Ноябрьскими длинными вечерами, отгремев слегка, закончился эфесовский
блюз-фестиваль. Москвичи к нему уже попривыкли, никто особо и не замечает
совпадения фестиваля с днями Великой Октябрьской социалистической революции.
День согласия, да и ладно. Вполне удачный выбор: блюз - тоже музыка согласия. Началась его история в
миссиссиппской хлопковой глубинке... А нынче играют блюз коренные жители Японии,
Финляндии и Сингапура. Играют и в Москве, но все согласны, что это "не
то", а ведь можно бы было с этим поспорить...
Зато импортированный из
североамериканских южных штатов блюз имеет в Москве и России поразительный и
все умножающийся успех. Четвертый год, как он тут. В Москве за это время из
двухдневного он вырос в трехдневный и переехал из фойе МДМ в более просторный
СКЗ "Дружба". Закралось опасение, что от метро далековато, но публику
это обстоятельство не остановило: зал был полон. И, более того, российская
часть фестиваля проходит уже в трех городах - Москва, Санкт-Питербург и
Ростов-на-Дону. Экспансия! практически триумфальное шествие блюзовой
власти!
Вообще же фестиваль кочует с одной программой по многим городам Европы, в мире фестиваль под этой пивной маркой проходит уже в 13й раз. По блюзовой абсурдной логике, программа тринадцатого и оказалась едва ли не самой удачной за всю историю. С точки зрения знатоков подбор участников был просто ослепительным! По выражению А. Липатова: "Драматургия вечера оказалась крайне интересной - сперва матерый человечище, потом луизианский, несколько навязчивый угар, затем - удивительно небанальный и разнообразный малыш, реально - хозяин вечера..."
"Матерый человечище" - это живая легенда. Звать Луизиана РЕД. Лет ему
66. Судьба - самая что ни на есть блюзовая. Карьера - увлекательная и
разнообразная. А достижения - неоспоримы.
В эфесовские дни ему довелось открывать концерт, поскольку у фестиваля всегда
одна программа: сначала традиционный акустический блюз, затем близкородственный
блюзу стиль, чаще всего зайдекоу, и в завершение - современный. В 1962м, пока
"битлы" еще хлопали в ладоши: "люби-люби меня" - Луизиана
Ред записал свой дебютный альбом, опередивший появление блюз-рока лет на пять,
спев он на серьезнейшие темы, как личные, так и общественные. По велению
времени начавший свою дискографию с интенсивной электрики, Луизиана Ред на
самом деле адепт акустики до печенки, до мозга кости. Его акустические альбомы
(вроде Midnight Rambler, 1975) - это высшая метка в этом направлении. (Хотя,
раз уж разговор зашел о дискографии артиста, нельзя не признать, что есть в ней
и откровенно халтурные альбомы... Что делать, вдохновение не приходит к блюзменам
по вызову в студию, а без вдохновения блюз - бессмысленное ковыряние известного
квадрата. Но в удачный вечер блюз Луизианы Реда архисерьезен, глубок и
уникален). Как он сказал: "Блюз - это сама жизнь. И в жизни и в блюзе
радость и беда, веселое и грустное идут рука об руку."
В первый вечер он почему-то не доставал свою гитару "нэшинэл-стил",
которая завораживает публику металлическим блеском резонатора не менее, чем
басовитым протяжным звуком. Пел свои песни, посвященные своим любимейшим
музыкантам: Лайтнингу Хопкинсу и БиБиКингу. Пел традицию: того же
Хопкинса и
вечного Мадди Уотерса. Причем, было это истинно блюзово пропущено через свою
манеру и трактовку и пропитано сердечной искренностью. В этой акустике
Луизианский Рыжий был абсолютно самодостаточен, в одиночестве создавая плотный
блюз, которого хватало на всех. Но и электрогитару он тоже брал в руки, и это
тоже была блюзовая магия, где нот немного, но сверхвысока концентрация чувств.
Играл он в уникальной манере, которой не учат музыкальные профессионалы. Он не
играл нотами, он гудел гитарой, как шаман. Ему подыгрывали бассист и барабанщик
Лил-Эда на бас-гитаре. Легко было заметить, что на репетиции они время не
тратили, и в первый день одна из песен просто развалилась на глазах у публики.
Местные муз-профи в зале неодобрительно качали головой и цыкали. Но потом
блюзовое со-чувствие, со-ощущение увлекло троицу на сцене, они и дышали в тот
момент, наверное, в одном ритме. А то, что звучало - не описать словами. Все
три Луизиана Ред импровизировал программу, не повторясь.
Михаил
Владимиров-младший, который на всех блюзовых джемах ноет, как ему надоело блюз
играть, сдружился с Редом за кулисами и получил приглашение на сцену. Которым и
воспользовался, с достоинством подыграв в двух песнях на губной гармонике. Для
Владимирова это уже второй выход на сцену с "настоящими" блюзменами,
поскольку в прошлом году он играл гармошечную дуэль с Отисом Тейлором.
Вторым номером выступало отлично сработанное шоу. Луизианский аккордеон под трескучую стиральную доску. Эта музыка зайдекоу сочетает французский язык с английским, блюзовый квадрат с народным ту-степом. Си-Джей Чениер, руководящих своим "Раскаленным до красна луизианским оркестром" (Red Hot Louisiana Band), смешенье языков оставил, а вот вольность ритмов укротил. Ритм звучал унифицированно современно, и поклонникам традиции это портило настроение. Зато танцевать под такую музыку европейцам легче. В любом случае, не нам учить Чениера, как растягивать меха в луизианских традициях. Он сын и музыкальный наследник короля зайдекоу, легендарного Клифтона Чениера. Когда-то папа привнес в свою деревенскую музыку немного рок-н-ролла, чем и вошел в историю; а потом всерьез ездил в шикарных лимузинах по сельским пульным дорогам, а на сцену выходил в блестящей короне. Наследник тоже осовременивает звучание изначально деревенской музыки... Короны у него пока нет, но играет действительно горячо, аж жжется. Кстати, в клубе БиБиКинг, тиская симпатичную блондинку, он спел блюз красиво и естественно, продемонстрировав и хороший голос и чуткое понимание традиций. (Зашедший "на огонек" в клуб Михаил Мишурис ему подпел, и Си-Джей тут же оценил "местного", попросив его спеть еще сольно. Луизиана Ред на этом джеме был тих и сосредоточен, извлекая из гитары свой down home blues. А Лил-Эд действительно зажигал и с акустикой в руках - бесподобно держал ритм.)
Блестки и имперски и карнавальные до потешности костюмы были у музыкантов, завершавших вечер. Ну так их к этому название обязывало: Lil'Ed & The Blues Imperials. Чикагцы и тоже кровные наследники. Сам Лил-Эд, роста и правда небольшого, является и родным племянником знаменитого чикагского слайдиста J.B.Hutto, и фактическим продолжателем его дела. Играли жарко и менее дисциплинировано, чем их предшественники, и потому, на мой вкус, более увлекательно. Эта простовая развеселая музыка очень раззадорила зал, из-за столиков вышли люди, потреблявшие пивко, и стали танцевать, расталкивая серьезных слушателей перед сценой. Блюз - он такой, несколько попроще, чем представляют его себе европейские исследователи. Но Эд играл и долгие медленные блюзы - и как это было хорошо!
Но увы, кончилось: снова блюз-пауза. Видимо, на год.
Эфесовским импортерам блюза надо отдать должное. В России они умело
распространяют блюзовую заразу, не скупясь на рекламу. Звук в
"Дружбе" был не таков, чтобы его хвалить, но был он значительно
лучше, чем можно было бы ожидать. И главное, разнообразная программа
мини-по-сути-фестиваля представляет блюз во множестве увлекательных оттенков.
Архив фестиваля можно посмотреть на сайте Blues.Ru.
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)