В Москву с гастролями едет группа U96, корифеи техно-музыки, прославившиеся в 1990-е годы такими хитами как "Das Boot" и "Love Sees No Colour". Едут впервые. Несколько лет назад под этим наименованием приезжал диджей Алекс Кристенсен (Alex Christensen), но в действительности U96, по крайней мере, в своей ранней итерации, - это не он, а двое композиторов и продюсеров, Инго Хаусс (Ingo Hauss) и Хайо Панаринфо, он же Гарри Кастиони (Harry Castioni), он же - Хайо Леверенц (Hayo Lewerentz). Звукам удалось поговорить с ними в преддверии их скорого выступления в Москве.
Звуки: Итак, на вашей странице в Facebook присутствует название U96 Reboot. Вы называете себя так?
Хайо: Нет, мы называемся U96.
Звуки: То есть, вы и есть "настоящие" U96. А какова была роль Алекса Кристенсена, в том числе творческая?
Хайо: Он был у нас в качестве диджея главным образом. Музыку писали мы.
Звуки: Когда вы расстались с Алексом?
Хайо: Не могу вспомнить толком. Кажется, в 2002 году. Да, точно. У нас был с ним ещё один, последний, сингл под названием "Love" выпущенный в 2002.
Звуки: А релиз 2007 года - "Out of Wilhelmsburg"? Алекс к нему уже не имел отношения?
Хайо: Нет, был альбом, который Алекс записал самостоятельно.
Инго: Он не был нашим.
Хайо: Это не было альбомом U96. (смеются)
Инго: Сейчас неразбериха закончилась: мы вернули себе название и права, и дальше U96 - это Хайо и Инго. И у нас есть новый член команды - молодой диджей Йош, который также станет членом группы.
Звуки: В объявлении говорится, что U96 будет играть как старые хиты, так и новый материал. А в каких пропорциях планируется играть новые и старые композиции?
Хайо: Примерно 50/50 - половина старый материал, половина - новый.
Инго: При этом мы собираемся играть новые версии "Das Boot", "A Night To Remember", но будут и свежие треки с нового альбома.
Звуки: U96 существует с 1991 года. Насколько, на ваш взгляд, изменилась электронная музыка с начала 1990х?
Хайо: Сама по себе она не очень изменилась, просто теперь компьютер играет большую роль, чем тогда. С ним можно использовать все эти плагины и синтезаторы и так далее, но мы до сих пор используем множество звуков, которые исходят не из компьютера, это старые синтезаторы, которые у нас до сих пор работают и используются.
Инго: Например, у нас на студии используется Moog Prodigy, мы работаем с Sequential Circuits VS, который использовался при записи "Das Boot". Ну, и конечно, сэмплеры Akai, которые в своё время были маленькими компьютерами; сегодня мы ими уже не пользуемся. Запись на 24-трековые рекордеры - сегодня всё это есть в компьютере, но кнопка Record осталась на месте, так что особой разницы нет.
Звуки: Техно-продюсеры, как говорят, особо ценят старые устройства, чтобы достичь "аутентичного" звука. Что вы думаете о сегодняшней моде на перевыпуск аналогового оборудования? Кажется, все крупные производители так или иначе либо реанимировали старые модели, либо выпустили новые.
Хайо: Думаем, это хорошо, поскольку эти новые модели проще подключить к рабочим станциям на базе компьютера. У них есть USB-порты и прочие подобные штуки, чего у старых компьютеров не было. Так что процесс выглядел непросто: если мы хотели подключить старый синтезатор, нам нужно было подзвучивать его микрофонами или вмонтировать MIDI-соединения.
Инго: Сейчас мы обновили парк оборудования; например, Korg MS-20, ARP Odyssey, только что вышедший на рынок. У нас остаются старые машины, но с ними нелегко работать в компьютеризированных средах. Их приходится, например, разогревать по полчаса, а на сцене - это кошмар, ласково разговаривать с ним (смеются). Так что это очень здорово, что эти машины вышли в аппаратном виде заново, но с совершенно новой схемотехникой.
Звуки: А что вы думаете о нынешнем софте? Некоторые считают, что аппаратные устройства всегда будут превосходить программные. Но на ваших промо-видео заметно, что вы используете много софта и компьютерных технологий.
Хайо: Да, для концертных выступлений мы используем множество софтверных решений и компьютеров, поскольку на сцене с ними проще работать, чем со старым оборудованием. Как сказал Инго, путешествовать со старыми синтезаторами - очень сложно, почти невозможно.
Звуки: Весят они преизрядно...
Хайо: Да, весят много, и если вы перемещаетесь на самолётах, брать их с собой практически невозможно.
Звуки: Что вы думаете о Apple iPad как музыкальном устройстве?
Инго: Это, на самом деле, круто. И по звуку это очень классное дополнение, взять, например, Animoog - всё это практически задаром. Учитывая, что настоящий стоит тысячи, сложно спорить с тем, что это великолепно, да и звук прекрасен. Так что, например, можно подключить его к док-станции... Возможно, это будущее. Мы, во всяком случае, его используем.
Хайо: В конечном счёте, всё зависит от самого музыканта. Не так важно, какие звуки вы используете, важно, пишете ли вы хорошую музыку.
Инго: Я, честно говоря, предпочитаю ручки. Не очень удобно елозить пальцами по стеклу.
Звуки: Техно часто путают с другими электронными жанрами. А в чём ключевое отличие?
Хайо: Пожалуй, техно более агрессивно. Оно не настолько попсово, в нём меньше поп-элементов. Я думаю, эта музыка хороша для сцены, для живых сетов. Не лучший вариант для прослушивания дома, сидя на диване, но это великолепная музыка для лайвов.
Инго: Например, в EDM есть вокал, а в техно можно создать саундтрековый, "кинематографичный" трек, в котором вокала никакого не будет. Больше продюсерской свободы, можно добавить всё что угодно.
Звуки: Как вы считаете, в каком состоянии сегодня пребывает техно-музыка? Для непосвящённых, это что-то из 1990х, а на самом деле?
Хайо: Если вы зайдёте на Beatport и послушаете то, что сегодня называют техно... как по мне, там многие треки там уже не имеют никакого отношения к собственно техно. Оно меняется, как и всё на свете. Естественно, музыка меняется со временем, и я не считаю, что это плохо.
Инго: Что-то называют "электро", что-то "техно", термины плавают.
Хайо: Мы не приписываем свою музыку к жанру техно, мы просто её пишем, и не думаем об этом. По-моему, это единственный способ заниматься музыкой.
Инго: Иногда это сложно; как вы опишете музыку Kraftwerk? Это техно, электро, электроника что это?
Звуки: Кажется, всё вместе.
Оба: Точно (смеются).
Звуки: А как вы опишете жанровую принадлежность нового материала?
Хайо: Это настоящий звук U96, вы услышите голос Инго, он поёт на альбоме, как пел на "Love Sees No Colour" и на других хитах, так что теперь у нас оригинальный вокал. Но это не будут поп-песни. Будет похоже на то, как это было в старые времена, но с новым звуком. С новыми влияниями.
Инго: Да, будет много экспериментов и экспериментальных тембров, с использованием старых машин и синтезаторов, но и самых новейших плагинов, естественно.
Звуки: Кстати, насчёт влияний, можете назвать тех, кто оказывает влияние на вас в данный момент?
Хайо: Да, конечно. Мы много слушаем, например, The Chemical Brothers, я очень люблю Muse, Prodigy...
Инго: Underworld - великолепные ребята. Киномузыка тоже много значит. Я, например, очень люблю Карпентера (John Carpenter), для меня это герой.
Звуки: Некоторые именитые группы говорят уже, что новые альбомы не нужны. А каково ваше мнение?
Хайо: Мы тоже не слишком заморачиваемся по поводу цельных альбомов, у нас просто много новых треков. Можно назвать это новым альбомом, а можно - десятью разными новыми треками, сегодня это уже не имеет никакого значения. Не имеет значения, диск ли это с 10, 12, 15 новыми треками, или просто набор песен. Но мы привыкли работать так, и когда мы пишем новый материал, мы стараемся написать сразу несколько новых песен, а не одну-единственную.
Инго: Альбом - это произведение искусства. Порядок песен, длительность пауз - всё это, безусловно, теряется, когда вы просто скачиваете треки. Так или иначе, наш новый альбом будет, видимо, представлен в самых разных форматах, в том числе на виниле.
Звуки: Как вы считаете, значит ли что-нибудь носитель? Есть ли разница, на чём слушать музыку - винил, CD, кассета, "цифра"?
Хайо: Всё зависит от того, где вы хотите музыку слушать. В отеле или в аэропорту куда сподручнее иметь коллекцию MP3. Но дома здорово, конечно, держать виниловый проигрыватель. Что касается разницы в звуке, то она, безусловно, есть, но для нас тут не так много философии, мы пользуемся всем, что есть, - CD, MP3, с битрейтром 320 оно не так уж и плохо. Мы не то, чтобы "музейные хранители", которые будут молиться на винил.
Звуки: Последний вопрос может показаться сомнительным, но всё-таки задать его нужно: может ли настать день, когда никто не захочет слушать новую музыку вообще, довольствуясь тем, что уже было написано и записано?
Хайо: Нет.
Инго: Нет, потому что постоянно появляются новые слушатели.
Хайо: Люди всегда будут слушать музыку.
Инго: Новые слушатели также будут открывать для себя заново старые записи, снова находить для себя Джими Хендрикса, Genesis и Kraftwerk, и это будет для них новым. Каждое поколение музыка обновляется, и молодёжь будет интересовать музыка, а может, и не только молодёжь. Нынешние люди постарше - это первое поколение, которое выросло целиком на поп-музыке, а не на классике, как наши родители, например. Так что я думаю, для новой музыки всегда найдётся рынок - если, конечно, она будет интересна.
Strangel Air Festival
Camouflage (synthpop, Германия)
De/Vision (synthpop, Германия)
U96 (techno, Германия)
O.Children (Великобритания)
Apoptygma Berzerk (futurepop / indie-rock, Норвегия)
Москва, Крепость Сетунь
11 июля 14.00
Дата образования:
1 января 1991
1971 – Родился Джонни Гринвуд, британский музыкант, соло-гитарист группы Radiohead. Гринвуд — мультиинструменталист, кроме гитары он играет на скрипке, органе, фортепиано, банджо и губной гармонике. Журнал Rolling Stone поставил Гринвуда на 48-е место в списке 100 величайших гитаристов всех времен »»
Ike TURNER (1931)
Billy SHERRILL (1936)
Art GARFUNKEL (1941)
Peter NOONE (1947)
Bryan ADAMS (1959)
Ryan ADAMS (1974)