ONUKA  "У нас много заявок на гастроли в России, менеджер меня уже просто ненавидит"

Ната Жижченко, лидер проекта Onuka, об украинском шоу-бизнесе, Чернобыле и гастролях в России.

Одно из главных (а, возможно, самое главное из) имён на современном украинском инди-поп-небосводе - группа Onuka под руководством Наты Жижченко: удивительная электроника, в которой в современный звук аутентично вплетаются народные украинские инструменты. Группа за какой-то год от самых небольших площадок перешла ко многотысячным залам, начала гастролировать за рубежом и достойно представлять Украину на таких статусных мероприятиях, как фестиваль Sziget. Звуки созвонились с Натой и поговорили об украинском шоу-бизнесе, Чернобыльской катастрофе, которой посвящен недавно вышедший EP "Vidlik" и назначенных, но не случившихся гастролях в России. Материал продолжает серию "ЗВУКИ.UA" - об удивительной музыкальной сцене наших географических соседей.

Звуки: Как всё так интересно смешалось в проекте Onuka, тут и народные инструменты, и духовые, и электроника?
Ната: Так получилось, что до 15 лет я занималась народной музыкой. Это было семейным делом - дедушка был известным мастером народных инструментов. Делал как украинские, так и русские, молдавские, белорусские. Дома царила народная культура - бабушка была домристкой, а дедушка играл абсолютно на всём. Когда мне было 4 года, он мне сделал сопилку, научил на ней играть, и с этого времени я начала увлекаться музыкой. Профессионально я играла на сопилке до 16 лет - усиленно занималась, гастролировала с военными, духовыми и симфоническими оркестрами. То бишь, это была академическая народная музыка, если так можно выразиться. У меня ещё есть брат, который старше меня на 8 лет, он всегда слушал крутые группы вроде Pink Floyd и Depeche Mode, в то время как мои сверстники слушали каких-нибудь Отпетых Мошенников. Он меня на всё это дело и "подсадил", особенно на электронику, например, на Underworld. И в свои 14 я уже фанатела от таких "взрослых" групп, и эта музыка сама собой вытеснила из сознания "народность", особенно в период взросления, когда появилось резкое желание всю эту дедушко-бабушкино-мамину тему отбросить. Тогда я увлеклась диджеингом, и мы с братом создали группу Tomato Jaws. Мы первыми в Украине начали играть электронные "лайвы" с вокалом, с синтезаторами. Наша группа меняла много составов, многие её участники ныне успешны в других, собственных проектах.

Мы существовали 11 лет на собственном энтузиазме, у нас никогда не было продюсеров и инвестиций. Наверное, мы появились здесь немного раньше времени, тем не менее, завоевали имидж дип-хаус-первопроходцев, скажем так. Естественно, всё когда-то заканчивается. Так что в момент, когда брат решил сфокусироваться на студийной работе, а у одного из участников группы появился сольный проект, мне ничего не оставалось, кроме как инициировать распад группы и сделать что-то новое. Это было немного страшно, тяжело делать всё с нуля, а я тогда была особенно фрустрирована как личностно, так и музыкально, но мне в этом помог Евгений Филатов, очень известный в Украине саундпродюсер. Несмотря на то, что мы достаточно долго живём вместе, а также находились в одной условной творческой нише, вместе над музыкой мы практически не работали, за исключением пары ремиксов. У меня была цель либо создавать что-то крутое, либо не создавать ничего вообще. Я вообще человек категоричный, и на компромиссы не иду. Особенно когда дело касается звучания. Я очень не люблю попсу, соответствующие звуки, контролирую каждую аранжировку, чтобы ничего такого не допустить - чуткие руки Евгения доводят мои идеи до эфирного состояния. Мне пришла идея, что два музыкальных увлечения, которые были в моей жизни, можно смешать. Но не дай бог, чтобы в итоге получилась "шароварщина", или, что ещё хуже, украинские народные песни в современной обработке - это то, что я в первую очередь ненавижу и презираю. Так что логичной идеей было играть музыку современную, но со вкраплением народных инструментов. Я с детства знала всю звуковую палитру народных инструментов, приблизительную историю каждого из них, предназначение, тембральную окраску. Началось всё с бандуры - в первом треке мы использовали именно её.

Затем нужно было подготовить концертное воплощение проекта - здесь мне почему-то захотелось, чтобы со мной на сцене стояли только девушки. Но играли бы так, чтобы это не казалось женским кавер-бэндом или какой-то девичьей поп-группой. Чтобы утончённые девушки играли утончённую музыку, делали это по-настоящему. Найти подходяще выглядящих, достойно играющих и при этом разбиравшихся в теме девушек оказалось непросто, но мне это удалось - Дарина играет на синтезаторах, сэмплерах и отвечает за бэк-вокал, а Маша играет на ударных. Ударные у нас тоже своеобразные - старинная советская установка "Марш", в которую внедрен современный модуль триггерной системы. Выглядит она реально круто, в отличие от современных электронных барабанов, чей внешний вид меня откровенно расстраивает, хотелось бы по виду чего-то более аналогового. Мы понимали, что три девушки - это очень хорошо, но мало. Решили, что с нами будет выступать бандурист. Нужно было, чтобы инструмент органично вписался в звучание, и это получилось, но всё равно нужно было ещё расширять состав. Однажды мне приснился сон... И я решила, что стоит добавить в состав духовых. Вспомнила про друга, с которым мы вместе играли в оркестре, позвонила ему, и уже через несколько часов музыканты были у нас в студии - два тромбона и валторна. Я люблю духовые, но не люблю трубу, так что я категорически отказалась от этого инструмента в своей музыке, равно как и от саксофона, например. Один из тромбонистов ещё играет на трембите - гуцульско-карпатский инструмент, представляющий собой трубу в два с половиной метра. Изначально это был сигнальный инструмент, оповещавший о тех или иных событиях, поэтому, вполне возможно, что он отзывается у украинцев буквально на уровне ДНК. На самых больших концертах с нами ещё играет цимбалист, правда, не на концертных цимбалах, а на гуцульских - уменьшенной, камерной версии.

Звуки: Немного вернёмся назад. Когда начинался Tomato Jaws не хотелось играть национальное потому, что модным было европейское?
Ната: В первую очередь, в то время в стране было всеобщее засилье попсы, наша задача была в том, чтобы создать какую-то альтернативу этому. Но электронная музыка само собой уходит корнями в Европу, вся электронная музыка на территории СНГ изначально вторична. Нам было непросто - не было ни подходящих залов, ни готовой аудитории, мы протаптывали новую дорожку. Позже к нам присоединились The Maneken, Gorchitza, вокалистка которых выступает сегодня как Alloise, ну и так далее.

Звуки: В начале нулевых же была сильна и украинская рок-сцена, не только попсовая, или тебя это не интересовало?
Ната: Эстрада, назовём это так, не проводила четких границ между гитарной музыкой и попсовой. В эфирах всё было вместе, и на крупных фестивалях все вместе и выступали.

Звуки: То бишь, что Верка Сердючка, что Океан Ельзи были одного порядка явлениями?
Ната: В детстве казалось, что так. Конечно, я понимаю, что мои суждения были сильно категоричными. Я вообще считала, что никто у нас нормальной музыки не сочиняет. С возрастом я поняла, что многие люди заслуживают уважения, и, конкретно, Океан Ельзи я по-прежнему не слушаю, но два года назад я была на концерте, когда они собрали в Киеве целый стадион. Это было действительно впечатляющим событием, за это им, конечно, респект. Продолжать творить, как они, через года, но при этом оставаться на волне - это надо уметь.

Звуки: В одном из интервью ты говорила, что украинский музыкальный шоу-бизнес отстаёт лет на 30 от остального мира. Однако же сейчас наблюдается очевидный подъем среди новых украинских музыкальных исполнителей. Есть шансы наверстать?
Ната: У нас сейчас все идет ускоренными темпами, пятилетка за год. В 2013 году произошел всплеск, теперь Украина просто-таки фонтанирует новыми артистами. Их настолько много, они настолько разные и настолько крутые, что я смело могу сказать, что чувствую конкуренцию, причем серьёзную. Молодые исполнители, можно так сказать, дышат в спину, но Киев же город камерный, мы все друг друга знаем прямо или косвенно. Мы все одна большая музыкальная семья, как бы это ни звучало амбициозно, и в эту сложившуюся реальность мне порой даже сложно поверить, вспоминая совсем недавнее время. Что самое интересное, эти исполнители собирают аншлаги, причем некоторые из них даже не выпустили дебютной долгоиграющей пластинки. Я чувствую, насколько становится более открытой аудитория, как ей нужна новая украинская музыка. Будем надеяться, что эта тенденция сохранится, эта волна не спадет.

Звуки: Вообще, кажется мне, Onuka проект во многом нацеленный на экспорт. Я вот был на выступлении на Sziget, передо мной стояли иностранцы. И говорили, что ничего не слышали об украинской музыке, но вот это круто.
Ната: Конечно, моя мечта - осваивать новые территории. Мы над этим сейчас активно работаем, прошлым летом вот были концерты в Польше и на Sziget, хочется продолжать расширять гастрольную географию. У нас осенью должен был быть тур по Америке и Канаде по 11 городам, но нам не успели вовремя выдать визы. Надеюсь, в этом году он всё-таки состоится. При этом не хочется выступать только для диаспоры, потому что это какой-то самообман. Классно, конечно, поехать так далеко, но получается какой-то корпоратив на выезде для своих. Но надо же с чего-то начинать. Попадать в западное музыкальное пространство украинскому исполнителю удаётся редко, мне на ум приходит только один пример - ДахаБраха, я ими искренне восхищаюсь. Можно сказать, они изобрели музыкальный велосипед, тут во вторичности их обвинить не поворачивается язык. Нас тоже, кстати, любят упрекнуть во вторичности, но попробуйте в нынешнем мире найти что-то первичное. В конце концов, сочетание современной электроники и народных инструментов - это далеко не мейнстрим, мы тут, возможно, и не одни, но такой музыки точно немного. Конечно, можно заметить какую-то схожесть со звучанием наших любимых исполнителей, но мы всё равно привносим в звук что-то оригинальное, что-то своё.

Звуки: Многие не едут в Россию из-за напряженных отношений между нашими странами, тем не менее, у вас год назад были заявлены концерты в столицах, когда обострение отношений между Россией и Украиной уже очевидно преодолело точку невозврата. Почему те концерты всё-таки не состоялись?
Ната: Концерты действительно были заявлены в Москве и Санкт-Петербурге. Я знала, что это будет довольно тяжело. Я спрашивала у всех своих музыкантов, ехать не хотел никто, мы долго это обсуждали, и, в конце концов, решили сыграть эти два концерта, заявили их заранее, за несколько месяцев. Я о них как-то и подзабыла, у нас начались активные гастроли по Украине. А когда пришло время, к моим прежним сомнениям добавились эмоции от случившегося в Мариуполе. Тут я поняла, что ехать совершенно не хочу. А уже и наружная реклама была запущена, и билетов было продано достаточно много. Я долго мучилась, плакала, не знала, как поступить. В итоге совесть мне не позволила, я остановила все соответствующие процессы, хотя сделать это было проблематично. Я многое выслушала в свою сторону, для артиста это был непрофессиональный поступок, но я была честна с собой, со своими музыкантами, со своей страной. У нас по-прежнему много заявок на гастроли в России, менеджер меня уже просто ненавидит. Понятное дело, что мы отрезаем большой гастрольный рынок, теряя деньги, на которые живёт группа, на которые снимаются клипы и делаются записи. Выступать только в Украине - это классно звучит, но только местных гастролей не хватает для финансового развития проекта, а в Европу мы ездим пока не так уж часто. Ну и российских слушателей и поклонников у нас много, они тоже не все могут приехать к нам на концерт, это тоже не совсем справедливо. В этом году вот нам предлагают выступать на главной сцене крупного фестиваля с крутыми международными хедлайнерами. Представить украинскую музыку на таком событии - это тоже важно, как мне кажется, но мне, наверное, пока что всё равно трудно будет объяснить каждому слушателю здесь, почему я поеду в Россию. Я выступаю здесь не как музыкант, а как человек, у которого не хватит нервов всё это выдержать, так что в данный момент я делаю такой выбор, и моя совесть спокойна. Понимаю, что многие мои российские слушатели не смогут до конца понять такое решение. Тем не менее, оно всецело принято мной и никем иным, с ним соглашается вся моя команда.

Звуки: У вас недавно вышла новая EP "Vidlik", она посвящена теме Чернобыльской катастрофы...
Ната: Чернобыль - лейтмотив всей моей жизни. Мой папа был среди ликвидаторов последствий катастрофы, я этим с детства интересовалась и мечтала поехать в Зону отчуждения. В 18 лет я там побывала и "застряла". Я по специальности культуролог, и тема моего диплома - это "Влияние Чернобыльской катастрофы на этнорегион Полесье". Мне давно хотелось что-то написать, связанное с этой темой, но чтобы это не казалось спекуляцией или каким-то намеренным "заказняком" или "партийным заданием". Прошлой осенью мы поехали в Зону с Евгением Филатовым и Ваней Дорном, это была наша самая светлая поездка, самая богатая на впечатления, на новые места, в которых я прежде не бывала, куда прежде не пускали. Было ощущение, что за полтора года творческого марафона с Onuka, я впервые сделала там глубокий вдох. У меня есть подруга под Киевом, живущая в красивом месте на берегу озера. У неё стоит старое фортепьяно, которые практически не строит, и вот когда мы начинали работать над песней, у нас была фортепьянная демо, записанное на нём. Я сразу поняла, что это именно та песня, к ней хотелось написать особенный текст. Есть такое тупое понятие "светлая грусть", вот текст у "19 86" именно в таком ключе. Конечно, результат оказался более масштабным по звучанию, чем начальные наработки. В песне я ещё исполняю партию терменвокса, это для меня тоже челлендж, всё пытаюсь на нём научиться играть. Этот инструмент я записала впервые, у него своя сложная специфика, очень непросто вплести его в общую аранжировочную канву. Для меня он существует исключительно в аккомпанементе фортепиано или сольно, как играла Клара Рокмор или играет Лидия Кавина. Но итог получился, как мне кажется, в тему. Остальные песни мы вынашивали в голове где-то полгода, а записали и свели целиком буквально за три недели. Без выходных и без сна, но удалось сделать всё за один присест. Довольно смелый трек "Vidlik", не характерный для нас. В его основу лёг народный инструмент бугай - деревянная бочка с мембраной вместо крышки, из которой пучком торчит конский волос. Музыкант смачивает руки водой, дёргает за волос, и получается его характерный звук. В народных коллективах бугай используется как-то поверхностно, как полу-инструмент, для редкого использования в конце программы, когда один его странный вид уже вызывает веселье. А мне вот всегда хотелось построить на нём какой-то грув. Жениными руками нам совместно удалось придать этому законченную форму. Кроме того, мне хотелось написать текст на украинском, где все слова были бы не согласованы, находились бы в инфинитивной форме. Мне кажется, это очень страшно звучит, ну и эта идея с Google Translate... Кому-то это кажется непонятным, вообще было смелым шагом записать эту вещь - она сочинялась больше для живых концертов, столько выступая я уже примерно представляю, на что должна реагировать публика, и с этой идеей "Vidlik" и сочинялся. Но по методу "от противного", которым я частенько пользуюсь, я всё-таки воплотила его в студийной записи. Более того, мы даже сняли на него видео.

Звуки: Проигрыш на сопилке в треке "Свiтанок" мне чем-то напомнил модного сейчас тропикал-хаус артиста Kygo. На тебя вообще влияет какая-то актуальная музыкальная повестка дня?
Ната: Думаю, влияет. Говорить, что я ничего не замечаю вокруг и ориентируюсь только на собственные идеи, глупо. Какие-то реверансы в чью-то сторону есть, и их не может не быть. Когда тебя сравнивают с какими-то артистами, которые тебе нравятся, это круто и приятно. Лучше, во всяком случае, чем если тебя сравнивают с теми, кто тебе не нравится (смеётся).

Звуки: Ну и напоследок. Самая популярная песня на дебютной пластинке - про "Город", то бишь, про Киев. Какое у тебя любимое место в "Мiсте"?
Ната: Это Подол, самая старинная его часть. Мы долгое время жили там, прямо на берегу Днепра, это место для меня было источником вдохновения как морально, так и физически. И я вообще люблю Киев, мне нравится его атмосфера, нравится в него возвращаться, мне всегда здесь классно. Это абсолютная правда, я не кривлю душой и не хочу никуда отсюда уезжать. Я даже люблю тот спальный район Воскресенка, в котором родилась, это окраина, в которой много хулиганья... Ну, как Бутово в Москве, в общем. Там много парков и лесов, экспериментальных советских застроек, которые сейчас выглядят очень странно. У меня есть такой своеобразный бонус - я всегда могу вернуться в своё детство. Приехать в гости к родителям, отправиться с ними гулять в парк и ощутить ностальгию по тем самым первым, запомнившимся мне светлым жизненным моментам.

31 марта - Минск, Prime-Hall
9,10 апреля - Киев, Sentrum
15 апреля - Днепропетровск, Opera
17 апреля - Львов, Event-Hall Кино
22 апреля - Чернигов, Дворец Культуры
23 апреля - Борисполь, Бархат

Читайте также в серии материалов "ЗВУКИ.UA":
Вагоновожатые | Pianoбой | SunSay | Джамала | The Maneken | K.A.T.Y.A

17.03.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)