Точно установить, сколько именно собирался материал для нового альбома Аукцыона "На солнце", нелегко. Документалист Дмитрий Лавриненко, автор фильма "Еще" (2014), сумел заглянуть в творческую кухню группы, но она по-прежнему мало известна даже самым близким к "Ы" людям. Известно лишь, что весь предыдущий год группа активно репетировала песни с тем, чтобы в начале октября засесть в студии. В итоге альбом был записан даже быстрее, чем вышедшая 5 лет назад "Юла" – всего за восемь 12-часовых смен. На самом деле, записались за 5 дней, а три дня потом доделывали, выдумывали, пробовали, экспериментировали. Если на "Юле" были три песни Олега Гаркуши и одна – Дмитрия Полякова, то "На солнце" состоит исключительно из песен на стихи и тексты Дмитрия Озерского (причём, одна из песен собрана из нескольких текстов автора).
Запись и сведение проходили на "Мосфильме", записывали с Андреем Левиным и его ассистентом Сергеем Кругловым. Сергей Васильев, директор "АукцЫона": "Андрей уникальный музыкально образованный человек, он всё слышит. Мне он сначала очень сильно не понравился, потому что после каждого дубля произносил одно и то же: "Великолепно!". Музыканты просили: "Что-то как-то мы плохо сыграли, давай ещё дубль". А он в ответ: "Всё отлично!". Ему нравился каждый дубль. Но в итоге мы записали отличный альбом, и сделали это так, как делаем уже давно: живьём сразу все инструменты. Мы так записывали и "Маму", и "Девушки поют", и "Юлу". Андрей Левин идеально слышал, какие инструменты не строят, и подсказывал Фёдорову и остальным. Я в итоге его очень зауважал".
Сводить альбом "Ы" собирались с английским звукорежиссёром, но в итоге сделали мастеринг сами, с помощью Анатолия Рясова. Сергей Васильев: "Сначала мы хотели свести альбом с известным английским саунд-продюсером. Но после первой песни решили распрощаться с ним. Он – настоящий профессионал, но сводил по своим медийным стандартам, так, чтобы песню сразу взяли на радио, потому что она была бы сведена под любой, образно говоря, громкоговоритель. Фёдоров же пишет альбомы, стараясь подстраиваться под хай-энд, под аппаратуру высокого качества. Продюсер свёл песню к стандартам, и из неё исчез нужный драйв. Как минимум, ударные у нас всегда впереди, они – как ритм сердца, а не аккомпанирующий фон. На хай-энде сразу становится заметно, есть в музыке глубина или нет".
Из-за этих пертурбаций выпуск альбома задержался на несколько месяцев. Но и группе, и слушателям это оказалось даже на руку, потому что к маю было выпущено специальное приложение, через которое можно послушать альбом бесплатно. Доступ к приложению открывается как раз сегодня, однако Звуки получили возможность оценить работу чуть раньше.
"Рок-н-ролл – это война за выживание"
Полтора года назад мы делали круглый стол онлайн с Сергеем Васильевым, Фёдором Чистяковым, Саркисом Дарбиняном и Соней Соколовой. Тогда мы много говорили об авторском праве, о том, что музыканты не могут жить только за счёт концертов, ведь они живые люди, их здоровье не бесконечно. И когда оно вдруг кончается, как и на что жить? Саркис утверждал, что вся информация в интернете должна распространяться бесплатно, авторы были с ним не согласны.
Комментирует Сергей Васильев: "Любой концерт группы "АукцЫон" может в одночасье стать последним. Любой! Я первый раз поехал с ними в Германию в тур, когда они играли по 20 концертов в месяц в маленьких клубах. А поскольку я всегда должен был следить за порядком на сцене (поменять струну, поднять микрофон и так далее), то стоял лицом к лицу с Федоровым. Я смотрел на молодого ещё человека [Сергей говорит о гастролях в 1994 году. В то время Леониду Фёдорову был 31 год – прим. ред.], который практически умирает на сцене. У меня челюсть отвисала – как он завтра-то играть будет? И потом ещё 10-15 концертов.
Фёдоров играл после челюстно-лицевой операции, а я после каждой песни менял ему перевязку. Озерского на скорой увезли с приступом язвы, он выписался из больницы чуть ли не со скандалом, в духе "я нормально себя чувствую, мне пару уколов сделали". Вышел на следующий день на сцену и так сплясал с Гаркушей, что показал всем – он в порядке.
Рок-н-ролл – это война за выживание. Все люди живые, а за счёт концертов зарабатывать можно, но не до бесконечности. Моя задача, как директора, заключается в том, чтобы они подольше прожили. Пусть лучше сидят в студии, чем дают много концертов или тем более ездят с турами. С другой стороны, жить-то надо на что-то".
Из этого спора и родилось приложение альбома "На солнце". Оно распространяется бесплатно, его можно послушать со смартфона под iOS или Android, причём, послушать не без игровых механик: для того, чтобы "открыть" композиции, надо навести камеру телефона на условное солнце – любой яркий источник света (в случае с автором этой статья сработал экран макбука - главный свет в оконце любого журналиста). После этого автоматически начинает проигрываться заглавная песня альбома, и вот тут лучше сразу нажать "Стоп", перейти к первой композиции и слушать альбом по порядку, без перерывов, как одну длинную историю из 8 глав: "Сынок", "И день и Ночь", "Пропал", "Луна упала", "Чайки", "Плыть", "На Солнце" и, как вывод, "Мир тает".
Название для альбома музыканты выбрали не сразу. Было несколько вариантов, среди которых и "Луна упала". В итоге музыканты решили, что нужно более оптимистичное название, и выбрали многогранное "На солнце". По словам Васильева, получилось так, словно "АукцЫон" сам себя с каждым альбомом забрасывает всё выше. После "Жильца вершин" критики писали, что "Ы" подняли такую планку, через которую и сами уже никогда не перепрыгнут. Но выше гор – только звёзды, и одна из таких звёзд – Солнце.
Продакшн альбома тоже несколько раз обыгрывает символ солнца. Изначально была предложена масштабная идея о том, чтобы пользователи фотографировали солнце, выкладывали его на сайт со своей аватаркой, как бы населяя солнце. И по мере заселения слушателям открывались бы новые песни с альбома. Затем было решено упростить задачу. Сделали приложение с упомянутым выше механизмом "Направьте камеру на солнце и слушайте АукцЫон", в ближайшее время выпустят подарочный альбом очень небольшим количеством экземпляров, на обложке которого невидимой краской, которая проявляется только на солнце, разумеется, оно и будет изображено.
Звуки: Играете в игрушки со слушателями?
Сергей Васильев Скорее сами с собой.
Звуки: Сами себя веселите?
Васильев: Это стандартный ответ на вопрос журналистов "Чем вы занимаетесь?" Веселим себя.
Аукцыон: презентация альбома "На солнце"
1 июня - Санкт-Петербург, Aurora Concert Hall
3 июня - Москва, Yotaspace
"Тоталитарный рэп - это аукцион, где тебя покупают, тебя продают", - изрек некогда Кинчев, явно намекая на своих товарищей по рок-клубу. Оджнако именно антитоталитарные разброд и шатание "аукцыонщиков" оказались одной из причин, не давшей закрыть АукцЫон раньше времени. Не хлопнуть молотком по столу с криком "Продано!".
Дата образования:
1 января 1978
Подробности из жизни:
Группа АукцЫон была и остается
уникальным явлением на российской
не-поп-сцене. И это не расплывчатый комплимент, а точное определение. Так уж в
силу разных причин (перечислять которые было бы долго да и, пожалуй, излишне)
случилось, что русские рок-группы доперестроечных годов рождения
выкристаллизовывались вокруг поющих поэтов - любящих, конечно, музыку и не
лишенных порой мелодического дара, но всё-таки в первую очередь именно поэтов.
Этим, как говорил Маяковский (тот еще был бы рокер, между прочим) и интересных.
Гребенщиков, Цой, Кинчев, Борзыкин, Чистяков, Ревякин, Летов, даже
Макаревич. Исключения были единичны и оказывались недолговечны:
эстетские Странные игры, писавшие песни на стихи Поля Элюара и
Козьмы Пруткова, (и где они сейчас, эти "игры"?), Наутилус
Помпилиус со злыми точными текстами Ильи Кормильцева и харизматичным
фронтменом Бутусовым. Покойный ныне Кормильцев, как известно, в 90-е
годы не
захотел жить прошлым и создал собственное радикальное…
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)