ФЕСТИВАЛЬ  Прокати нас, Ванюша, на тракторе

Мир, любовь, сельхозтехника и щепотка Гластонбери - на чем растет Дикая Мята.

Прошлый год ознаменовался для Дикой Мяты новосельем – фестиваль переехал в Тульскую область. Новоселье получилось веселым, но трудным: разверзшиеся аккурат после пятничного выступления Бориса Гребенщикова хляби небесные так и не сомкнулись вновь аж до самого воскресенья. Надо отдать должное команде фестиваля, не сдавшейся перед лицом стихии и проявившей самоотверженность, достойную легендарных организаторов Вудстока. И тем более похвально, что в этом году практически все подсвеченные непогодой моменты были устранены: поле расширено и изменены все неудачные локации (читай "туалеты больше не возвышаются на холме над палатками и не угрожают сходом селевых потоков в случае нового потопа"), сцены развернуты так, что теперь звук главной сцены не перекрывает концерты на других площадках, появилась крытая сцена (в равной степени прекрасная штука на случай и жары и дождя), горячий душ, комнаты матери и ребенка, инфо-центр с бесплатным доступом в интернет и целая куча зарядных станций… Не говоря уже о настоящем гастрономическом празднике жизни. Что, впрочем, отличало и прошлогоднюю Мяту: найти промокшему меломану горячей еды и напитков (согревающих, не горячительных, подчеркну!) труда вовсе не составляло.

От материального - к духовному. По общему признанию, лайнап фестиваля превзошел все ожидания. Расписание повергало в панику, потому что хотелось успеть везде. Всего сцен было организовано три: главная сцена "Легенда", очень стильная, настоящее олицетворение Лондона крытая сцена "Willy-boys Club” (рядом с ней припарковался даже настоящий даблдеккер, готовый увезти вас в виртуальный 3D тур по британской столице) и небольшая, но симпатичная Вело-сцена, где проходили детские мероприятия.

Коротко о самом лучшем и запомнившемся. Простите за неровный почерк: очень трудно не растянуть рассказ на пресловутое "коротенечко, минут на 40".

"Легенда", согласно названию, собрала всех хедлайнеров. При этом равновеликими и прекрасными были все три дня.
Открытие фестиваля и потрясающий концерт группы "Сплин". Все самое лучше за один вечер, при этом отдельно восхитили связки между песнями – Александр рассказывал свою историю и в самих песнях, и в поэтических и прозаических переходах между ними. Запомнилось ироническое: "А теперь - песня о том, зачем мы все пришли на этот свет. Ведь не только же для того, чтобы платить налоги!"

И, конечно же, неизменная "Выхода нет", которую толпа людей самого разного возраста поет за Васильева. "Сколько лет прошло – все о том же…". Прошло почти двадцать. Все о том же.

Суббота – и сразу два хедлайнера.

Воссоединившийся дуэт "5’nizza" - единственные, кто вышел на бисовку, потому что отпустить их было совершенно невозможно. Воссоединение после 10 лет породило удивительную бережность в отношении артистов к другу другу.
Ребята явно кайфовали от присутствия на сцене вместе и щедро делились своей радостью с со зрителями. Они импровизировали, шутили, смеялись и пели как то, что собирались сыграть заранее, так и то, что казалось им правильным включить в концерт уже просто по ходу действия. И вовлечь в этот праздник всех.

После этих ребят даже не очень понятно было, как теперь можно слушать кого-то еще, даже если эти кто-то – Несчастный случай. Тем более, что в этот момент что-то пошло не так: весь саундчек начался как будто бы заново. Момент выхода группы на сцену все откладывался: 15 минут, 20, 40…. Народ, впечатленный сетом 5’nizza, разбрелся кто куда в ночную тьму. Но тут группа все же появилась.
Алексей Кортнев - из тех артистов, которым достаточно просто выйти на сцену, чтобы вот этим одним своим появлением вернуть обратно к сцене тысячи людей и заставить их забыть про усталость. Отдельное спасибо команде фестиваля за огромные мониторы по обе стороны сцены: такого отличного актера как Кортнев хочется и нужно видеть вблизи. Зажигательное "Овощное танго", лиричная "Песня о Москве"… Но осталось ощущение, что Алексей Анатольевич со товарищи вышел на сцену ради нескольких конкретных песен. Самых острых, резких и предельно откровенных, от по-прежнему актуальной "Генералы не дают мне спать" и до знаменитой "Шла Саша по шоссе". Пока поет НС, можно незаметно для себя сорвать голос, потому что молча слушать просто невозможно. Завершала этот своеобразный сет внутри сета известная всем и каждому в исполнении Шнура заглавная песня из фильма "День выборов", последнюю фразу которой многотысячная толпа спела за музыкантов, чтобы не подвергать штрафам за запретное слово ни группу, ни организаторов фестиваля.

Момент, который отличает, наверно, именно этот фестиваль – душевность. Завершилось выступление НС сумасшедшей красоты фейрверком, который стал одновременно подарком на день рождение супруге одного из постоянных участников фестивальной команды, - и подарком всем нам, собравшимся на поле в эту ночь.

И, наконец, финальный хедлайнер, закрывающий фестиваль –"Мгзавреби". Тут, конечно, лично мы дали слабину. И слушали великолепных гостей из Грузии, забравшись в никем не занятый кусок тени под сворачивавшимся фудтраком. Попрыгать на жаре, как в прошлом году задорно прыгали в грязи, мы не смогли. Но радоваться музыке это не помещало. И даже метель зеленых конфетти долетела до нашего убежища. Надо сказать, что смелых и жаропрочных меломанов перед сценой было более чем достаточно и в самый жаркий полдневный час.

Но хороши были не только именитые и заслуженные.
От главной сцены просто невозможно было оторваться. Разве только ради того, чтобы добежать послушать на "Wiily-boys Club" команду Radio Kamerger, которая, несмотря на все недавние неприятности , выступила ярко и неистово.

И дальше только "Легенда".
Вот только некоторые коллективы, после выступлений которых казалось, что не хватит пороху уже слушать хедлайнеров.

"JukeBox Trio". Им зрители обязаны фразой "Мы дикие и поМЯТЫе!". А еще зарядом бодрости и позитива. Прекрасный пример того, как только в три микрофона, без инструментов/оркестра/кордебалета можно так прокачать толпу, что она будет петь и танцевать, забыв о жаре.

"Microguagua". Иногда полезно бывает не раздражаться на шум из соседних палаток, а немного к нему прислушаться. И тогда, помимо драматического монолога о пропавших без вести носках, можно услышать хорошую музыкальную рекомендацию. Именно так, ведомые фразой "да, на Легенде группа отличная будет из Барсы, Miсroguagua", мы попали на сет этих огненных исполнителей фанка и регги. Шестеро уличных музыкантов при помощи довольно лаконичных приемов заставляют тебя перенестись куда-то на острова Карибского моря. Удивляешься, как можно было пропустить этот коллектив в прошлом году, когда так нужно было немного солнца среди дождя.

"Theodor Bastard". Полуночный уже пятничный сет питерской команды экспериментаторов получился абсолютно шаманским. Вот именно так их нужно слушать, ночью под звездным небом, вдали от города, завывая на луну.

И, конечно, "The Wanton Bishops". Ливанские гости, прямиком явившиеся к нам с Glastonbury. Рок-н-ролл, психоделика и блюз, помноженные на экзотическое очарование Ближнего Востока. Для тех, кто истосковался по музыке 60х годов – к прослушиванию обязательно.

Сегодня "Дикая Мята" - лучший фестиваль в категории World music, великолепные три дня мира и музыки. И еще это один из самых безопасных и интеллигентных фестивалей, что также является несомненным плюсом. Сюда хочется возвращаться и дождь, и в жару.
А, конечно же, вот еще что! Где еще вы сможете найти выставку сельхозтехники и отличный сеновал?!

08.07.2016, Юлия ЦИРУЛЕВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: