Февраль и март - более или менее официальное межсезонье не только для Голливуда, с улюлюканьем вываливающего на экраны все то, чему не светят ни оскаровские номинации, ни кассовые сборы, но и для североамериканских концертных промоутеров - еще не готовых выпускать кракенов, но уже отсчитывающих дни, оставшиеся до нормальной весны. Иными словами, меломанам в эту мрачную пору традиционно везет куда больше, чем синефилам: тогда как последние вынуждены иметь дело с картинами вроде "Богов Египта" или "Братьев из Гримсби", первым перепадают концерты не особенно знаменитых, но зачастую замечательных групп.
Одна из таких - Pawa Up First. Ветераны монреальской инди-сцены и лауреаты локальных "грэмми" успели выпустить четыре хороших альбома и отметиться на всех важнейших городских фестивалях, включая джазовый и Osheaga, но сольники из-за востребованности занятых в группе музыкантов играют только по большим праздникам. Это почти всегда небольшие клубы, в которых решительно всегда аншлаг, и расположенный на почтительном расстоянии от здешних концертных эпицентров бар Le Ritz не выбился из многолетней традиции: интенсивные инструментальные номера в стилистическом диапазоне от не очень громкого построка до не очень известного Морриконе составили отличную пару с согревавшими в февральский мороз сингл-молтами.
На следующий концерт пришлось выезжать не то что из центра города - аж за его черту. "Здравствуйте, я впервые играю в Лавале, - впервые подала голос где-то через полчаса после начала своего шоу изумительная Джулия Холтер (Julia Holter). - Вы смеетесь... Почему вы смеетесь?" Возможно, потому что и пришедшие на концерт две сотни зрителей (в том числе, скрипачка Silver Mt. Zion Джессика Мосс) в Лавале именно с этой целью оказались в первый раз: о расположенном на пересечении шоссейных перекрестков, напротив вокзала, но, по крайней мере, неподалеку от одной из конечных станций городского метро Maison des Arts я до этой зимы не слышал.
Зал оказался хрестоматийным окраинным ДК, где, если заблаговременно забронировать место в первом ряду (что, заслушав до дыр пластинку "Have You in My Wilderness", несколько месяцев назад сделал я), неминуемо упрешься коленями в сцену. В такой - исчисляемой не метрами, но футами - близости от играющего живьем артиста я оказался впервые за много лет, и это дало о себе знать: и без того пронзительные песни Холтер - взять хоть прошлогоднюю "How Long?", а хоть и относительно старую "Marienbad" - дышали в лицо, оказываясь еще красивее и печальнее.
Такая же красивая, но не особенно печальная Джулия отхлебывала из пластикового стакана с белым вином, перепевала шлягер из книги песен Берта Бакарака и, в конце концов, расщедрилась на признание, что это ее лучший концерт "за несколько недель", а также догнала, почему смеялась аудитория, вслух понадеявшись сыграть "в Монреале или около него" как можно скорее. Как подсказали раздававшиеся на выходе флаеры, это случится уже в июне - а, например, в ноябре я рассчитываю увидеть ее через запятую с Пи Джей Харви (PJ Harvey) и Lush на фестивале Iceland Airwaves в Рейкьявике. Впрочем, к кракенам мы еще вернемся.
К кому мы, по-видимому, уже не вернемся, так это к группе Majical Cloudz - монреальский дуэт, замеченный в коллаборациях с канадским инди-иконостасом вроде Граймс (Grimes) и Оуэна Паллетта (Owen Pallett) и выпустивший прошлой осенью неплохой альбом "Are You Alone?", внезапно объявил о своем распаде. О том, что скорый концерт Majical Cloudz в родном городе оказывается таким образом прощальным, я узнал от главного редактора Звуков однажды после полудня, будучи в кино, и самой собой разумеется, что уже к вечеру билетов в La Sala Rossa практически не осталось.
Сбегав в ближайшую к дому лавку с винилом, я исправил положение и исторический момент не пропустил - но должен признаться, что никакой солд-аут не убедил в том, что по выступлениям Majical Cloudz кто-то будет скучать. Любому, даже на порядок менее избалованному неофиту этот, самый последний концерт выпустившей четыре пластинки группы вполне мог показаться одним из первых шоу вчерашних дебютантов - до того затруднительным казалось для солиста общение с залом и до того мало песни Majical Clouds (даже лучшие, вроде "Are You Alone?" и "Silver Rings") выигрывали в концертных прочтениях. Хотя возможно, конечно, что все дело было в нервах. (Скажем, не намеренные распадаться, но тоже продавшие все билеты на свой монреальский концерт Tortoise отыграли несколькими днями позже совершенно блестяще.)
Чем ближе апрель, тем увесистее резюме приезжающих в город гастролеров. Последним концертом зимы (в Северной Америке за смену времен года официально отвечают даты солнцестояний и равноденствий) стало 19 марта шоу под вывеской Lights on the Horizon - рекламировавшееся как дружеский дабл-билл канадцев Metric и американцев Death Cab for Cutie и состоявшееся через считанные дни после правительственного ужина, где гостем действующего президента США впервые за без малого 20 лет стал премьер-министр Канады, либеральный вундеркинд Джастин Трюдо (Justin Trudeau).
Однако если в одном случае канадцы были рады уже тому, что их пригласили, то под сводами Bell Centre все вышло с точностью до наоборот: за ретроспективным и вообще крепким, но укороченным сетом Death Cab for Cutie (не сыгравших даже обязательную "Transatlanticism") последовал триумфальный - насколько позволяла акустика хоккейной арены - и бесспорно хедлайнерский сет Metric. Выбившаяся в лидеры канадского инди-рока группа Эмили Хейнс (Emily Haines) начала с первой песни со своей дебютной пластинки 13-летней давности, но не стала злоупотреблять доверием масс, в дальнейшем сосредоточившись на материале трех последних, куда более популярных альбомов.
На протяжении полутора часов Metric ослепляли лазерами и бомбардировали хитами вроде "Help I'm Alive", "Gold Guns Girls", "Youth Without Youth" и "Celebrate" (а также, чтобы мало не показалось, "Black Sheep", которую в х/ф "Скотт Пилигрим против всех" пела будущая обладательница "Оскара" Бри Ларсон) - но убедили, как ни странно, в том же, в чем и DCfC: обеим группам гораздо больше подходят ограниченный хронометраж и фестивальный антураж. Организаторы отмечающего 10-летие Osheaga со мной как минимум отчасти согласились - добавив Death Cab for Cutie в свой очередной лайнап на следующий день после концерта в Bell Centre. И надо ли уточнять, что это еще не все.
В следующих выпусках колонки:
- Godspeed You! Black Emperor with Holy Body Tattoo @ Theatre Maisonneuve
- The Smashing Pumpkins @ Massey Hall, Торонто
- Courtney Barnett @ Metropolis
- Florence + the Machine @ Bell Centre
- Tame Impala @ Bell Centre
- Sting & Peter Gabriel @ Bell Centre
- PJ Harvey @ Iceland Airwaves, Рейкьявик
Автор вдохновленной ТВ-рекапами рубрики Звуков - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)