С тех пор как Depeche Mode покинул Алан Уайлдер (Alan Wilder), практически в одиночку отвечавший за аранжировки и то, что называется "саундом" группы, имя продюсера – чуть ли не главная интрига вокруг каждой их новой пластинки бэзилдонцев. В этой роли уже успели побывать Тим Сименон (Tim Simenon, он же Bomb The Bass), Марк Белл (Mark Bell) из LFO, а над последними тремя альбомами работал Бен Хилльер (Ben Hillier). Список кандидатов, по разным причинам не подошедших, выглядит еще интереснее – в продюсерском кресле мог оказаться, например, Нелли Хупер (Nellee Hooper), но не срослось, а жаль.
Главный секрет нового альбома был раскрыт на пресс-конференции в Милане в минувший четверг. Ответственным за звучание пластинки "Spirit", выход которой запланирован на весну, назначен Джеймс Форд (James Ford). Первая ассоциация, которую вызывает это имя – электронный дуэт Simian Mobile Disco, половину которого и составляет Форд. Но не стоит думать, что раз выбор пал на Форда, значит DM задумали выпустить танцевальную пластинку. Дело в том, что Джеймс Форд – человек с длинной и довольно извилистой биографией, в которой электроника, и в особенности электроника клубная занимает место далеко не главное.
Чтобы разобраться в том, "ху из мистер Форд", пробежимся по его карьере и отметим самые важные её эпизоды. Для начала, отмотаем пленку почти на 20 лет назад. Форд вместе с двумя приятелями по Манчестерскому университету создает группу King Rib. В Британии – пик моды на биг-бит и драм-н-бейс, и King Rib пытаются отвоевать себе место в этой же песочнице. Пытаются без особого успеха – история группы так и ограничивается парой самиздатных пластинок. Но это был фальстарт, а настоящим стартом карьеры для Форда становится созданный на руинах King Rib квартет Simian. И хотя в звуке Simian по-прежнему много клавиш, по составу и по структуре треков это уже вполне традиционная рок-группа, где Форд занимает место барабанщика.
Хотя Simian, очевидно, оставили след в музыкальной истории, их недолгая карьера прошла с переменным успехом. Группа выпустила два альбома при поддержке довольно серьезных лейблов, получила неплохую прессу, но большого коммерческого успеха не имела. В итоге, просуществовав несколько лет, Simian приняли решение о самороспуске. Единственный большой хит, формально приписанный этой группе (клубный боевик Justice vs Simian "We Are Your Friends") был на самом деле ремиксом, присланным на конкурс (Justice тогда были абсолютными новичками и не гнушались такими способами продвижения) и прогремел уже после того, как Simian распались.
Форд тем временем и сам уже переключился на электронику: от Simian отпочковался дуэт Simian Mobile Disco, в который кроме самого Джеймса вошел его тёзка и давний соратник по музыкальным проектам, клавишник Джеймс Шоу (James Shaw). И хотя музыка SMD поначалу напоминала не то электро, не то эйсид-хаус, взлёт группы произошел на волне яркой и скоротечной моды на "новый рейв". Без треков с альбома "Attack Decay Sustain Release" не обходилась ни одна рок-н-рейв дискотека, начиная с лондонского Fabric и заканчивая московскими "Чебуран пати" и субботними вечеринками в "Кризисе жанра".
Примерно тогда же Форд начинает активно заниматься продюсированием. Среди его клиентов – главным образом рок-группы, которые в той или иной степени вписываются или пытаются вписаться в модную волну танцевального инди – Mystery Jets, Test Icicles, Bumblebeez и так далее. А главным продюсерским успехом Форда того времени становится дебютный диск Klaxons "Myths of the Near Future", который добирается до второй строчки британского чарта и в конце концов приносит группе премию Mercury.
"Ну ясно, еще один электронщик, который ставит рокерам трендовый танцевальный звук", - скажете вы, - "сколько их уже было, от Мородера до Стюарта Прайса?". Но не всё так просто. Форд не из тех, кто в любой трек добавит клубную бочку и синтезаторный бас. Скорее наоборот, электроники в музыке его клиентов немного, и место она занимает далеко не главенствующее. В студии Форд не столько продюсер-аранжировщик, который перезаписывает весь трек в собственном стиле, сколько советчик и звукоинженер. Если же пытаться как-то описать его звук, то стиль Форда - это мягкость и округлость с почтением к глэм-року семидесятых, этакий Рик Рубин (Rick Rubin) наоборот. Неспроста главным издателем Simian был французский лейбл Source, лицом которого были Air и Phoenix.
Еще одним важным этапом в жизни Форда стала дружба с Алексом Тёрнером (Alex Turner) из Arctic Monkeys. Форд регулярно появлялся в качестве продюсера на их записях (и снова чистый и вылизанный, подчеркнуто мягкий ретро-звук при минимуме электроники), а параллельно стал одним из участников "спин-офф" проекта Last Shadow Puppets вместе с тем же Тёрнером, а также Майлзом Кейном (Miles Kane) и Заком Доузом (Zach Dawes). В нем Форд не только рулил звуком в студии, но и сидел за ударной установкой. И снова музыка, выходившая из рук Форда звучала мягко, и ничто не выдавало в нем участника "передвижной дискотеки", услаждавшей по ночам слух рейверов.
Тем временем Simian Mobile Discо, на которых у Форда тоже оставались силы, двигались в строго противоположном направлении. От электро группа постепенно смещалась в сторону сухого, резкого и минималистичного тек-хауса. То ли звук в SMD определял Джеймс Шоу, то ли в этих экспериментах с нарочито современным и модным электронным звуком Форд компенсировал чрезмерное ретроградство, которому давал выход в сторонних проектах. Не то, чтобы в Форде-продюсере никогда не проявлялся Форд-электронщик. К примеру, сольная ЕР вокалистки The Gossip Бет Дитто (Beth Ditto) звучит вполне танцевально, но параллелей с диско на ней явно больше, чем с тек-хаусом, да и от надоевшего ярлычка "ретро" тут снова не отвертеться. Редким исключением оказывается песня Little Boots "Shake" (единственная вещь на альбоме "Nocturnes", спродюсированная Фордом), звучащая точь-в-точь как трек Simian Mobile Disco, но этот пример скорее подтверждает общее правило, чем даёт намек на какое-то новое направление.
Haim, Florence And The Machine, Foals, Mumford And Sons – всем им Форд ставит свой любимый чистый и аккуратный саунд, не навязывая артисту своих взглядов и не выдвигая свои аранжировки на первый план. Во всех этих пластинках Джеймс скорее предельно корректный "господин оформитель", чем продюсер-революционер. Что же в таком случае привлекло внимание Depeche Mode именно к его персоне? Казалось бы, группа далека от обоих его форматов. И хотя ретроградство вполне могло бы привлечь Дейва Гэана (Dave Gahan), взявшего курс на блюз и госпел, а клубная электроника – Мартина Гора (Martin Gore), который в последнее время увлечен экспериментами в диапазоне от техно до IDM, но всё это – направления сольных работ отдельных участников DM, а не группы как таковой.
Ответов, а точнее предположений, тут может быть два. Первое – звуку DM последних десяти лет отчаянно не хватает мягкости и сбалансированности. Взяв курс на жирный и рыхлый аналоговый звук, Depeche Mode нарушили долгое время существовавший в группе баланс между аранжировкой и песней, экспериментом и гармонией. Емкая цитата из коллеги Куркина ("Дейв всё еще поет блюзы с Soulsavers, а Мартин всё еще играет техно с Винсом Кларком") как нельзя лучше описывает последний диск группы. Для того, чтобы привести эти компоненты в равновесие и вернуть красоту и гармонию в музыку Depeche Mode, возможно, и нужен Джеймс Форд с его любовью к мягкому звучанию и в то же время с корректностью по отношению к исходному материалу.
Второе: в цепи "Depeche Mode – Джеймс Форд", возможно, есть потерянное звено. Это последний на данный момент диск Simian Mobile Disco под названием "Whorl". Когда от Форда и Шоу никто уже не ждал сюрпризов и чудес, те вдруг отказались от клубного звука и записали вдумчивую и элегантную пластинку, вдохновленную синтезаторной электроникой 1970-х. Тут и фирменная фордовская мягкость в кои-то веки пришлась к месту в его основной группе. Вероятнее всего, музыканты Depeche Mode (как минимум, Мартин Гор) этот альбом слышали, и по всей видимости, он произвел на них впечатление - что неудивительно, ведь группа в последнее время сама увлечена аналоговым звучанием. И если уж Форду удалось с таким блеском оседлать этих модульных "лошадей", значит и в студии Depeche Mode он способен сделать невозможное. И хотя минутное превью песен с альбома "Spirit", прозвучавшее на пресс-конференции, звучит довольно типично для поздних DM (все эти фрагменты вполне вписались бы хоть в "Delta Machine", хоть в "Playing The Angel"), появление нового продюсера даёт основания надеяться на лучшее.
Ruth BROWN (1928)
Roland ALPHONSO (1931)
Ronald Shannon JACKSON (1940)
Maggie BELL (1945)
George DUKE (1946)
Павел КОЛЕСНИК (1958)
Per GESSLE (1959)