В доказательство того, что рок'н'ролл скорее жив, нежели мертв, Москву в рамках фестиваля "Long live rock'n'roll" в конце августа посетят зачинатели одного из самых формальдегидных жанров молодежной субкультуры - doom metal. Candlemass.
Появившись из нетопленой "студии" в бункере одной из
стокгольмских подземок в
середине 80-х, они подарили людям doom metal, уверенность в неотвратимо
приближающейся смерти и бесподобный голос Мессайи Марколина (Messiah
Marcolin). Под
ноябрьски мрачный и беспросветный, как смерть бурятского певца в сталелитейном
цеху, минорный драйв, голос Мессайи раскатывал человеков как каток раскатывает
асфальт. От чего на душе возникал щекотливый приятный налет. Такое "хорошо"
продолжалось 4 года, с 87-го по 91-й. Ровно посредине расплющенный Metal
Hammer признал в 'Candlemass' самую тяжелую группу в мире. Но люди!...
Люди упорно не хотели давать денег. Голодные и злые, музыканты вели себя
нервно, иногда срываясь. (Музыканта ведь так просто ранить, во время не дав
хоть немного денег!) Первым ушел Марколин, отличавшийся, к тому же, трудно
переносимым, как и его 120-килограммовое тело, характером. Еще через 2 года
отец, бас-гитарист и главный над жизнью, Лейф Эдлинг (Leif Edling) по всеобщему
согласию распустил 'Candlemass'.
Так прошли 90-е. Порожденный ими к жизни
doom незаметно для себя решил, что он умер. И оказалось, что всех пережил
'Candlemass'. Самая тяжелая группа в мире.
Мы беседуем с вокалистом группы - Мессией , и наш первый вопрос закономерен...
Звуки.Ru: - Начнем, конечно же, с вопроса о реюнионе 'Candlemass'. Как-то все неожиданно произошло. Никто уже и не надеялся, по правде говоря. Расскажи, чему мы обязаны такому счастью?
Messiah Marcolin: - Нам поступило предложение выступить на фестивале Sweden Rock Festival. Впервые за многие годы мы собрались все вместе - чтобы решить, примем мы в нем участие, или нет. Лейф до этого два месяца работал над выходящим сейчас ремастированным переизданием наших старых дисков, а я в то же время выступил с одной шведской кавер-группой 'Candlemass', - Ancient Dreams. Я пригласил в Гетеборг Яна Линда и Матса Бьоркмана, ударника и гитариста классического состава Candlemass, которые вышли на сцену "на бис", когда играли "Mirror Mirror". На концерт собралось около пятисот человек. На следующий день об этом писали в газетах, словом, 'Candlemass' снова оказался на слуху. Так вот, предложение Sweden Rock Festival мы решили принять. После этого Оле Бэнг, менеджер King Diamond, предложил нам сыграть еще несколько концертов, и предложения стали расти, как снежный ком. Вот так все и вышло.
Звуки.Ru: - Вредный вопрос: а долго ваше сотрудничество продлится на этот раз?
Messiah: - Мы не знаем. Единственное, что мы пока решили - это то, что
этим летом мы будем играть на фестивалях. Кроме Sweden Rock Festival, мы сыграем
на трех крупных фестивалях в Германии, на одном - в Швейцарии и, конечно, в
Москве. Затем мы выступим на одном концерте в Лондоне в качестве хэдлайнеров.
Кроме того, у нас есть вариант в сентябре съездить в Бразилию и выступить там.
Так что пока конца гастролям не видно. Ха-ха, в итоге, наверно, у нас получится
целое мировое турне. А потом - ка-ни-ку-лы!! Мы только что сыграли два концерта
в Греции, где нам был оказан ошеломляющий прием. На первый концерт, в Афинах,
где мы были хэдлайнерами, собралось 12 тысяч человек. Нас встречали с огромным
энтузиазмом. Второй концерт, в Салониках, был в маленьком клубе на 600 человек,
но энтузиазма у публики было не меньше. После этих гастролей даже настроение в
группе изменилось, в лучшую сторону.
Звуки.Ru: - Не планируете записать новый альбом?
Messiah: - Покамест - нет. Все наши планы - это гастроли. Когда они закончатся, мы сядем все вместе и обсудим, что будет дальше. Лейф сейчас записывает свой сольный альбом, все будет зависеть от того, захочет ли он писать новые песни для 'Candlemass' и, в конечном счете, от всех нас, - захотим ли мы продолжать. Что касается меня лично, то одним из главных условий будет продолжение сотрудничества в Оле Бэнгом. Ведь одной из причин моего ухода из группы стало именно отсутствие профессионального менеджмента.
Звуки.Ru: - Иногда причины наших поступков имеют тенденцию меняться с годами. Что ты сейчас скажешь о причинах своего ухода из группы 12 лет назад?
Звуки.Ru: - Наш менеджер сказал мне, что Лейф хочет, чтобы я изменил стиль своего пения, чтобы я пел по-другому. Делать я этого не собирался совершенно, и сделался удручен. Так я об этом менеджеру и сказал. На что он мне ответил, что, может, мне тогда лучше уйти из группы. На что я ему ответил, что, мол, с легкостью. Мне нравилось, как звучит мой голос, я знал, что он нравится нашим фанатам - зачем мне было что-то менять? К тому же атмосфера в группе была очень тяжелая. Мы гастролировали несколько лет, наш гастрольный график был очень плотным. Мы играли везде. Мы пытались воспользоваться любой возможностью отыграть концерт. Под конец мы обнаружили себя играющими в мельчайших клубах. Вдобавок, мы не получали ни цента за свою работу. Мы были должны нашему лейблу за заем, который они предоставили нам для организации наших гастролей. Нам приходилось вкладывать свои собственные гонорары за проданные пластинки в концертную деятельность. Только через пять или шесть лет после того, как я ушел из группы, мы увидели первые деньги от продаж наших старых альбомов. И то невеликие. В группе царила тяжелая обстановка, а когда я услышал, что Лейф хочет, чтоб я изменил свой вокальный стиль, чтобы я пел более высоким вибратто, более грубым голосом, чем-то похожим на Роба Хэлфорда, я расстроился крайне. Я певец, а не визгля! Я пришел в студию и сказал всем to fuck off, "я ухожу из группы". В моем решении не было ничего личного, просто я не хотел петь по-другому.
Звуки.Ru: - Что ты думаешь об альбомах 'Candlemass', записанных без тебя, - особенно о двух последних? Ты их, кстати, слышал?
Messiah: - Да. Ты знаешь, там есть неплохие песни, но, на мой взгляд, звучание совершенно другое, словно играет совершенно другая группа. Другой голос, другие гитары, все другое, только бас остался прежним. Словно это другая группа.
Звуки.Ru: - "Мессия", мягко говоря, не совсем обычное имя, в английском, по крайней мере. И, насколько я понимаю, это имя, данное тебе при рождении. Если это действительно так, расскажи, пожалуйста, почему родители решили тебя так назвать?
Messiah: - А они и не называли, ха-ха-ха! Имя, данное мне при рождении - Брур Ян Альфредо Марколин. Когда я был подростком, я отвел свою мачеху в церковь и сказал ей: "Я хочу изменить свое имя!" Эдди - так все меня звали, это от моего итальянского имени, Альфредо, в честь моего деда. У меня итальянские корни, мой отец из Италии, из Венеции. И меня всегда называли Фредди - от Альфредо. "Фредди" мне не нравилось совершенно. Я стал называть себя Эдди, и кличка прижилась - мои друзья до сих пор называют меня Эдди. Так вот, когда я был подростком, я начал петь в группах. Я решил что мне нужно крутое имя, звучащее, что мне нужен сценический псевдоним. В то время как раз появилась Мадонна, и я подумал: "Если она называет себя Мадонной, почему я не могу назвать себя, скажем, Мессией?!" И я изменил Брур на Мессия. Так что теперь я - Messiah Jan Alfredo Marcolin.
Звуки.Ru: - 'Candlemass', безусловно, всегда были прохристианской группой. И в то же время от музыки и стихов, которые писал Лейф, всегда веяло мраком, они навевали ноктюрнальные, достойные Босха, образы. Благодаря чему, на твой взгляд, стало возможно такое странное сочетание?
Messiah: - Ха, мне даже сложно будет ответить, что Лейф имел в виду во
многих своих стихах. Конечно, многие песни, такие, как "Samarithan"
носят явно религиозный, христианский характер. Для меня, во всяком случае! Что
касается меня лично, то, конечно, я верю в бога. Я не сатанист, хотя в мою
подростковую бытность я полагал, что это именно так! Я курил гашиш, пил, как из
шланга. Я увлекался оккультизмом до того самого дня, когда вдруг понял что мои
увлечения зашли слишком далеко, и... испугался! Я выкрасил в черный цвет всю
свою комнату, а на дверь хотел повесить пентаграмму, обзавелся Сатанинской
библией, но мой отец сказал: "Никаких дьявольских пентаграмм в моем доме, или я
вышвырну тебя за дверь!" Мой отец из Италии, он католик, это само за себя
говорит!..
Когда я повзрослел, я выкинул это из головы, а тогда... Это было не
более чем увлечение музыкой, мне очень нравились Mercyful Fate и
Venom, мне казалось, что оккультизм и все в таком роде - это что-то
крутое, не более того. Когда я играл в Mercy, у меня на лице бывал
намалеван перевернутый крест, я прочитал Сатанинскую библию, и вот тогда-то мне
и стало страшно! Когда я представил, что должен делать дьяволопоклонник, у меня
мороз прошел по коже.
Как бы то ни было, я думаю, что я хороший человек. Сейчас
я верю в бога. Мой отец едва не умер во время операции, и тогда я в первый раз
по-настоящему молился богу. Что касается текстов, которые пишет Лейф, они
разные: некоторые о добре - другие о зле и дьяволе. Не бывает одного без
другого, в каждом из нас есть темные и светлые стороны.
Звуки.Ru: - Оглядываясь сейчас назад, вы считаете себя родоначальниками doom metal?
Messiah: - Я думаю, что doom придумали МЫ! Не я конкретно - ты знаешь, что меня пригласили в группу уже после выхода первого альбома, "Epicus Doomicus Metalicus". Я думаю, что сам термин "doom metal" появился после этого альбома. На мой взгляд, самая тяжелая и самая лучшая группа всех времен и народов - это Black Sabbath, но если сравнить 'Candlemass' и 'Sabbath', то их звук более... стильный, с акцентом на гитарные риффы, наш же звук не такой драйвовый, он скорее... похоронный, ха-ха! При всем моем уважении к 'Sabbath'... Слов нет, это фантастическая группа, но это музыка 70-х, а мы, я считаю, звучим более современно. Мы изобрели что-то свое, на мой взгляд! Когда я услышал "Epicus Doomicus Metalicus", я был просто без ума. Я не мог поверить, что эта группа из Швеции! Я достал телефон Лейфа, позвонил ему и сказал: "Я буду петь в твоей группе!" Если я был без ума от его музыки, значит, он был прав!
Звуки.Ru: - Однажды Тони Айоми повредил свою левую руку, что сделало звук 'Sabbath' таким, как он есть, - тяжелым и мрачным. А откуда взялись такие хмурые и подчас горестные ноты в ваших песнях: из симпатии к Sabbath? Из мрачной натуры самого Лейфа? В чем источник уникального звука 'Candlemass'?
Messiah: - В песнях Лейфа. И еще дело в том, что я сам - большой
поклонник такой музыки, и своим голосом я подчас привношу в нашу музыку еще
более горестные интонации. Зачастую, когда Лейф говорит мне, как спеть тот или
иной фрагмент, это выглядит гораздо более счастливо, мажорно. А я иногда всю
его радость обращаю в самую настоящую грусть! Иногда мне приходилось даже
убеждать остальных: "Давайте сделаем более тяжелую, мрачную, медленную вещь!"
Ведь когда начинался Candlemass, большинство песен были быстрые! Ты это
услышишь на ремастере "Tales of Creation", - каждое переиздание будет
включать бонус-диск с редкими записями, - так вот, там будут демо с "Tales of
Creation", записанные задолго до выхода "Epicus Doomicus Metalicus"!
(Записи 85-го года, когда группа еще называлась Nemesis - прим.
авт.) Все началось с "Solitude". Может быть Лейф сам принял
правильное решение, может быть я подтолкнул его к этому, но как бы то ни было,
песни стали медленней и мрачней, и нам удалось стать тем, кем мы стали - одной
из самых тяжелых групп в мире.
Звуки.Ru: - Когда-то вас действительно называли самой тяжелой группой на свете. Кто сейчас, по твоему мнению, может претендовать на это звание?
Messiah: - Сложно сказать, тяжелых групп много. Но было бы лучше, если б их было больше! Есть 'Candlemass', были Trouble. Не знаю, объединились ли они вновь или нет. Мои любимые альбомы - это две первые работы 'Trouble'. Потом они, правда, начали играть какой-то прихиппованный драйв, но первые альбомы были классные! Type O Negative, Pentagram на первых альбомах. Ну, а самые тяжелые - 'Type O Negative' и My Dying Bride. 'My Dying Bride' - классная группа, но мы были первыми! Нас не так уж много, если разобраться! Тех, кто несет "думовый" флаг сна, ха-ха!
Звуки.Ru: - Знаешь, когда меня спрашивают, люблю ли я doom, я отшучиваюсь, что дум для меня начинается на 'Candlemass' и заканчивается на Memento Mori. Забавно, не правда ли, - когда вы начинали никакого doom metal не было в помине, был лишь один Candlemass. Сейчас, в 2002 году doom metal, считай, уже положили на лед, и - сюрприз, сюрприз! Нет никого, только 'Candlemass! Вы никогда не боялись плыть против течения, выглядеть белыми воронами, оказаться немодными, в конце концов?
Messiah: - Мы таких мыслей к сознанию никогда не подпускали (перевод на
русский печатный - прим. авт.) Мы играли музыку, которая нам нравилась.
МНЕ хорошо от этих медленных и грустных мелодий! Эти депрессивные и мрачные
мелодии доставляют мне радость! Меня угнетает, когда я слышу эти ...ые Limp
Bizkit или Linkin Park! Вот когда я готов заплакать! Я ненавижу этот
попс, который сейчас почему-то называют роком! Для меня Бритни Спирс и
Linkin Park - одно и то же! Нравится мне тяжелый и медленный стафф!
В
последние время я записал несколько демо с группой Requiem, может быть
мы даже запишем альбом, не знаю пока. Покамест кой-какой материал доступен
через Интернет, с сайта www.requiem.nu. Это
гот-рок с синтезаторами, совсем не
то, что мы делаем с 'Candlemass', но это рок, мрачный рок. Можешь
послушать на досуге, если тебе интересно.
Звуки.Ru: - Скажи, кем ты себя считаешь: пессимистом или оптимистом?
Messiah: - Оптимистом. Я просыпаюсь каждое утро, иду на работу - я
работаю водителем грузовика при складе - меня это не напрягает. Я могу работать
где угодно, но музыка для меня все же главное в жизни. Я надеюсь, что
когда-нибудь я смогу зарабатывать на жизнь только своей музыкой. Если мы решим
не продолжать 'Candlemass', я буду выпускать свои собственные альбомы.
Деньги приходят и уходят, я никогда не был богат, и не очень-то собираюсь
становиться богачом. Но моя самая светлая мечта - жить только за счет музыки.
Пока я могу обеспечивать свою жену, пока я могу оплачивать ренту и заниматься
музыкой - я счастлив.
Звуки.Ru: - На последнем альбоме 'Memento Mori', - "Songs for Apocalypse" - состоялся твой дебют как автора. Собираешься ли ты и дальше продолжать это занятие, за которым до этого ты замечен не был?
Messiah: - Конечно! Но сейчас - отличная возможность сконцентрироваться
на 'Candlemass'. Я могу и подождать (надеюсь, я не умру за этим занятием!)
Лейф Эдлинг - один из лучших авторов в мире. Я бесконечно люблю музыку,
которую он пишет. 'Candlemass' уникален из-за его музыки вкупе с моим
голосом. Все вместе мы, - Лейф, я, Ларс, Матс и Ян, - образуем некий сплав. И если
мы будем записывать новый альбом, писать новые песни, я буду попросту
настаивать, чтобы Лейф включил старые песни в новый альбом. Зачем отказываться
от того, что хорошо? А в будущем, конечно, я запишу свой альбом, нечто вроде сольника.
Звуки.Ru: - У тебя поистине уникальный голос. Ты никогда не задумывался о карьере оперного певца?
Messiah: - Мой отец раньше часто твердил мне (да и сейчас продолжает!):
"У тебя прекрасный оперный голос!" Он сам большой поклонник Паваротти, он
слушает его, не переставая! Мне самому нравится Паваротти и, как бишь его,
Доминго. Я могу спокойно попрыгать по сцене под Паваротти, он рулит, ха-ха!
Иногда на саундчеках я пою что-нибудь из классики, "Саломею", например. Но
чтобы быть классическим певцом, нужно музыкальное образование, нужны
специальные уроки вокала, нужно уметь читать ноты. А все, что я могу читать -
это дешевые "карманные" триллеры!
Звуки.Ru: - Пара вопросов касательно 'Memento Mori'. Насколько я понимаю, Майк (Уид) был старым другом 'Candlemass', или что-то близкое к этому. Тем не менее, расскажи вкратце о том, как образовалась группа.
Messiah: - Майк был гитаристом в 'Candlemass' какое-то время, пока к нам не присоединился Ларс Йонссон. На "Black Candles", инструментальной композиции с "Nightfall", Майк играет партию соло-гитары, как ты, наверно, знаешь. Мы начали записывать "Nightfall" с Майком на борту. Майк фантастический гитарист, но он не вписывался в музыку, которую мы хотели играть. Он играл классно, но очень быстро. Мы просили его играть помедленней, но он просто не понимал, о чем мы говорим. Он ушел, и мы все сожалели об этом. Но потом мы нашли Ларса, который идеально подходил под наш стиль. На самом деле, кандидатуру Ларса нам посоветовал именно Майк! Его уход никоим образом не сказался на дружеских отношениях между нами, и когда, в свою очередь, из группы ушел я, Майк позвонил мне и предложил сделать что-то свое. Записанные нами демо стали вскоре "Rhymes of Lunacy", первым альбомом. 'Memento Mori' - это другая группа, где большее внимание уделяется технике исполнения, с более виртуозными гитарами. 'Candlemass' - группа скорее настроения, атмосферы. И самое главное - в 'Memento Mori' все партии вокала придумывал я, а в 'Candlemass' - Лейф, ха-ха! Ну, я их, правда, всегда менял!
Звуки.Ru: - Ты поддерживаешь связь с Майком, Ники (Ардженто, ритм-гитарист) и остальными ребятами? Есть ли у нас шанс снова услышать 'Memento Mori', ведь сейчас ты занят в 'Candlemass', а Майк - в 'King Diamond'?
Messiah: - Почему бы и нет? Я бы с удовольствием сделал еще один альбом с 'Memento Mori'. Иногда мы звоним друг другу: ведь мы оба живем в одном городе - в Стокгольме. Но сейчас Майк действительно занят в Mercyful Fate и 'King Diamond'. Я сказал ему так: "Если ты решишь записывать следующий альбом 'Memento Mori' - я к твоим услугам".
Звуки.Ru: - Расскажи, пожалуйста, вкратце о других проектах, в которых ты участвовал за последние 12 лет, после ухода из 'Candlemass', - например, Tribute to Venom и других.
Messiah: - Для начала, я пел на первых двух альбомах Memento Mori,
"Rhymes of Lunacy" и "Life, Death and other morbid tales". Я
сочинял все партии вокала в группе - то есть то, что слушают люди. Но ни в
одной из песен я не был упомянут как соавтор. Когда мы выпускали "Life,
death..." я попытался настоять, чтобы мое авторство тоже учитывалось, но Майк и
Сноуи были категоричны: "Нет, я написал все гитарные партии!" Или: "Нет,
это моя песня!" Я сказал: "ОК, можете оставаться со своими песнями!" В моем
решении уйти не было ничего личного, я бы сказал, оно было продиктовано
деловыми мотивами. Они выпустили один альбом без меня, "La Dance
Macabre", - который, видно, не пошел им на пользу. Через пару лет мы
встретились вновь, выпили пива, и Майк предложил мне вернуться и записать
альбом. Я ответил: "Почему бы нет?" Теперь мое имя фигурировало в качестве
соавтора; кроме того, я написал стихи к некоторым песням.
Дело было так: на всю
запись у нас было две недели, днем Майк записывал альбом, а ночью писал стихи к
песням. Под конец он выдохся окончательно и сказал: "Месайя, написал бы ты
чего-нибудь - я валюсь с ног и иду спать". За одну ночь я написал текст к "I
prayed", посвященную моему отцу. Что касается Tribute to Venom, меня
пригласил Энди Кук, менеджер Venom. Я спел на "Countess
Bathory", песне с моего любимого "Black Metal", которую, правда,
сыграли в два раза быстрее оригинала. Кроме того, вместе с группой
Colossus я сыграл на Tribute to Metallica. Мы сыграли "Sad but
true", сыграли в два раза медленнее, превратив ее в настоящую тяжелую вещь.
Я был в Colossus два года, но мы так и не смогли найти нормального
ударника, вдобавок я живу в Стокгольме, а они - в Гетеборге, и расстояние, в
конце концов, положило конец группе.
Звуки.Ru: - Если бы тебе предоставился шанс, в какой бы группе, кроме Candlemass, ты хотел бы петь?
Messiah: - Trouble. Перед тем, как присоединиться к 'Candlemass', я сказал Лейфу: "Если ты не возьмешь меня в группу, я полечу в Чикаго и предложу им свои услуги!" Он посмеялся и сказал: "Давай, путь открыт!" Я однажды встретился с ними в Лос-Анджелесе, они оказались замечательными парнями. Юмор заключался в том, что все они христиане, я подхожу и представляюсь: "Здравствуйте, я - Мессия!" Смеялись все.
Звуки.Ru: - Вопрос напоследок. Что нам ожидать от обновленного Candlemass: возврата к корням или все же нового звучания, с элементами психоделики и даже альтернатива, того, что продемонстрировал Лейф на двух последних альбомах 'Candlemass'и своем проекте Abstract Algebra?
Messiah: - Не знаю. Если мы все же решим записывать новый альбом, я бы хотел продолжать в прежнем направлении. Наша музыка должна быть тяжелой и медленной. Я не имею ничего против новшеств, но нельзя изменить самих себя! Говорят, что перемены - к лучшему. И это так, когда они незначительные, ха-ха! То есть такие, которые влезают в мою монашескую рясу!
Дата образования:
1 января 1985
1939 – Родилась рок-легенда Тина Тернер (настоящее имя Annie Mae Bullock),- певица, автор песен, актриса и танцовщица. Обладательница 8 премий Grammy. За свой артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность она носит титул Королевы рок-н-ролла »»
Tina TURNER (1939)
Rita ORA (1990)