В последние годы творческое объединение Gazgolder, которое некогда сравнивали со Stones Throw, превратилось, казалось, в организацию по обслуживанию ее основателя и главного действующего лица - Басты. Подписанты лейбла активно фитуют с Василием Вакуленко, ездят с ним на гастроли, при этом, их собственные релизы проходят мимо радаров и оказываются мало кому нужны. В прошлом году вышли альбомы Триагрутрики, Тати и Словетского, но до слушателя они добрались как будто бы с трудом, и хитом не стал ни один. Поэтому когда "Газ" объявил о подписании казахского рэпера Скриптонита, форумы и комментаторские блоки наводнил вполне оправданный скепсис.
К моменту своего подписания уроженец Павлодара Адиль Жалелов уже мог похвастать крепкой фан-базой, несколькими хитовыми синглами, а также славой единственного на пост-советском пространстве человека, который по-настоящему умеет делать трэп. Скриптонит действительно здорово, "аутентично" управляется с южным звуком и не выглядит на нем непрошенным гостем: рассказы про бедную и опасную павлодарскую жизнь на русском он удивительно лаконично вмещает в размеры южных битов, а его "лающая" читка - одна из самых оригинальных в русском рэпе. С момента подписания на "Газгольдер" миновал год, выход большого дебюта рэпера затянулся, определенности становилось все меньше, однако пару недель назад дебют Скриптонита "Дом с нормальными явлениями" обзавелся точной датой, а, появившись в ночь с 23 на 24 ноября, релиз переломил череду неудач "Газгольдера" и взорвал интернет.
Осмыслить "Дом с нормальными явлениями" еще только предстоит, но уже сейчас закрадывается мысль о том, что это первая русская рэп-пластинка, которая может рассчитывать на признание на Западе, причем без каких-либо скидок на язык. Скриптонит образца 2015 года не просто достоверно воспроизводит звук, доносящийся с той стороны Атлантики, он умудряется совершенно бесподобно переиначить его под себя, надстроить над ним свой собственный, не похожий ни на что. Разумеется, без влияний не обошлось: слышатся наработки и лос-анджелесского объединения TDE, и труды Трэвиса Скотта и схожих с ним представителей новой волны. Однако, в случае со Скриптонитом, южный, вязкий, как гудрон, переваливающийся тяжелой поступью гангста-рэп густо замешан с психоделическим казахским блюзом; сам Скриптонит, читающий навзрыд, звучит на нем потрясающе органично, это его собственная музыка, и в ней он буквально парит над землей.
Очевидно, что первым удачным решением "Газгольдера" за многие годы было подписать Скриптонита, а вторым - предоставить ему полную свободу движений, которая вылилась в "Дом с нормальными явлениями" - записи неслыханного ранее в местных широтах качества. Презентация релиза в московском клубе RED - возможность лично застать поворотный, без каких-либо скидок, момент в истории отечественного рэпа, лично пройти отметку, после которой сравнения межу "здесь" и "там" теряют всякий смысл. Если так пойдет и дальше, то Адиль Жалелов имеет все шансы распространить свое влияние и за пределы СНГ; второй его альбом лейбл обещает "совсем скоро".
Скриптонит
Москва, клуб RED
5 декабря
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)