Апрель вновь позвал в дорогу: 5 числа, как и много лет подряд, лучший российский музыкальный журнал FUZZ награждал российских рок-музыкантов статуэтками "Forte" за заслуги перед слушателями. Звуки никогда не пропускают это событие, непременно отправляясь на церемонию толпой. Надо сказать, в этом году мы дружно сошлись во мнении: живой концерт, сопровождавший церемонию, превзошел наши самые смелые ожидания, а вот итоги награждения вызвали массу вопросов и неоднозначных эмоций.
Ранним субботним утром журналистско-музыкальная братия, из коей трезвыми оставались лишь Алексей Крижевский, ваша покорная слуга и фотокорреспондент Надя Лебедева (то есть те, кому предстояло работать на фесте), вывалилась из поезда на перрон Московского вокзала. На перроне уже толпились девочки и мальчики с розовыми шариками, а на шариках значилось узнаваемое земфирино Z и надписи "Чат", "Москва", "Петрозаводск" и т.п. К прогулкам погода не располагала. Прикупив на Невском свежий CD System Of A Down, мы провели большую часть дня в кофейнях.
Пресс-конференция традиционно прошла спокойно: большинство журналистов уже успело договориться с хедлайнерами об эксклюзивных интервью, и терпеливо дожидалось своей очереди в кулуарах. Хедлайнеры были радушны и приветливы - не исключено, что на них умиротворяюще действовал вид фирменной зеленой футболки нашего издания. Эдмунд Шклярский терпеливо позировал Наде на фоне лестницы с бегающими юными гимнастами, Земфира сообщила, что читает нас регулярно: "сейчас я скажу комплимент, но может показаться, что это резкость: на безрыбье и рак - соловей", а также поведала о том, что две из трех песен, заявленных в ее сете, будут исполняться впервые; причем, одна из них была написана непосредственно в преддверии фестиваля. Еще одним экспериментом этого дня стала для Земфиры игра в сопровождении электронной ритм-секции. По ее словам, состав группы сейчас стабилен, однако не исключено, что в нем через некоторое время появятся новые участники. Пожелав Земфире удачи, мы направили свои стопы к Евгению Федорову, которому предстояло получить вторую в своей жизни "Forte", и долго говорили о человеческом в музыке. Все интервью, а также уникальные кадры нашего корреспондента, будут опубликованы на Звуках в ближайшее время.
Традиционно церемонию открывала ди-джей радио "Максимум" Рита Митрофанова. На заднике сцены мелькали кадры из хроники: лауреаты прошлых лет представляли участников и номинантов 2003 года, а в паузах между сетами групп публика могла посмотреть фрагменты выступлений означенных лауреатов на премии.
Концерт начался выступлением Ногу Свело. Наша неистребимая симпатия к этим раздолбаям зиждется, преимущественно, на их портрясающей сыгранности и собранности на сцене. Стоит ли удивляться, что команда номинировалась на премию FUZZ как лучшая live-группа? Решение жюри было иным - но все присутствующие, тем не менее, смогли услышать вживую забойные версии хитов "Бензина", "Лилипутской любви" и "В темноте". В процессе пения Максим Покровский вскидывал ноги выше головы, прыгал и корежился в артистических ломках, однако на качестве его игры это дрыгоножество и рукомашество никак не сказалось. "Наши юные смешные голоса" зал пел уже хором.
Интереснейшие дебютанты Animal ДжаZ - четверо юных джентльменов в черных смокингах, при бабочках и с гитарами наперевес. Видимо, следуя завету группы Apocalyptica - доводить всякую эклектику до света в конце туннеля, джентльмены втопили звук на полную мощность и урезали плотный и энергичный джаз-кор. Местами их игра до боли напоминала Korn периода "Issues", что в данном случае можно отнести лишь к достоинствам исполнителей. Их английский существенно проигрывает русскому, однако в целом впечатление о группе осталось крайне приятное.
Пикник пробыл на сцене до обидного мало, исполнив под рев партера "Фиолетово-Черный" и "Немного огня". Правда, зрелищную часть шоу группа постаралась обеспечить и в таком "урезанном" формате: все члены группы были в традиционных черных одеждах, а на сцене священнодействовал глотатель огня.
Мы знали, что рано или поздно об этой группе будут говорить везде. Мы верили, что рано или поздно их заметят и оценят. Лучшей новой группой были признаны московско-армянские Дети Пикассо. Счастливая Гая Арутюнян расцеловала Баширова, вручавшего ей статуэтку, а потом на протяжении всего сета прижимала к груди свою "Forte", играла ей и гордо поднимала ее над толпой, все еще не веря своему счастью. Группа исполнила несколько песен со своего дебютного альбома, в числе прочих, - "Абрикосовое дерево" на староармянском, снабженную в концертной версии длинной и заводной импровизацией.
Всегда бескомпромиссная, честная и по-хорошему русская группа Разные люди была действительно представлена самыми разными людьми. Помимо периодически примыкающего к группе Чижа, на сцене нежданно-негаданно материализовался Горшок, с воодушевлением оравший вместе с Александром Чернецким в припеве "Русского мужика": Нажраться водки - и трахнуть бабу!". Мрачные, горькие и местами жестокие тексты сопровождал отлично выстроенный звук. Последней песней сета стало посвящение группам, которые не дожили до нынешней церемонии: "Пусть сегодня никто не умрет". Выступление звездного состава многие отметили как лучшее на фестивале.
Лучшая live-группа минувшего года выступает нынче где угодно, только не
в столице. Потому и в списке экспертов (преимущественно, столичных жителей) она
заявлена не была. Вручая "Forte"
Земфире, Горшок вернул ей сомнительный комплимент,
сказав: "Лучше Земфира, чем какая-нибудь Орбакайте или там Пугачева".
1:1. Честное слово, мы не сговаривались.
Начав с "Лондона", Земфира определила тон своего общения с залом: ее
новые вещи звучат как интимные и прямые признания. Она открыта и резка. Под
ритмичную танцевальную мелодию, почти диско, оторопевшие фанаты слышат: "Ты
продаешь мою любовь за билеты на мои же концерты" - и даже останавливаются,
от неожиданности переставая подпрыгивать и хлопать. Специальная, "питерская"
песня, несмотря на ее энергичный ритм, звучала как мантра, обращенная к самой
себе в духе "Не бери себе в голову, Земфира, не бери":
Мои руки играют,
Сердце колотится
Все получится."
Получилось да еще как. Зал ходил ходуном, не желая отпускать свою любимицу.
Чуть позже Земфира вышла на сцену получать вторую
статуэтку - на этот раз за клип "Бесконечность".
Кирпичи играют раз от разу злее и энергичнее. Если год назад слэм на их концертах был явлением редким, то сейчас это такое же заурядное явление, как и аншлаг. К сожалению, именно эта малоприятная особенность не позволила мне полностью сконцентрироваться на выступлении группы: уже после первой песни из толпы стали выбираться люди с окровавленными лицами.
Лучший альбом - без сомнения, "Выше осени"
Tequilajazzz. Выходя получать свой приз, Евгений
Федоров сказал: "Два года назад мы получали статуэтку за лучшую песню, а в
это время американцы бомбили Косово. Сейчас мы получаем премию за лучший
альбом, а в это время - сами знаете, что происходит. Согласно закону
геометрической прогрессии, следующую премию мы должны получить через 10 лет -
как лучшая группа. Дорогие эксперты! надеюсь, что когда через эти 10 лет вы
будете вручать эту премию, вы будете вручать ее кому-нибудь другому!"
Следом на сцену вышла группа Пилот. Отрадно
видеть, что Черт и компания медленно, но верно зарабатывают популярность
даже у самой критически настроенной аудитории: их "восемь километров по
дороге в Сибирь" и "небо на асфальте" зал поет с таким выражением на
лицах, с каким только самые счастливые и маленькие дети подпевают Деду Морозу
про елочку.
Легендой русского рока, вложившей в него (русский рок) больше всего, в
2002 году был назначен Юрий Шевчук, на церемонию,
вопреки ожиданиям, не явившийся.
И, наконец, премии "Лучшая песня и "Лучшая
группа" достались
Ленинграду - самой неформатной из форматных групп
в СССР. Песней, разумеется, оказалась лирическая "Мне бы в небо".
Свое выступление Шнур начал с хулиганского кавера на земфирину песню
"Искала". Каково же было удивление собравшихся, когда на втором куплете
на сцену выскочила сама Земфира, допевшая песню до конца! если бы существовала
премия за самые сумасшедшие дуэты, ее стоило бы вручить этой парочке.
Сет "Ленинграда" длился чуть менее часа. Были исполнены как старые, так и новые
хиты: "Презерватив", "Мне бы в небо", "WWW", "День Рождения" и другие.
Чувствовалось, что группа изрядно соскучилась по большим залам, и рвется
выплеснуть на публику всю недетскую массу своей маскулинной любви.
После фестиваля мы обменивались впечатлениями, и пришли к выводу: возможно, не
все достойные номинанты были отмечены и замечены высоким жюри, возможно, мы бы
и отобрали у одного из номинантов вторую "Forte" в пользу более достойных
кандидатов... но праздник, несомненно, удался. Журнал FUZZ уверенно держит
марку, и сдавать свои позиции перед лицом западного глянца не собирается.
До следующего года!
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)