5 марта в возрасте 84 лет покинул этот мир пианист Жак Лусье (Jacques Loussier). Его смерть была окутана элементом таинственности: буквально на следующий день некоторые издания объявили известие о его смерти мистификацией. Но, к сожалению, всё подтвердилось, и теперь нам остается только вспоминать о необычном музыканте, сыгравшем огромную роль в становлении целого направления, объединявшего музыку барокко и джаз.
Жак Лусье родился 26 октября 1934 года во французском Анже. Широкую известность пианист получил в начале 1960-х годов, заинтересовав, в том числе, и любителей джаза. В 1959 году первая пластинка "Play Bach" была воспринята с восторгом. Молодой музыкант с отличной академической подготовкой (он окончил Парижскую консерваторию по классу профессора Ива Ната (Yves Nat), Лусье пошел на модный эксперимент: самые популярные темы И.С.Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение.
1960-е - удачное время для таких экспериментов. В зените славы "Modern Jazz Quartet" Джона Льюиса (John Lewis), к середине десятилетия образуется знаменитый вокальный октет "Swingle Singers".
Лусье создаёт собственный ансамбль: с ним играют уже известный к тому времени джазовый контрабасист Пьер Мишло (Pierre Michelot) и перкуссионист Кристиан Гарро (Christian Garros). Они выпускают серию альбомов под общим названием "Play Bach" с разнообразными джазовыми обработками произведений И.С. Баха.
Уже к середине 60-х, "Трио Жака Лусье" завоевало мировую известность, и хотя критики и пуристы от джаза встречали его с холодцой, за 15 лет было продано более 6 миллионов альбомов ансамбля.
Трио самораспустилось в 1978 году. Жак Лусье, по слухам, уставший от успехов, занялся сольными творческими поисками, а заодно - на пару со звукорежиссёром Патрисом Кефом (Patrice Quef) - открыл собственную студию звукозаписи Studio Miraval.
Впоследствии на ней записывались десятки знаменитейших исполнителей, таких как Элтон Джон (Elton John), Стинг (Sting), AC/DC, Yes, The Cure, Wham! и Rammstein. На этой же студии Pink Floyd записывали часть своей рок-оперы "The Wall".
Сам Лусье активно продолжал экспериментировать с музыкой, но уже на несколько ином поле. В 1980-е он выпускает записи, выполненные с использованием синтезаторов и живых инструментов, жанрово близкие к джаз-року, - "Pagan Moon", "Pulsions", "Sous La Mer".
300-летие Баха в 1985 году сподвигло Лусье к созданию нового трио: на этот раз к нему присоединились Андре Арпино (Andre Arpino) и Винсент Шарбоннье (Vincent Charbonnier). В репертуаре нового ансамбля к переработкам произведений Баха добавились аранжировки произведений Антонио Вивальди, Мориса Равеля, Клода Дебюсси и Эрика Сати, причём джазовое звучание перестало носить доминирующий характер.
В 2001 году трио Жака Лусье выступило в Москве, в Большом зале консерватории. Отвечая на пресс-конференции на мой вопрос, мьсе Жак сказал, что он всегда стремился представить музыку И.С.Баха в новых красках, дать ей новую жизнь. Но в применении к другим композиторам подходы пришлось изменить. И если в Баховской музыке принципы композиции, основанной на импровизации, приводили к нормальному джазовому развитию в стиле би-боп, то с импрессионистами Лусье пришлось поступить уже совершенно в композиторском духе.
Музыкант продолжал концертировать до 2009 года. Впоследствии резкое ухудшение здоровья не позволило ему продолжать играть публично.
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)