В июле 2001 года появляется FLAC - Free Lossless Audio Codec, со временем ставший самым популярным форматом сжатия цифрового аудио без потери качества с открытым исходным кодом.
Как это работает: FLAC при сжатии не удаляет никакой информации из аудиопотока, в отличие, например, от MP3, OGG Vorbis, WMA и AAC. Аудио сжимается примерно таким же образом, как любые другие цифровые данные сжимаются архиваторами ZIP или RAR, с возможностью восстановления с точностью до бита. Разница в том, что сжатие FLAC использует некоторые свойства аудиопотока, чтобы оптимизировать сжатие. Если ZIP или RAR позволяют уменьшить размеры WAV-файла на 10-20%, то FLAC уменьшает его размер на 40-50%.
Поскольку никакая информация из оригинала не теряется, FLAC – как и другие Lossless-форматы - хорошо подходит для резервного копирования музыкальных записей в высоком качестве, особенно тех, что были оцифрованы с винила или скопированы с цифровых HD-носителей. По этой причине FLAC стал чем-то вроде аудиофильского фетиша для тех, кто терпеть не мог "обрезанный звук" mp3.
FLAC остаётся нишевым явлением. Форматы сжатия с потерями качества – MP3 и аналоги – разрабатывались специально для того, чтобы как можно сильнее уменьшить размер исходного аудиофайла и сделать его пригодным для передачи через медленные интернет-соединения за вменяемое время. Пусть и с принесением в жертву качества звучания. И хотя сегодня повсюду доминируют высокоскоростные каналы, lossy-форматы никуда не деваются. Растёт средний битрейт (256 кбит/c против 96-128 кбит/с в начале 2000-х), эволюционируют сами форматы, появляются новые. Например, Advanced Audio Codec (AAC), который теперь используют Apple и Youtube, даёт лучшее качество, нежели MP3 при том же битрейте.
Как ни крути, передача этих файлов осуществляется быстрее, и потому экономически оправдана. Но далеко не все меломаны готовы терпеть ущерб, наносимый сжатием в MP3, AAC и других форматах. Сегодня огромное количество портативных аппаратных плееров поддерживают FLAC. Большинство мало-мальски известных программных плееров читают этот формат хотя бы с помощью плагина (список аппаратных устройств и программ для работы с FLAC доступен здесь). В формате FLAC предлагается музыка в стриминговом сервисе Tidal, нескольких других менее известных HD-ресурсах (http://www.techradar.com/news/audio/5-best-cd-quality-digital-music-services-1270569/2). Нил Янг (Neil Young) планирует запустить свой собственный HD-сервис PonoMusic, и в нём музыка также будет распространяться в формате FLAC.
И разумеется, огромное количество музыкальных файлов, сжатых во FLAC, перекачивается через пиратские ресурсы.
Как бы там ни было, FLAC, как и прочие lossless-форматы, сохраняет элитарный статус. Чтобы он стал общераспространённым, вероятно, понадобится ещё многократное увеличение пропускной способности современных коммуникационных сетей, и/или радикальный рост дискового пространства в портативных плеерах (если таковые ещё просуществуют какое-то время), а также значительное увеличение вместимости серверных массивов, в которых сегодня хранят аудиофайлы Apple, Google и все остальные.
1987 – Первый концерт питерского состава ДДТ »»
Борис Александрович ПОКРОВСКИЙ
Marty PAICH (1925)
Gary BURTON (1943)
Маргарита ПУШКИНА (1950)
Robin ZANDER (1952)
Альберт ПОТАПКИН (1967)