Поп-прима Ёлка недавно выпустила отличную пластинку "#небы", которая на концертах звучит ещё краше и живее, чем на записи. Жизнерадостная искренняя непосредственность певицы на-раз заряжает позитивом, Звуки это засвидетельствовали на недавнем её выступлении воочию. Что же, скоро состоится ещё одно столичное выступление Ёлки - на крыше клуба GIPSY она откроет серию гигов "RED Summer". В канун концерта, а также выхода ещё одной новой пластинки, Звуки созвонились с Лизой Иванцив, выяснив подробности записи выходящего в июле диска, а также обсудив плюсы и минусы различных концертных площадок, поездки на венгерский фестиваль Sziget и рецепт идеальной композиции для певицы. И вдоволь насмеялись.
Звуки: Насколько я знаю, скоро у Ёлки выходит новый альбом?
Ёлка: По секрету могу сказать, на каком этапе находится запись. Часть пластинки какое-то время уже сводится, а сегодня тот самый знаменательный день, когда я, быстро раздав парочку интервью, поеду на студию дописывать бэки к крайней песне. И всё, свою часть я завершаю, так что подготовка находится уже на окончательном этапе. Обложка уже даже есть!
Звуки: А это обычно проблема?
Ёлка: Честно? Конечно! Оформление - проблема, название - вообще головняк, височная боль, мигрень (улыбается). Всё, как правило, оказывается проще простого, но до этого надо помучиться.
Звуки: Там будут старые песни?
Ёлка: Да, там будут песни, которые давно всем известны. И люди, которые ходят ко мне на выступления, я надеюсь, получат удовольствие от концертных аранжировок, живого звучания. То есть, мы сделали упор на музыку, диск будет интересен в том числе, если не в первую очередь, и музыкантам, там проделана колоссальная работа моих ребят, просто колоссальная. Я там присутствовала просто в качестве предоставлявшего музыкальный материал, большую часть работы взвалили на свои плечи мои волшебники, я искренне горда работе с ними. Этот альбом для меня и для нас для всех как для организма, как для команды и для (с акцентом) банды! стаи! (смеётся) очень важен. Такой бетонный альбом для стаи! (смеётся)
Звуки: А песни времени сотрудничества с Владом Валовым будут?
Ёлка: Две штуки.
Звуки: "Город обмана"?
Ёлка: Вот она и ещё одна вещь в этом удивительном звучании. Чего уж там, теперь точно можно так об этом говорить.
Так выглядели живые концерты певицы до успеха "Прованса" и "Около тебя"
Звуки: Концерты у Ёлки проходят на разнообразных площадках - Тонны, Барвиха Luxury Village, и вот скорый концерт на крыше Gipsy.
Ёлка: Это был сознательный стратегический ход. "Барвиха" - очень интересный зал, очень красивый, это факт. Туда приятно приезжать, приятно выходить на сцену. И этот концерт, в общем-то, был по формату ближе к нашим "негромким" и по моему настроению и поведению, в первую очередь, и по звучанию. Ну и, давайте на чистоту, билеты туда были недешевыми. И нам очень хотелось, чтобы все мои любимые, которые по каким-то причинам не могли присутствовать на концерте в "Барвихе", не чувствовали они себя обиженными. И прямо рядом поставили "Тонны" - пообниматься с теми, кто меня очень любит.
Звуки: А на каких площадках выступать больше всего нравятся?
Ёлка: Я для себя до конца до сих пор не поняла, что есть оптимальный формат моего выступления. Какое-то время я сознательно отказывалась от залов сидячих. Потому что в них мне хочется вытащить на сцену табуреточку, сесть напротив зрителей и тоже расслабляться. Просто постоянное внутреннее ощущение "Ну что же вы сидите, родненькие", переживаешь, что они не веселятся. Но потом ты понимаешь - ну, такой зал. Дай людям поспать! (все смеются) Они в мегаполисе, они набегались, каждый со своими запарами, - ну спой ты потише, дай им подремать, а свою долю удовольствия ты и так получишь. Так что теперь я к ним отношусь с уважением.
У всех площадок есть плюсы и минусы, я здесь выступлю как Капитан Очевидность. Маленькие залы я люблю за то, что вижу все глаза - как бы избито это не звучало, это очень важно, видеть сиюминутную реакцию на каждое твоё слово от тех, кто готов меня слушать и слышать. Но там теснота, и, как правила, жара. Развернуться негде - маленькая сцена, и ребята ранят грифами меня… мою душу и сердце (смеётся). А ещё я как-то упала на клавишника - однажды на концерте не заметила его монитор, зацепила ногой и приземлилась прямиком на его Nord. Это было не очень приятно, но ржали мы как сволочи.
Большая площадка, где много людей, имеющих к тебе определенную симпатию - это мощь, которая не сравнится ни с чем. Буквально несколько дней назад мы выступали в Бишкеке - большой зал, амфитеатр, открытая площадка. Я не знаю, чем они завтракают, какие фрукты едят. Но столько любви нам не выдавали уже порядочное количество времени. Когда поёт не сто человек, а три тысячи, то конечно в мурашках млеешь, думаешь: "Какие вы хорошие, поехали со мной!" Ну и я никогда не забуду, когда выступала на Универсиаде в Казани вместе с Влади. Спасибо, что он пригласил меня подпеть в "Сочиняй мечты". Это не просто стадион, это махина - 50000 человек, целый крепенький городочек, и когда они одновременно издают какие-то звуки ртом, у тебя волосы шевелятся на макушке от осознания того, что люди могут в едином порыве. Главное, чтоб порыв был добрым. (думает) Сложно вложить весь спектр подобных эмоций в слова. Возвращаясь к концерту на крыше - в Gipsy отличный звук, а летом на открытом воздухе, когда жара спадает, в вечерочек - это отдельный кайф. А если ещё и закат красивый зацепила - ммммм! В общем... Я неплохо устроилась! (смеётся)
Звуки: Я недавно был на концерте, и, вовсе не в укор, а как факт - ты много общаешься с публикой между песен, этого сейчас почти никто не делает.
Ёлка: Многие считают это моим недостатком... Это конец вопроса?
Звуки: Я скорее в таком плане: это из тебя органично идёт, или это какая-то творческая позиция?
Ёлка: Я с этим просто не могу ничего поделать (смеётся). Есть мероприятия, где выгоднее, комфортнее и уместнее всего просто заткнуться, но получается, как будто я принесла людям очень дорогой диск, ничего в это не вкладываю. Для меня и то, что в песнях, и то, что между ними весит поровну. Я всё-таки из тех странных социопатов, которые очень любят общение. Очень боюсь людей, но очень люблю дружить и общаться. Тоскую, когда у меня какое-то время нет концертов, например, в отпуске - хочется поговорить, накопилось же, полна коробочка всякого хлама душевного (улыбается). Постоянно меня кидает из одного состояния в другое. Как бы не слыть городской сумасшедшей, на сцене мне приходят в голову и открываются такие мысли… И приятные вещи про себя, и не очень. Это такой визит к психологу. Реально, кушетка. Я понимаю, что нахожусь среди людей, большинству из которых я действительно могу доверить что-то сокровенное. А на тех, кто не со мной... Я уже почти не парюсь, что обо мне думают, честное слово.
Пример того, как Лиза общается с залом во время живых выступлений
Звуки: А на других исполнителей ты часто ходишь? Мне вот в том году, когда я был на Sziget, говорили, что видели тебя перед сценой...
Ёлка: (воодушевленно напевает) Я-летала-на-Сигет-в-том-году. На чудиков этих, которые воссоединились... Outkast. Sziget - это вообще фестиваль, который был для нашей компании всем. Я родилась и выросла в Ужгороде, а от него до Будапешта, без учета границы, ехать несколько часов. И в юности на поездку на Sziget мы копили по полгода, потому что для Ужгорода 200 евро - немалые деньги. А для меня в Ужгороде тогда это были деньги, за которые и почку можно было спокойно продать, но съездить в Будапешт! У нас реально паломничества туда собирались, у меня многие друзья туда отправлялись... на охоту. Ну, стырить конверсы, например (смеётся). Ещё часто случалось, да и я подобным грешила, - многие европейцы покупают себе в поездку палатки на один раз, добротные такие причем. Ну и мы после окончания фестиваля добродушно так подходили и спрашивали: "Не будете свою палаточку же забирать, да?" И вот три-четыре палатки везёшь уловом домой.
Тогда на фестивале ещё были кришнаиты, значит можно было сказать пару раз "Харе Кришна" и съесть бесплатно горячую, сытную, но совершенно неидентифицируемую жижу... Были, в общем, рецепты эффективного выживания. Целая эпоха моей жизни. Сейчас, строя планы на поездку в Ужгород, я выкраиваю даты, чтобы нет-нет, да и съездить туда на денёчек и вдохнуть атмосферу этой абсолютной свободы. Дорого стоит место, где всем насрать на то, кто ты. Где ты сидишь на асфальте, ешь пиццу, сыр с которой стекает по локтям, и кричишь "Я люблю тебя, Остров!", и уже через полдня у тебя бетонные ноги от пыли, сорван голос, а ты все бегаешь от сцены к сцене... Но уже реже, чем раньше, конечно, все это случается, потому что... (с интонацией) годы идуууут (смеётся) - я всегда за какое-то время до дня рождения начинаю смешно скулить "Аааай, ну всё..." и кокетничать по этому поводу. Чтобы все мне сказали: "Ну ты что, Лиза?", а я такая (бодро) "Ладно-ладно!"
Сейчас, конечно, даты концертов известных исполнителей часто попадают на выходные, а выходные уже, к счастью, - это мои рабочие дни. Поэтому вот недавно я пропустила Ройшн Мёрфи (Roisin Murphy), а пару лет назад, например, я вскидывала руки в небо и предлагала приехать вместо Москвы ко мне в Рязань Эрике Баду (Erykah Badu) (смеётся). Из последнего, на чем я была - это птица моя, Джесси Уэйр (Jessie Ware)
Звуки: Раньше ты работала преимущественно с одним автором, сейчас у Ёлки на альбомах гостят по десятку сонграйтеров. Как проходит песенный отбор? Можно, например, просто прислать тебе свою вещь?
Ёлка: Не можно, а нужно! Как всё это работает? Я всегда всем говорю, что максимально открыта к сотрудничеству. Оно заключается в том, поймал ли автор мой настрой, мою суть, или нет. Иногда, просто пальцем в небо, человек присылает песню, а она идеально на меня ложится. Мы открываем охоту на автора, находим, а дальше я всё отдаю в руки своих волшебников, разбирающихся в этом много лучше, чем я. Но бывает случаи, когда виден потенциал, но человек не до конца понял, что я есть. О чем я хочу петь, а о чем не хочу. Я готова ответить на миллион вопросов, дать киношки, которыми я вдохновляюсь, музыку накидать, от которой у меня мурашки, рассказать вообще, чем я живу и что есть базовые мои жизненные принципы. И о чем мне посредством песен хочется говорить - какие темы затронуть, какие струны бередить.
Звуки: И какие же, вкратце?
Ёлка: Я расскажу! Всё достаточно просто. Я для себя когда-то приняла решение, что не хочу нагружать людей своими проблемами. Проблемы - такая уникальная штука, - есть у всех. Нет исключений, люди и без моего головняка отлично обходятся (смеётся). Так что не хочется на кого-то ещё взваливать мешок - дескать, вот в нагрузку вам мои переживания, да боль вселенская. И мне очень нравятся лёгкие песни, от которых светло на душе, а на лице - улыбка. В чем-то они даже детские по настроению. Но, конечно же, я против музыки примитивной. Светлая, полезная, но не примитивная - это тонкая грань, и её достаточно сложно зачастую уловить, причем для меня в первую очередь.
Невозможно быть объективным по отношению к самому себе. Потому я окружаю себя людьми, которые говорят мне правду. И приятную, и не очень, но четко дают понять, где ты был прав или нет. Ко всему хорошему, в том числе и благосклонному отношению людей к тебе быстро привыкаешь, и это имеет неприятные последствия. В музыкальном плане то же самое - как бы я ни пела, мне честно кажется, что это гениально (смеётся) И очень хорошо, чтобы рядом был человек, который скажет: Лизонька! Это, конечно, гениально, а вот это - как-то не очень…".
Но вообще, выбор песни - дело очень ответственное, потому что каждый раз, когда ты её будешь петь, ты вновь и вновь будешь проживать определенную эмоцию. И если ты лукавишь, исполняя её, с этим придётся мириться всю дальнейшую творческую жизнь. Вообще, есть такой жанр... как бы помягче выразиться... женских страдальческих песен. Вот, такие я ненавижу. Которые, как правило, о том, что мужик - козёл, всё плохо, а вина не на тебе (смеётся). Такое вот нытье в духе "А он... А я..." я, пожалуй, никогда не спою. У меня есть несколько песен об отношениях, но они, всё-таки, с иронией. Если тема, скажем так, опасная и скользкая, то там обязательно должен быть юморок - все уже в курсе, что поржать я люблю. Главное, чтобы она не была прямолинейной.
А самые мои любимые - песни о счастье. Они вообще ни во что не укладываются. Например, вот "Моревнутри" - что это? Друзья говорят, что у неё как такового припева-то нет, и это же реально мантра! Это просто и свет, и тепло, и мурашки, и волны внутри - вот таких песен я хочу себе много. Кто-то в одной рецензии на альбом "#небы" подсчитал, сколько раз встречаются слова "море", "небо", "любовь" и "счастье", намекая тем самым на однообразие. Ну, айм сорри, ребят, мне действительно нравится быть счастливым человеком, я верю в любовь, море действительно меня вдохновляет, а небо - это самое прекрасное, что есть в жизни каждого человека, невзирая на твой статус и заработок... Поэтому я имею полное право петь о том, чем вдохновляюсь. Недовольные этим - идите все в жопу! (смеётся)
RED Summer: Ёлка
Москва, GIPSY
9 июля, 20.00
1881 – Родился Бела Барток - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Представитель экспрессионизма в музыке. В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии »»
1942 – Родилась Арета Франклин - американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла »»
1947 – Родился Сэр Элтон Джон - популярный британский рок-певец, композитор и пианист. Рыцарь-бакалавр и кавалер ордена Британской империи. Элтон Джон, введённый в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году, до сих пор остается одним из самых успешных поп-исполнителей Великобритании »»
1988 – Начался Арт—Рок—Парад в честь премьеры фильма «АССА» в Москве. Участники: «Аквариум», «Кино», «Звуки Му», «Зоопарк», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Центр», «Калинов Мост», «Лига Блюза» и… »»
Hoyt AXTON (1938)
Aretha FRANKLIN (1942)
Elton JOHN (1947)
Nick LOWE (1949)
Владимир БЕГУНОВ (1959)
Makoto OZONE (1961)
Jeff HEALEY (1966)
Jonas "Joker" BERGGREN (1967)
Cathy DENNIS (1969)