ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga 2015. Часть 2: жизнь насекомых

Кендрик Ламар, The Black Keys, Alt-J, Caribou, 20% Radiohead и другие соучастники успеха юбилейной "Ошихаги".

Продолжение. Первую часть см. здесь.

Прогресс Патрика Уотсона (Patrick Watson) всегда был моей любимой иллюстрацией развития Osheaga: отыграв на первом фестивале для пары сотен зрителей, собравшихся у самой маленькой сцены, за минувшие девять лет монреальский инди-крунер выиграл пресловутый Polaris Music Prize, выбился в местные суперзвезды и выпустил мою, возможно, любимую пластинку этого года, "Love Songs for Robots", песни с которой звучали с главной сцены Osheaga Vol. 10 за час до выхода Кендрика.

Песни, повторюсь, прекрасные, а их концертные прочтения были обставлены с такой драматургией, что не постыдились бы и вчерашние Florence + the Machine - однако некоторое несовпадение музыки (интимной, камерной, с хором, скрипочками и внезапными переходами на unplugged) и аудитории (промокшей, разгоряченной и явно заждавшейся Кендрика) все же наблюдалось. Диджейский сет игравшего на электронной сцене (и без раздумий перескакивавшего с архивного электро на лютый EDM) Hudson Mohawke принимали, кажется, куда теплее.

Главный герой вечера и всего уик-энда (билеты на субботу были распроданы первыми), Кендрик был ожидаемо крут (хотя акцент сделал не на один из главных альбомов года "To Pimp a Butterfly", с которого прозвучали всего три песни, а на "good kid, m.A.A.d city", исполненный примерно целиком). Коронация нового короля хип-хопа (прошагавшего по стопам предыдущих фестивальных хедлайнеров Эминема, Снуп Догга и OutKast) вышла при этом триумфальной, но не самодовольной: Ламар трогательно называл зрителей своими "homies", а вышедшего подпеть во время "Alright" экс-Мос Дефа Кендрик представил как одну из причин, по которой он читает рэп.

Так или иначе, был у субботнего вечера и еще один, менее очевидный герой - дебютировавший на Osheaga канадец Дэн Снейт (Dan Snaith), при свете дня игравший диджейский сет под псевдонимом Daphni, а ночью, под продолжительный аккомпанемент фейерверков с соседнего острова (из окрестностей "Зеленой" сцены на них открывается лучший вид), в амплуа Caribou покоривший тех немногих, кто предпочел его Кендрику. Медленно, но верно раскачивая лояльную аудиторию, Снейт успел спеть и поиграть на клавишных, барабанах и флейте, а явно проверенная связка из прошлогодней "Back Home" и уже вполне канонической "Odessa" стала кульминацией моего дня.

Воскресенье состояло из маленьких радостей, будь то совсем ранний, но уже аншлаговый сет Glass Animals (исполнивших в числе прочего кавер-версию "Love Lockdown" Канье Уэста), расслабленная болтовня Father John Misty (в амплуа оратора, прямо скажем, более убедительного, чем в качестве рок-звезды) или обнаруженные в меню одного из фуд-траков лобстер-роллы (качество и разнообразие еды - еще одна важная фестивальная область, в которой Osheaga прибавляет из год в год).

Одной из главных звезд дня была Charlie XCX - праздновавшая 23-летие и нарядившаяся по такому (или какому-то другому) случаю чирлидершей англичанка, вооруженная колоссальных размеров надувной гитарой и заразительными подростковыми шлягерами типа "Sucker", "I Love It" и "Boom Clap". Последнего я, правда, не дождался - то ли потому что уже успел увидеть MS MR (замах на Moloko, удар на ту же Чарли, только в профиль), то ли потому что немного перерос развлечения вроде коллективного задирания средних пальцев или хорового скандирования "I Don't Care" (еще раньше меня в направлении куда подальше спешно удалился человек в майке Sex Pistols).

Довольно приятным сюрпризом оказались The War on Drugs (отыгравшие знойный сет, более-менее идеальный для разгара фестивального дня). Ничем, кроме гардероба солиста (синий пиджак, сияющие шорты, массивная цепь на шее), не запомнились Hot Chip. Наконец, образцом британской вежливости оказался барабанщик Radiohead Филип Селуэй (Philip Selway), пару раз пошутивший на тему джетлега и проблем со звуком, но все остальное время сдержанно ("lovely", "you truly are amazing") восторгавшийся публикой - и впрямь встречавшей громким одобрением все, что он делал (даже если он всего лишь брал в руку маракас в форме кукурузного початка). Все, включая автора этих строк, были удовлетворены одним фактом нахождения в пяти метрах от участника Radiohead и участвовали в диалогах примерно такого содержания:

Филип: А какой сегодня прекрасный лайн-ап. Столько замечательных артистов: Glass Animals...
Зритель 1: ... и Филип Селуэй!
Филип: А впереди еще The Black Keys.
Зритель 2: ... и еще больше Филипа Селуэя!
Филип: You are too kind.

Как бы то ни было, Филип был прав: мало того что закрывали юбилейную "Ошихагу" ее давние фавориты The Black Keys, так еще и разогревать их выпало всеобщим любимцам Alt-J. Вряд ли случайно то, что на словах "Alt-J" мои хоть сколько-нибудь внятные фестивальные заметки резко обрываются - превращаясь в набор песенных заголовков и восклицательных знаков. "Tessellate" (!), "Every Other Freckle" (!), "TARO" (!!!), ну и так далее - вплоть до "Dead and Gone" и "Run Right Back".

Если вкратце (в самом деле, давно пора), то Alt-J за те два года, что их не было на фестивале, заметно прибавили и по части stage presence, и в целом ("This Is All Yours" - запись более нервная и неровная, но, если прислушаться, не менее впечатляющая, чем "An Awesome Wave"). Ну а The Black Keys - первые в истории дважды хедлайнеры Osheaga - превратились в здешний аналог "Мумий Тролля" для "Пикника "Афиши" или "ДДТ" для "Нашествия": группы, на которую можно (а главное - хочется) положиться всегда. В какой-то момент, на одном дыхании отыграв полдюжины хитов подряд, взмокший и непривычно общительный Дэн Ауэрбах (Dan Auerbach) обратился к залу со словами: "В моем стакане столько насекомых, что противно смотреть... но я все равно из него выпью!"

После того как The Black Keys отыграли еще и "Howlin' for You" и сократились (наконец-то!) до сделавшего им имя дуэта Ауэрбаха и Патрика Карни (Patrick Carney), чтобы власть погрохотать во время "I Got Mine", из стакана Дэна не отказался бы выпить ни один из десятков тысяч добравшихся до финишной прямой юбилейной "Ошихаги" (Что бы он из него ни пил - и сколько бы насекомых туда ни нападало.)

Десятый Osheaga Music and Arts Festival подсчитывает прибыль - наверняка прикидывая и то, кого позвать на одиннадцатый (уже запланированный на 29-31 июля). Выдвигаю кандидатуры Канье Уэста (Kanye West) и Пи Джей Харви (PJ Harvey).

19.08.2015, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: