Squarepusher "Dostrotime" (Warp Records)
Дезориентировав трехминутным акустическим гитарным интро, Том Дженкинсон (Tom Jenkinson) затем обрушивает на нас свой самый лютый рейв-альбом. Пулеметные ритмы (где с фирменными мелко нарезанными брейками то и дело соседствует прямая бочка в темпе за полторы сотни ударов в минуту), тревожные гармонии и захлебывающиеся эйсидные рифы - всё это мы у него уже сышали, но здесь их концентрация достигает максимума. В некотором роде, "Dostrotime" – это возвращение к корням, но не к мелодичной меланхолии а-ля "Tundra" или "Beep Street", а к композициям типа "Come On My Selector", "North Circular" или "Rustic Raver". Энергетика хлещет через край (что уже неплохо когда карьера пошла на четвертый десяток лет), но хитов всё же не хватает.
Zombi "Direct Inject" (Relapse Records)
Пережив пик в максимально электронном формате в начале 2010-х (на альбоме "Escape Velocity", наверное лучшем в их карьере, Zombi местами звучали почти как немецкий транс середины 1990-х), Стив Мур (Steve Moore) и Энтони Патерра (Anthony Paterra) начали плавно откатываться к рок-корням. И если пара предыдущих пластинок казались не такими убедительными (в особенности альбом ковидных каверов на стыдные хиты восьмидесятых под именем Zombi & Friends), то на "Direct Inject" они, кажется, снова подобрались к той точке, где гитары, ударные и синтезаторы друг друга красиво уравновешивают. Пластинка вышла достаточно тяжеловесной, но в этой монументальной хмури определенно есть обаяние. Если в первой половине альбома напрашиваются сравнения с Джоном Карпентером (John Carpenter) времен "In The Mouth Of Madness" и чуть более тяжелыми треками Ozric Tentacles, то вторая сторона – это уже аллюзии на саундтрек из "Терминатора" и прочие научно-фантастические дела. Вот только без саксофона, пожалуй, можно было обойтись, даже если ориентиром была звуковая дорожка к первому "Бегущему по лезвию".
Morphtables & Raveny "Bosporus Acident" (Местность)
Спонтанные джем-альбомы в исполнении людей, впервые увидевших друг друга за пару часов до записи – обычная вещь для джазменов, но подобных примеров в электронике едва ли не единицы. Тем приятнее видеть такую запись в среде, так сказать, родной и близкой. Артема Романенко (Raveny, Veell, Iky Que, Chaoskeeper) уже можно считать музыкантом многоопытным, а Павел Уколов (Morphtables) – это фигура на электронной сцене сравнительно новая и многообещающая. Едва познакомившись, Артем и Паша заперлись в домашней студии в Стамбуле, и результатом трех часовых джем-сессий стали композиции, представленные на этом альбоме. Стилистически "Bosporus Acident" – это экспериментальная лефтфилд-электроника с обилием "кислотных" тембров и записанная при этом совершенно вопреки каким-то правилам жанра. Никакого рейва и никакого "чиллаута". Если в голове и возникают какие-то параллели, то либо с наиболее экспериментальными записями Air Liquide, либо с такими же джемовыми концертными записями Пита Намлука (Pete Namlook), которые он издавал под номерной серией "Namlook" – тот случай, когда главным описательным эпитетом к электронной пластике становится слово "интересная".
MPU101 "MPU104" (Ilian Tape)
Четвертый релиз зашифрованного резидента Ilian Tape, о котором известно главным образом то, что ему 40 лет и то, что родился он в Польше, а сейчас живет в Германии. Из предыдущих трех пластинок можно было заключить и то, что он очень любит Boards of Canada. В этом контексте "MPU104" можно рассматривать как его собственный "Geogaddi", т.е. резкий поворот в сторону лаконичности и экспериментов с формой, хотя на BoC это уже совсем не похоже. Ударных нет вовсе, а набор выразительных средств сведен к одной-двум партиям для каждого трека. Секвенция или арпеджио, жирный аналоговый пэд, даб-техно аккорд или едва слышно пульсирующий бас – всё это как бы выставлено и "подсвечено" так, чтобы ничто не мешало и звук каждого инструмента можно было услышать во всем великолепии. Пожалуй, чересчур "лабораторно", чтобы часто слушать этот релиз ради удовольствия, но концепция выдержана безупречно.
Blackfish "Abendschimmer" (Blackfish Productions)
После яркого взлета в середине 1990-х усилиями британских лейблов Ninja Tune и Pork Recordings, даунтемпо-сцена уже в нашем веке обрела новую жизнь в континентальной Европе, в первую очередь в Австрии (которую мы ассоциируем в первую очередь с Петером Крудером, Рихардом Дорфмайстером и их последователями) и Германии. Blackfish, проект немца Максимилиана Лоппа (Maximilian Lopp) – то самое даунтемпо второй волны. Его первый альбом вышел в 2001-м на франкфуртском лейбле Konvex/Konklav, в конце 2000-х Лопп запустил собственный лейбл Blackfish Productions, но до конца 2010-х в осовном молчал, и полноценно вернулся лишь в 2017-м. "Abendschimmer" – уже четвертый его пост-камбэк альбом, и звучит он при этом как слегка причесанная музыка 20-летней давности. Медленные хип-хоп биты, "кинематографические" текстуры, приджазованные родесы, глубокий бас и чуточку этнической перкуссии. Где-то рядом ранние Xploding Plasix, Funki Porcini, Skylab и Cinematic Orchestra. Еще один удачный пример того, как музыка, сделанная по правилам другого времени, в момент выхода звучит как откровение.
VA "Full Spectrum" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)
Традиционный для лейбла Touched сборник формата "все флаги в гости будут к нам" – 27 треков, включая нескольких суперзвезд (в первую очередь, 808 State, FSOL и вполне уже относимую к этой категории Mrs Jynx), а также россыпь резидентов – Skurken, Pengargams of Discordia, Heogen, Keiss, Inkipak, Paddy Thorne и прочая и прочая. От магистрального IDM-формата участники компиляции отходят не слишком далеко, но в этих рамках подборка вышла максимально разнообразной – BoС'ообразный "эмбиент-хоп" (Inkipak, Pentagrams of Discordia), изрядно окисленное электро (Anders Ilar), хмурый брейкбит (Noise Appreciation Crew), транс от Nike Vomita, романтический синтвейв от Heogen (пожалуй, лучший трек на компиляции) и деконструированный даб от Dron. Интересно и то, что даже FSOL, которых обычно можно узнать с одной ноты, на этот раз выдали совершенно нетипичную для себя IDM-композицию.
Hanno Leichtmann "Outerlands" (Discrepant)
Двадцать с небольшим лет назад Ханно Ляйхтман был одним из лидеров модного течения, именуемого индитроникой, а пластинки его проекта Static собирали в качестве гостей весь цвет сцены от Рональда Липпока (Ronald Lippok) до Валери Требельяр (Valerie Trebeljahr). После того, как звезда индитроники закатилась, Ханно переместился в плоскость чуть более экспериментальную, занялся саунд-артом и продолжил выпускать соло-пластинки, уже куда более нишевые и академичные. "Outerlands" тоже можно назвать продолжением этой серии, хотя и следов былой индитронической изящной легкости здесь немало. В основном на "Outerlands" Ханно ходит где-то вокруг минимализма – скрипичные петли, маримбы в духе Стива Райха и убаюкивающе текстуры на грани эмбиента и неоклассики. Ну а центральным инструментом в альбоме стал орган Villa Aurora, построенный в конце 1920-х в Санта-Монике, Калифорния.
ILUITEQ + Lorenzo Montanà "Katà Métron" (n5MD)
Вдохновленный греческой мифологией альбом итальянской эмбиент-супергруппы. Андреа Белуччи (Andrea Bellucci) и Серджио Кальцони (Sergio Calzoni) aka ILUITEQ несут в эту музыку таинственные дроновые текстуры и величественные кинематографические струнные, а Лоренцо Монтана, с недавних пор тоже резидент n5MD, где скоро выходит его соло-альбом, придает композициям динамики и структуры – пульсирующего баса и ритмичных (пусть и предельно медленных) секвенций под семидесятые, а также "сюжетных" клавиш. В результате, сумма оказывается куда интереснее каждого из слагаемых, что для совместных релизов электронщиков дело нечастое. Здесь есть и классический эмбиент, и спейс-электроника, и неоклассика, и даже некоторые намеки на псай-чилл, а разнообразие таким записям всегда на пользу.
Ascendant "Astral Ascendant" (Synphaera)
Если "Katà Métron" – пример пластинки, где эмбиент-музыканты в ходе поисков новых форм залезли чуть ли не в псай-чилл, то "Astral Ascendant" – иллюстрация обратного процесса. Американцы Дон Тайлер (Don Tyler) (звукоинженер, работавший над записями десятков звезд от Cake и Эллиота Смита до RHCP и Fleetwood Mac) и Крис Брайант (Chris Bryant) объединились в начале 2010-х и поначалу занимались даунтемпо, чиллаутным трансом и прочей "легкой электроникой". Однако альбом за альбомом (а издавали они чуть ли не пластинку в год) их всё сильнее тянуло куда-то в семидесятые, в космо-эмбиент по заветам Стива Роуча (Steve Roach) и Майкла Стернса (Michael Stearns). Эта дорожка ожидаемо привела их к berlinschule, и "Astral Ascendant" звучит уже вполне в духе поздних записей Tangerine Dream, канитель секвенций и арпеджио, где есть при этом гармония, сюжет и драматургия.
Lustmord "Much Unseen Is Also Here" (Pelagic Records)
Дарк эмбиент нечасто попадает в "проверку" (уж простите здесь некоторую авторскую субъективность), однако новый диск Ластморда, пионера темной сцены и экс-участника "тру индастриал" группы SPK – довольно веский повод сделать исключение. В девяностые стоящий за проектом Брайан Уильямс (Brian Williams) одно время даже был недалек и от IDM-сцены, он выпустил по релизу на Hymen и Plug Research, а также записал прекрасный IDM-альбом вместе с Шэдом Томасом Скоттом (Shad Thomas Scott) aka Metal Beast aka Gosub. Свежий диск "Much Unseen Is Also Here" – это уже наиболее привычная сторона Ластморда, тёмный и угрюмый симфо-эмбиент, где за низкочастотным шумом, грохотом и атмосферой хоррора, однако, не теряется красота. Подобную по духу музыку мы могли слышать и на FAX, и у Брайана Ино (Brian Eno) в "Ambient 4", и даже на самых мрачных записях Biosphere, однако наиболее убедительно она удается именно бывалым индустриальщикам. Ластморда, как и многим коллег, долгая и извилистая дорога в конце концов всё же выводит к ярко выраженной музыкальности – здесь мы слышим уже не только синтезаторный гул, но и звуки гитар, духовых, колоколов и электрического пианино, которые порой наводят даже на сравнения с дум-джазом.
Laserdance "Mission Hyperdrive" (ZYX)
Сам факт выхода нового альбома нидерландских патриархов синтвейва не то, чтобы удивляет – это уже четвертая пластинка дуэта в новом веке, и несколько предыдущих их дисков были неплохи, но едва ли добавляли что-то к классическому багажу 80-х и начала 90-х. На первый взгляд, "Mission Hyperdrive" эту историю продолжает – ждать от группы, которая полностью держится на определенном саунде, каких-то сюрпризов, бессмысленно – в лучшем случае, новый Laserdance это еще десяток треков, выдержанных в эстетике старого, и "Mission Hyperdrive" кажется именно таким. Но на альбоме есть одна прямо-таки выдающаяся находка – растянувшаяся на два трека переработка темы из "Заводного апельсина" Венди Карлос (Wendy Carlos). Идеальную переносимость этого трека в танцевальный контекст 30 лет назад показал немецкий проект Cygnus X, сделавший на этой базе вечный транс-хит "The Orange Theme", но даже на этом фоне версия Laserdance выглядит убедительно.
#rewind
Post Industrial Boys "1971" (Casa Voyager)
В рубрике, которая имеет все шансы стать регулярной – февральский альбом тбилисского музыканта Гоги Дзодзуашвили, чей первый альбом увидел свет в 2004-м и пришелся на время, когда грузинская сцена впервые заявила о себе на весь мир. Среди большой Goslab-овской троицы (Натали Беридзе, Ника Мачаидзе и, собственно, Гоги Дзоздуашвили) Post Industrial Boys всегда выглядел главным традиционалистом, для которого главное – песня, а электроника – лишь способ её подачи. "1971" (год рождения автора) тоже пластинка песенная. Грустный, чуть отстраненный голос, фортепиано и ненавязчивый синтезаторный скелет аранжировки – ровно такой, чтобы придать голосу необычное обрамление, но не перетянуть на себя внимание. Музыка совершенно не из нашего времени (скорее в голову приходит первая половина нулевых – The Notwist, Styrofoam, Schneider TM и всё то, что скопом называлось "индитроникой", а также первые песенные опыты Саши Ринга), но тем и привлекательная.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)