Многие слушатели в России знакомы с Леонардом Коэном
(Leonard Cohen) преимущественно как c музыкантом, автором "Closing
Time" и "Suzanne". Однако воспринимать Коэна
исключительно через призму его музыкального творчества в корне неверно. Иначе
возникает вопрос: чем занимался Коэн до 1968 года - то есть до 34 лет. А
Леонард Коэн, между
прочим, во всем англоязычном мире известен в первую очередь как поэт и
беллетрист. Дебютировал он как прозаик, и в этом
качестве получил пару литературных премий (одна из которых - премия МакГилла,
аналог нашего Букера), а также место в канадских
литературных энциклопедиях - как знаковая фигура эпохи битников.
И вот в конце весны 2002 года в России изданы два романа, которым предстоит
открыть нам этого нового Коэна:
бунтаря из 60-х, но не "шестидесятника"; любимца хиппи и певца людской
несостоятельности, однако не хиппи и вполне интеллектуально состоявшегося
джентльмена.
Очень хорошо, - скажете вы,- но зачем нам это, в
сущности, читать? Мало ли мы знаем музыкантов, пописывающих на досуге романы?
Вот, к примеру, Ник Кейв или тот же Марк Алмонд. Или БГ с
Макаром. Проза у них, как правило, экзистенциальная, с социальными элементами,
часто автобиографическая, либо до такой степени перенасыщенная аллегориями и
говорящими образами, что возникает ощущение, будто тебя накачали на манер
воздушного шарика, а потом отпустили, забыв вытащить затычку. Чтобы тебя
рррраспирало от интимных знаний и ощущения нереальной близости - зачем это?
Поверьте мне, два романа Коэна - это то, что вам действительно стоит
прочесть, чтобы разбить этот стереотип.
Прежде всего, опыт тридцатилетнего Коэна оказывается неожиданно ценен. Его
проза терпко пахнет плотью и болью. Она осязаема, но
тороплива и неровна, и оттого
возникает впечатление, что автор спешит окунуть нас в боль, движимый одному ему
ясной целью. Но все
дело в том, что это - не игра и не позерство. Это реальные боль и отчуждение, пережитые
автором на
острове с мифологическим названием Гидра, и это реальные наркотики, и реальный
секс, и реальная... стоп, лирические героини - и одна, и вторая - нереальны.
Одна из них стала собирательным образом, а вторая была найдена в религиозной
книге. Но и этого достаточно. Если смириться с этим обстоятельством, перестав наблюдать
за героями коэновских повествований со стороны и впустив их в себя - реальность
милостиво отступает, и в свои права вступает рефлексия, отравляя все
вокруг Миллером и Джойсом, Сэлинджером и Камю.
Знакомство с Коэном-прозаиком стоит начать с "Любимой игры" - раннего, очень "личного" романа с оттенком автобиографии. Не фактической а, скорее, эмоциональной. "Прекрасные неудачники" - более поздний, и однозначно более сложно организованный текст. Единство структуры и типажи героев - то, что роднит оба романа.
Вот Бривман - автобиографически раздавленный еще до рождения герой,
которому тяжело справляться с убийственной иронией творца; монреальский еврей,
напрочь лишенный чувства юмора, а потому подозревающий у себя
(небезосновательно) чувство прекрасного. Наказанный за бездействие смертью
ребенка, самого красивого героя книги (Мартина Сарка), Бривман ломается
под этой тяжестью, и увлекает за собой все, что не успел сломать сам.
Бривман и его "взрослый" - Кранц: красота, гибкость, ловкость, остроумие и
изящество, блестящий выдуманный герой, который так ловко отвечает на нападки
оружающих и так волшебно управляется с женщинами. В свой черед проигрывающий
поединок Бривману.
Вот безымянный лирический герой из "Прекрасных неудачников", обладающий потрясающим даром не видеть очевидного и превращать в захватывающий плотский бред самый скучный и не склонный к метафорам умственный мир. Его "взрослый-ребенок" - таинственный Ф., всезнающий и вездесущий, словно испорченный демиург. Трахающий жену нашего безымянного героя, подтолкнувший ее к самоубийству, легкий и прекрасный, как бог из голубой мечты. Проигрывающий.
И лирическая героиня книги, Катрин Текаквита - индианка, святая, реальная и невероятная, возникающая в воспаленном бреду автора - героя - читателя: чистая экзистенция обоих романов. Победившая, но оставившая на страницах повествования куски кровоточащей плоти.
Чем закончились для Коэна эти романы - мы знаем: в последующие десятилетия он выпустил еще 9 студийных альбомов. Последний из них, Ten New Songs, вышел в 2001 г., после того как Коэн несколько лет провел в буддийском монастыре в Калифорнии.
Последняя строчка - о переводчице Коэна. Горжусь своим знакомством с бесстрашной женщиной, сумевшей честно и корректно перевести этот захватывающий параноидальный текст.
Романы "Любимая игра" и "Прекрасные неудачники" вышли в серии "RevolutioN 9" издательства "Аналитика-Пресс".
Дата рождения:
21 сентября 1934
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)