плывущего пса - видимо, скинутого каким-то
извергом в канал. Когда же несчастное животное вытащено из воды, то оказалось,
что оно абсолютно черного цвета! Вот такой был символичный финал поездки -
имени Черного Пса Петербурга...
Кстати, тот фестиваль был последней большой съемкой в рамках "Программы
"А"". В том же году ее начали закрывать, и, в конце концов, к началу 98-го
новому руководству РТР это удалось сделать. Мы, грустные, сидели на Шаболовке,
когда в нашей редакции нарисовался Юлианыч с тогдашними директорами "Театра
ДДТ", предложившие сделать серию передач про их тур "Мир номер 0", планировавшийся
начать через какое-то время. Помню, как же я была довольна, когда поехать в
этот тур в качестве корреспондента и редактора предложили мне, осуществив мою
давнишнюю мечту! Обкатку новой программы группа совершила по Украине и
Молдавии, потом нас встречали Питер и Москва, концерт в которой запомнился
ураганом, разбушевавшимся по окончании действа - Шевчук тогда даже пошутил, что
"они хотели вызвать дождь, чтобы немного охладить Москву, но как-то немножко
перестарались"... В общем, в результате этих двух месяцев, проведенных с ДДТ,
мы фактически породнились, и именно тогда первый раз мне пришла в голову мысль
о том, как хорошо было бы снять про них фильм.
Но смелости (да и возможности) затеять это дело у меня тогда не хватило, к
тому же, "Программу "А" в конце 99-го вновь открыли, хоть и ненадолго, и как-то
я забыла про свою идею. А потом, во время съемки для эфира рассказа про новый
клип ДДТ "Расстреляли рассветами", Юра познакомил меня с режиссером этого
клипа, Василием Бледновым, от которого в один прекрасный момент и раздался
звонок с предложением сделать фильм об истории ДДТ. Он просто попал в точку!
Кроме того, близилось 20-летие группы и хотелось сделать ребятам подарок. Так
все и закрутилось...
Не буду подробно рассказывать, чего стоило уговорить
главного героя согласиться на этот фильм, но поначалу он даже отнекивался! Зато
потом столь усиленно подключился к работе, что первоначальный сценарий оказался
весьма далек от конечного результата..."
Василий Бледнов, режиссер и продюсер: "Задумка была достаточно простая:
показать и рассказать все, что происходило в стране и с группой с 1980 года,
глазами и устами участников ДДТ. В фильме использована масса архивного
материала, собранного с миру по нитке. Все, что удалось найти у всех,
причастных к группе, на всевозможных носителях (кино, видео и т.п.) было
тщательно обработано на компьютере и приведено в "божеский вид".
Мы знаем классические западные примеры историй легендарных групп, снятых в
таком жанре. В нашей стране - это первый такой случай.
Для меня эта работа стала одной из самых интересных и важных. Я даже
бережно храню осколок тарелки, с которой началась работа над фильмом... Есть
такая очень старая киношная традиция: в первый съемочный день торжественно
разбивается тарелка, и осколки разбирают участники съемок. Так вот, у нас с
Шевчуком это получилось случайно. Мы сидели у него на кухне, курили, обсуждали,
что и как будет, как использовать тот или иной материал, что говорить и т.п. А
вместо пепельницы использовали какое-то блюдце. В какой-то момент Шевчук задел
его локтем, и блюдце полетело на пол...
Я тогда сказал: "Это на счастье! Есть такая традиция, нам как бы
подсказали, что все должно быть честь по чести..." Он засмеялся,
расписался на одном из осколков и поставил дату - начало съемок. Я этот осколок
теперь бережно храню - в память об этой работе".
Алена Вислякова: "Честно говоря, в какой-то момент я поняла, что нам с Василием все-таки необходим более опытный сценарист, и предложила ему привлечь к работе Диму Грачева, с которым мы вместе работали в "Программе "А" до ее первого закрытия (он был соведущим Сергея Антипова), после чего Дима стал работать на BBC и весьма поднаторел в написании сценариев радиоспектаклей. К тому же, зная о его уважительном отношении к Шевчуку, можно было не сомневаться, что отказа не последует. А самой "Программе "А" мы еще раз выражаем отдельную благодарность за бесценные архивы, переданные нам для фильма абсолютно безвозмедно - а здесь помимо уже вышеупомянутой съемки на катере было еще и множество концертов ДДТ, снятых за время существования передачи".
Дмитрий Грачев, автор сценария: "Основа этого фильма, конечно же, - рассказ самого Юрия Шевчука. Съемки проходили в его отнюдь не шикарной (как пишут некоторые СМИ) пятикомнатной квартире на Васильевском острове. Шевчук выглядел прекрасно, был бодр и весел. Была Троицкая родительская суббота (может быть поэтому так много было грустных воспоминаний), мы сидели друг напротив друга в клубах густого табачного дыма и прерывались только чтобы выпить чаю и съесть остатки холодной жареной курицы. Ближе к вечеру Юра устал и хотел было завершить съемку, но я попросил его сделать последний рывок - рассказать о "Мире номер ноль", и тут с ним произошла удивительная метаморфоза: измученный Шевчук воспрял, глаза его загорелись - и он записал один из самых полных и интересных рассказов об этой сложнейшей программе ДДТ. Юра многое сказал в своем интервью, о многом промолчал - нам было важно, чтобы вот эта зона молчания была видна зрителю".
Алена Вислякова: "В связи с известными событиями на телеканалах (за время его создания пришлось пережить и закрытие НТВ, и ТВ-6, на которых все это начиналось) мы, к сожалению, не успели закончить фильм к 20-летию коллектива, но я безумно рада, что мы успели отснять все интервью именно в 2000-м году. Никто не знал еще, что "золотой состав ДДТ", по выражению самого Шевчука, через два года закончится. Правда, уже тогда в группе не играл гитарист Андрей Васильев, бывший клавишник Андрей Муратов давно уже жил и работал в Германии, что, к несчастью, не позволило нам с ним встретиться вовремя, пока была возможность съемки, но уж точно никто не мог предположить, что и Вадим Курылев тоже покинет ДДТ. Самое же главное, на мой взгляд, что мы смогли снять интервью с Никитой Зайцевым, буквально через два месяца после этого разговора ушедшего из жизни, так что нам в последней серии пришлось сделать страничку его памяти. Вообще, в фильме много трагических и печальных моментов - возможно, именно это так и подействовало на многих зрителей, в последнее время привыкших к бурному веселью на наших экранах".
Дмитрий Грачев: "Все смотревшие фильм, безусловно, отмечают третью его серию "Рожденный в СССР". Там есть необыкновенная щемящая интонация. Я до сих пор (хотя видел это сотню раз) с трудом сдерживаю слезы, когда смотрю "Умирали пацаны" и кадры, посвященные Эльмире Шевчук. Мне кажется, это самые лучшие моменты фильма. Многие говорят о кадрах с убитым капитаном Марковцом. Мы долго думали о возможности их использования и показа... Мне кажется, что сегодня Марковец, как Матросов или Карбышев ( при всей разнице условий и войн, на которых они погибли) - символ ЭТОЙ войны. Он и стихотворение о нем Шевчука - это памятник всем погибшим и по-моему очень серьезное размышление о нас и нашем проклятом ВРЕМЕНИ. Упокой Господи, его душу!"
Василий Бледнов: "С этой серией недавно произошла интересная и очень
важная для
нас история. Недавно ее показали на канале ТВС мне позвонил по телефону
какой-то человек - кажется, из Мариуполя. Он долго и смущенно извинялся за
звонок, а потом сказал: "У вас там в фильме Шевчук разговаривает с
офицером о войне, и тот говорит - вот, мол, на хрена нам эта война, вон у меня
в подвале сейчас два трупа лежат обгорелых... И назвал фамилии. Так вот, я -
брат одного из этих погибших солдат. Я разыскиваю его с 1995 года..."
Этот человек просил меня сообщить фамилию офицера, который был в кадре, когда и
где это было снято... Я объяснил, что это частная съемка Шевчука и дал ему
телефон студии ДДТ. Видимо, он узнал там что-то очень важное, потому что 9 мая
домашние мне передали: звонил человек из Мариуполя, поздравлял с праздником и
очень, очень благодарил... Так неожиданно еще раз "аукнулась" эта
съемка получилось, что Юрий Шевчук не только поддерживал этих ребят своими
песнями, самим своим присутствием, но и вот так, невольно, помог кому-то найти
без вести пропавшего брата".
Дмитрий Грачев: "На мой взгляд, интерес к подобного рода фильмам будет локальным, если в центре повествования не окажется Личность. Именно она и притягивает внимание. Мне кажется, что самое неинтересное - это приходы-уходы музыкантов из группы, записи и сведения альбомов - вся эта 'фактура' мелкая, местечковая, интересная только для любителей. Рок-музыка в России на рубеже 80-х - 90-х годов играла огромную, пока еще недооцененную роль. Фигуры Гребенщикова, Башлачева, Науменко, Цоя и сотен других - это пласт культуры сродни поэтам Серебряного века. Наш век был Железный, может быть Акустический или Магнитный - талантливые авторы найдут точную метафору - но он был и рассказать о нем необходимо".
Алена Вислякова: "Есть у нас сейчас задумка сделать целую серию фильмов, посвященных основным героям российской рок-музыки того периода. Идея принадлежала главному редактору "Программы "А", а ныне "Джазофрении" Григорию Шестакову. Пока эта идея еще находится в стадии разработки, и, скорее всего, эти фильмы уже будут иными - в них больше внимания будет уделяться именно творческой, культурологической, стороне вопроса, ибо не хочется повторяться, да и рассказать о том времени лучше, чем прослеживая историю страны через историю ДДТ, вряд ли получится".
«ДДТ» («DDT») — российская рок-группа, основанная в 1980 году в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник — поэт, композитор, исполнитель, художник, актёр и продюсер Юрий Шевчук.
Подробности из жизни:
Состав:
Шевчук Юрий - стихи, основные музыкальные темы, вокал, гитара
Шумайлов Константин («Кот»)- клавишные, сэмплеры, программирование, бэк-вокал и др
Федичев Алексей - гитара, бэк-вокал
Невелев Роман - бас-гитара
Мамай Артём - ударные
Васильев Иван («Дядя Ваня») - труба
Вишняков Антон - тромбон
Романова Алёна - бэк-вокал
Владимир Сигачёв — клавишные (1980—1987гг.)
Рустем Асанбаев — гитара (1980—1983гг.)
Геннадий Родин — бас (1980—1984гг.)
Ринат Шамсутдинов — ударные (1980г.)
Сергей Пастернаков — ударные (1981г.)
Рустам Каримов — ударные (1981—1983гг.)
Рустем Ризванов — гитара (1984, 1992гг.)
Сергей Рудой — ударные (1984—1986гг.)
Нияз Абдюшев — бас (1984—1986гг.)
Сергей Рыженко — скрипка, гитара, блок-флейта, клавишные (1985г., 1994—1995гг., 2000г., 2003г.)
Сергей Летов — саксофон (1985—1987гг., 2000г.)
Вадим Курылёв —…
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)