На промо-фотографиях, сделанных к выходу первой безымянной пластинки, трио, тогда тогда ещё называвшееся Окуджав, стоит посреди русского поля в совершенно повседневной одежде - никакой дистанции между ними и зрителем, свои в доску. Черно-белые кадры, сделанные к релизу "Марты", показывают нам троицу в стильном облачении, выглядящую безукоризненно и самодостаточно и будто бы даже безразличную к тому, кто может за ними наблюдать. Вкратце, вот и вся разница между первым и вторым альбомами OQJAV.
Первая пластинка цепляла обилием еле уловимых созвучий, пауз и фраз, сказанных полушёпотом, - этих самых "охов-вздохов, ах", которые сочетались с выверенным минималистичным звуком. Клокочут драм-машины, избирательно включаются синтезаторы и гитары, а влюблённое сознание верещит "на траву упали - как хорошо, что ты не парень", "есть ли у него презервативы", а после допытывается "какого цвета Санкт-Петербург летом" - доверительная тематика текстов гармонировала с аудиорядом, и будто бы ниоткуда появившееся трио сходу стало одной из главных величин отечественной инди-сцены. С тех пор и Катя Павлова не без успеха перезапустила Обе Две, и Даниил Шайхинуров в этом деятельно поучаствовал, заодно записав альбом проекта La Vtornik и несколько сольных синглов. Вышедшая год назад EP трио "Киноартистов" была более абстрактной в плане лирики, но звучала как развитие идей дебютного диска.
В отличие от прилипчивого мотива "Джека", с которого начинался первый альбом, "Марта" стартует с протяжного сингалонга Вадима Королёва "Мы закинем якоря". Следующая далее "Шапочки" вроде и скроена по привычным для Окуджава лекалам, но есть в ней что-то нервное и гнетущее - то ли рефрен "мальчик врал", то ли колкое гитарное соло в финале. "Хаски", первая цепляющая вещь на альбоме, держится на медитативном кольце "хаски, дай лапу, хаски", которое живёт отдельной жизнью, и если бы в песне не было бы другой лирики вообще, трек особенно не проиграл бы. Но лирика есть - пропевают её (впервые) все три участника группы, вот только она забывается в момент, когда песня тонет в нагромождении синтезаторного звука, и ничего кроме того самого кольца не остаётся.
Уже на третьей песне становится ясно, что прежнего диалога со слушателем от OQJAV можно не ждать - от личностной конкретики на этом альбоме не остается ничего (кроме, разве что, ещё одной композиции в духе прошлого диска - "Девяностые"). Саунд от намеренного минимализма делает шаги к более насыщенным аранжировкам. В этом плане особенно показательны синглы, опубликованные раньше альбома: "Чердак" и "Аэробика". Последняя напоминает советскую эстраду, адаптированную под электро-поп, "Чердак" же - абсолютный восьмидесятнический поп-хит (пожалуй, единственный такой на пластинке) с шикарным соло-саксофоном (духовые на пластинке появляются почти как у Боуи, словно из ниоткуда).
Ломаный ритм "Китай-города" и блюзовая неспешность "Товарища" держат слушателя в напряжении - OQJAV всю пластинку будто бы пытаются слегка выбить его из зоны комфорта. Вот и эмоциональный пик альбома приходится на девятиминутную "На чемоданах", начинающуюся лаконично и деликатно, а потом переходящую в самозабвенное пятиминутное соло на саксофоне. И тут же ещё одна удавшаяся меланхоличная вещь "Татарка", в которой удивительно душевно звучит аккордеон.
"Марта" - самодостаточная работа, которую оценить и понять намного сложнее, чем открытый и прямолинейный дебют, так что кого-то из слушателей она наверняка разочарует. В её оригинальности кроются одновременно и достоинство, и недостаток пластинки. Всё-таки, первый диск влюблял в себя искусно выдержанным эмоциональным балансом, достигнутым при минимуме средств. В "Марте" всё менее конкретно и однозначно, хотя видно, что OQJAV стараются захватить куда больше пространства. Музыканты точно не заслужили упрек в том, что они стоят на месте. Но попытки вытолкнуть слушателя из равновесия покачнули и тот самый хрупкий баланс, отчего местами пластинка звучит далеко не так убедительно, как могла бы.
OQJAV: Презентация альбома "Марта"
Москва, 16 тонн
27 апреля, 20:00
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)