ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga 2015. Часть 1: это хороший знак

Florence + the Machine, Interpol, St. Vincent, Терстон Мур, FKA twigs и другие соучастники успеха юбилейной "Ошихаги".

135 тысяч зрителей (из которых почти две трети - туристы), 116 артистов, 30 часов музыки, четвертый солд-аут подряд - десятый Osheaga Music and Arts Festival подсчитывает прибыль, а завсегдатаи фестиваля в который уж раз переоценивают его место в иерархии городских развлечений (все активнее напрашивающееся на славу канадского Coachella - с голливудскими светилами вроде Эми Адамс и доброй половины грядущего "Отряда самоубийц" в VIP-зоне). Тем временем шестая по величине сцена становится вместительнее, чем в свое время была третья, а играет на ней, в числе прочих, Терстон Мур (Thurston Moore) из Sonic Youth - хедлайнеров Osheaga девятилетней давности.

Но для начала, в пятницу после обеда, там играют бостонцы Guster - сразу сетующие на то, что неподалеку в разгаре сет одного из их любимых музыкантов, канадского фолк-певца Bahamas. Занимая неминуемое для столь раннего часа место в оценочном диапазоне (где-то между "ничего" и "ничего особенного"), обе группы убивают время в преддверии первого по-настоящему ожидаемому шоу дня - The Kills на "Зеленой" сцене. От нее, надо сказать, осталось одно название: теперь это самая обыкновенная сцена под палящим солнцем, слева от которой воздвигли еще одну, "Долинную", а справа - целый парк развлечений, где можно покататься на карусели или возомнить себя солистом The Flaming Lips, погуляв по воде в надувном шаре.

Обычно надежные The Kills становятся внезапной жертвой технических неполадок: устав сражаться с аппаратурой, Джейми Хинс (Jamie Hince) на мгновение исчезает со сцены, а Элисон Моссхарт (Alison Mosshart) с недовольной миной присаживается на ее край с сигаретой. К чести группы, звучала она превосходно и до ("Future Starts Slow"), и особенно после ("No Wow") вынужденного тайм-аута, так что потеряла их аудитория не столько в качестве (наблюдать за Моссхарт в деле - мало с чем сравнимое удовольствие), сколько в количестве (сыгранных в итоге песен).

На расположенных по соседству главных сценах, "Речной" и "Горной", сменяли друг друга старые фестивальные приятели из The Decemberists и Stars с приглашенными гостями (в числе которых оказались Патрик Уотсон, Кевин Дрю из Broken Social Scene, Мюррей Лайтберн из The Dears, тот же Bahamas и Колин Мелой из тех же The Decemberists). Но самое интересное происходило опять-таки на "Зеленой" сцене, к которой невесть откуда подтянулись несколько тысяч поклонников австралийского электронщика Чета Фейкера (Chet Faker), отыгравшего самый расслабленный и, к моему искреннему изумлению, самый эйфорический сет уик-энда.

Кульминацией моего вечера стал, однако же, спрятавшийся в тени деревьев безукоризненный сет The Thurston Moore Band, с ходу занявший место, где за десять лет побывали Ник Кейв (Nick Cave), Кэт Пауэр (Cat Power) и Фрэн Хили (Fran Healy) из Travis: камерного, но совершенно выдающегося шоу, скоротечность которого компенсировалась возможностью лицезреть его из первых рядов. На пятой минуте сета мимо прошагал человек с дорожным знаком, где было написано "This is a good sign" - как оказалось, пророческим: сыграв сыграть пять или шесть песен (включая новую - отличную - "Turn On"), Мур покорил и подкованных слушателей в майках Sonic Youth, и случайных прохожих. После чего и вовсе совершил маленький подвиг: услышав, что отведенное ему время заканчивается, сыграл "4-минутную версию этой 20-минутной песни" ("Cease Fire").

FKA twigs свой часовой сет отыграла преимущественно животом (ее танцевальный бэкграунд в глаза не то что бросается - бьет наотмашь), не без грува и с претензией (цитируя, в частности, Мадонну), но большого интереса почему-то не привлекла: аудитория игравшего перед ней Фейкера была на несколько порядков внушительнее. Угодившие в шорт-лист Polaris Music Prize калгарийцы Viet Cong оказались гораздо лучше, чем я думал (а их барабанщик - так и вовсе выше всяких похвал), но безоговорочно главной героиней вечера стала все же возглавлявшая его лайнап Флоренс Уэлч (Florence Welch).

Огненно-рыжая, босая, одетая во что-то белое и развевавшееся на ветру, Флоренс выскочила на сцену под раскаты фейерверков и первым делом спела свою, возможно, лучшую песню ("What the Water Gave Me"), но удивительным образом не сбавила градус и на протяжении следующего часа с небольшим - бегая, прыгая, падая, обнимая поклонников и в самом деле напоминая молодую Кейт Буш (в смысле - сгусток неземной энергии). На ставшей спектаклем внутри поп-оперы титульной песне с недавней пластинки "How Big, How Blue, How Beautiful" стало окончательно ясно: в хедлайнеры юбилейной "Ошихаги" Florence + the Machine выбились не авансом, а вовремя и по праву.

О хедлайнере второго дня Кендрике Ламаре (Kendrick Lamar) то же самое можно было сказать гораздо раньше: такая очередь на вход на моей десятилетней памяти была лишь однажды, в преддверии шоу Эминема (Eminem). От представительного по такому случаю хип-хоп-десанта в последний момент откололся Action Bronson: в отличие от соседнего Торонто, попросту объявившего скандального рэпера персоной нон-грата, Монреаль сослался на некие "транспортные проблемы", заменив американца местным резидентом The Narcicyst и задержавшимся в городе Ясином Беем (Yasiin Bey), ранее известным как Мос Деф (Mos Def).

Тем временем Энни Кларк (Annie Clark) a.k.a. St. Vincent передавала привет всем "фрикам, геям, доминатрикс и доминируемым", которых привлек ее высоковольтный арт-поп. Сделав явный акцент на прошлогодний, всеми захваленный альбом имени себя и растерзав аж две электрогитары, St. Vincent прозвучала громче - и лучше - обычного, ну а эффектный внешний вид в ее случае подразумевается по умолчанию. Если более смелые наряды встречались даже на этом фестивале, то такими ногами обычно ходят не по сцене, а по подиуму - приехавшая поддержать подругу Кара Делевинь (Cara Delevigne) не даст соврать.

Еще одни номинанты Polaris Music Prize, группа Alvvays, слегка озадачили, превратив свой солнечный инди-поп в не менее летний, но более шумный поп-панк (которому к тому же не повезло со звуком). Солистка с энтузиазмом вспоминала первый фестиваль в истории группы (Osheaga пятилетней давности, где в Стивена Малкмуса (Stephen Malkmus) из Pavement метнули стаканом с пивом: "парень в лиловой бандане, я до сих пор помню твое лицо - и по-прежнему тебя ненавижу"), но публика уже вовсю пятилась к соседней сцене, где должен был петь Нэс (Nas).

Это событие явилось в субботу вторым по важности (после понятно чего) - массовый исход по направлению к Нэсу начался и от главных сцен, где заступали на вахту Interpol. Было время, когда нью-йоркские люди в черном играли на Osheaga вторыми с конца, сливаясь с сумерками, но и теперь, выпустив пару так себе альбомов и опустившись на пару позиций в лайн-апе, Interpol не избежали созданных для них хмурых декораций: где-то между "Take You on a Cruise" и "The New" на "Ошихагу" обрушился ливень - стараниями которого группа внезапно похорошела, а Пол Бэнкс (Paul Banks) даже выдавил из себя подобие улыбки.

Во второй части репортажа об Osheaga Music and Arts Festival 2015 - The Black Keys и Alt-J, Патрик Уотсон и Филип Селуэй, Caribou и долгожданный Кендрик Ламар.

18.08.2015, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: