С 25 по 30 апреля в Культурном Центре ДОМ пройдет шестой международный
фестиваль Сергея Курехина - СКИФ.
Фестиваль состоится при участии: Юджина Четборна (США), K.K.NULL
(Япония), Питера Бретцмана и
Хайнца-Эриха Гедеке (Германия), группы Coolhaven (Нидерланды), ансамблей
Fuckhead и Reform Art Unit (Австрия), Мишеля Донеда, Ли
Кван Ниня и Мишеля
Раджи (Франция), Харьковского Клезмер Бэнда (Украина),
Саксофонной Мафии
(Россия-Украина) и других.
По вашим просьбам мы публикуем программу фестиваля с комментариями.
25 апреля, четверг:
Юджин Четборн, группа Fuckhead (Австрия).
Первый музыкальный проект, в котором участвовал Юджин Четборн, назывался WMIC
(Western Music Improvisation Company). Было это в Калгари (Канада) еще в 1974
году. В то время он писал для одной важной ежедневной газеты. По работе
молодому журналисту и, по совместительству, музыканту приходилось общаться с
представителями звукозаписывающих лейблов. Так вышло, что первая демо-запись
группы понравилась людям c ECM и их пустили в студию. Правда, месяц спустя
сообщили, что им нужен "более мелодичный джаз". Этот отказ
спровоцировал распад группы, и Юджин стал играть один.
Услышав Юджина, Энтони
Брэкстон посоветовал сделать еще одну запись, на этот раз в одиночку, и
выпустить ее самому. Оказалось, что в Канаде такая музыка практически не может
пользоваться спросом - играть и записывать авангард и фри-джаз в этой стране
было очень тяжело. Юджину говорили: "Ты просто не умеешь играть! Это не
музыка!". Первая пластинка была выпущена только благодаря энтузиазму друзей
музыканта. Один приятель помог свести звук, другой - сделал дизайн, третий -
напечатал обложку, а собирали все это вместе дети из интерната для умственно
отсталых. Выпустив таким же образом вторую пластинку, Четборн все же решился
покинуть Канаду в поисках более подходящего места для своей музыки, и
направился в Нью-Йорк. За пять лет, проведенных в Нью-Йорке, Юджин
записал четырнадцать альбомов. Долгое время он выпускал свою музыку на
кассетах, распространяя записи по почте, копируя их у себя дома.
Постепенно, именно благодаря "кассетной" индустрии, аудитория музыканта росла и
расширялась. Сегодня Юджин Четборн, без сомнения, живой классик и самая
настоящая легенда новой импровизационной музыки.
Все о Ю. Четборне - на сайте http://wymple.gs.net/~aaswell/eugene.html
Fuckhead - проект из Австрии. Вот уже более 10 лет эти джентльмены пытаются
доказать, что за музыкой, которую они играют - будущее индустрии развлечений 21
века. "Плохие парни" из Fuckhead исполняют хаотичную, тяжелую индустриальную
музыку. Их выступления-перформансы пропитаны музыкальной агрессией и насилием,
их музыка вводит слушателей в экстатическое состояние.
Выдерживают далеко не все.
"Сочетание психического экстаза, агрессии и
интеллигентного концептуального
искусства делает Fuckhead уникальной группой",- говорит Крис Даллер
("Falter"). Общее настроение их музыки хорошо охарактеризовал Арнольд
Шварценегер: "Эта музыка не для сопливых!"
26 апреля, пятница:
Мишель Донеда, Ли
Кван Нинь и Мишель
Раджи (Франция)
Мишель Донеда родился в 1954 году на Юго-Западе Франции и, не получив музыкального
образования, тем не менее, стал замечательным саксофонистом. В 1980 году в
Тулузе он собрал трио Hic Et Nunc, исполняющее импровизационную музыку.
В то же
время Мишель Донеда совместно с музыкантами, танцорами и актерами, создал
Институт Взаимодействия Импровизационных Искусств (IREA - Institute of
exchanges between arts of improvisation). В последующие годы музыкант
участвовал в различных проектах и стал регулярным гостем Фестиваля в
Chantenay-Villedeu. Среди музыкантов, с которыми в разное время работал Донеда:
Фред Ван Хов (Fred Van Hove), Фил Вохсман (Phil Wachsmann), Макс
Истли (Max
Eastley), Стив Бересфорд (Steve Beresford), Джон Зорн (John
Zorn), Элиот Шарп
(Eliott Sharp), Элвин Джонс (Elvin Jones).
В 1985 году Донеда
записал свой
первый сольный альбом "Terra" (nato record). Тогда же он начал регулярно играть
с Ли Кван Нинь, (Le Quan Ninh), Дауником Лазро
(Daunik Lazro), Казуи Саваи (Kazue Sawai) и другими, много
работал и
гастролировал в Европе, Азии, Африки, Канаде. В 1992 году он основал
ассоциацию "La Filbuste. За 30 лет творческой работы на разных лейблах
Европы, Америки и Европы вышло более 30 его альбомов.
Официальный сайт - http://flibuste.fr.st
Ли Кван Нинь родился в Париже в 1961 году. Получив классическое музыкальное
образование, играл с самыми разными ансамблями, а также работал с
театральными и танцевальными коллективами.
Ли Кван Нинь - один из членов группы Quator Helios, исполняющей современную
музыку для ударных и электронных инструментов.
Как музыкант-импровизатор он участвует в многочисленных европейских и
американских проектах, соединяющих акустическую и электроакустическую музыку,
импровизацию, перформанс, танец, поэзию, экспериментальный кинематограф,
фотографию и видео.
Он работает с такими танцорами как Масаки Ивана (Masaki Iwana), Валери
Метивье (Valeire Metivier), Вероника Альбер (Veronique Albert) и
Анна Гариг
(Anna Garrigues). Ли Кван Нинь - один из участников проекта
Umwelt, отмеченного наградой на фестивале Musique Action Festival в
Вандевр-Ле-Нанси во Франции.
Официальный сайт - http://ninh.free.fr
Мишель Раджи родился в Касабланке (Марокко) в 1954 году. В 1966 году Мишель
переехал во Францию, а в 1975 году решил стать танцовщиком. Учился в
хореографических школах Парижа и Брюсселя. В 1981 году Мишель Раджи поселился в
Тулузе, где познакомился с Сержем Пейем (Serge Pey) - художником, поэтом,
артистом, который пригласил Мишеля участвовать в проекте, посвященном памяти
поэта Жана Бенассара (Jean Benassar). В 1985 году Раджи серьезно занялся
хореографией, а в 1999 году, решив обратиться к своим корням, вернулся в
Марокко, где поставил спектакль, посвященный Хорхе Луису Борхесу.
Кроме того, он участвовал в церемонии открытия года Марокко, проходившей в
Версале под патронажем короля Хассана II и президента Франции Жака Ширака.
Встреча с художником Сирилем Торресом
(Cyril Torres) привела к возникновению тройственного творческого союза:
Раджи, Пей, Торрес. Раджи неоднократно представлял свои работы во Франции,
Бельгии, Италии, Великобритании, Мексике, Греции, Марокко и Швейцарии.
27 апреля, суббота
Питер Бретцман (Германия), Саксофонная Мафия
(Москва-Петербург-Вологда-Львов).
Человек по имени Питер Бретцман, играющий на немыслимом количестве разных
инструментов, таких как саксофон, бас-саксофон, различные кларнеты, тарогато,
родился в Ремшайде, в Германии 6 марта 1941 года. Искусство появилось в жизни
Питера сначала в виде живописи - Питер заканчивает Художественную Академию в
Вуппертале. Однако ситуация с выставками в Германии того времени не устраивала
молодого артиста и он получает большее удовлетворение, играя с
полупрофессиональными музыкантами, не прекращая заниматься живописью (не
столько для того, чтобы не терять формы, сколько используя свое мастерство для
оформления собственных грампластинок).
Саксофонная мафия - это Сергей Летов, Эдуард Сивков, Николай Рубанов
и Юрий Яремчук. Их имена знакомы нам давно, но только в этом году они
впервые собрались вместе и попробовали внедрить в российский новый джаз
неведомый ему доселе жанр саксофонного квартета. Получилось. С самого первого
раза. Безоговорочно и бесповоротно. Видимо наша продвинутая публика давно ждала
такого шага от лучших фриджазовых саксофонистов страны. Она (публика),
наконец-то, дождалась рождения нового жанра на нашей сцене, они
(музыканты) получили радость сценического общения достойно оцененного залом.
На фестивале к российской Мафии присоединится отец-основатель европейского
свободного джаза Питер Бретцман.
28 апреля, воскресенье
Музыка группы Coolhaven (Hajo Doorn, Lukas Simonis, Peter
Fengler) основана на принципе нарушения баланса между
центробежной и центростремительной силами. Последнее о чем заботится группа это
то, как будет звучать их музыка. Это может быть свободная импровизация или
голландская полька в жутком исполнении. Единственное, что имеет значение это
настоящее. Им не нужна слава или уважение слушателей. Так как же звучит музыка
маргинальных голландцев? Это гремучая смесь электронной музыки, видео, фолка в
исполнении акустических инструментов, странных песенок, сопровождаемых
мини-перформансами и сюрреалистическми историями,
выжимающими у зрителя слезу сочувствия.
Лейбл Pop-grafika (владелец бренда Русский Слэм) и клуб "Проект
О.Г.И."представляют поэтический турнир "Русский слэм". В
сезоне 2001-2002 года 5 игр и суперфинал.
Турнир состоит из двух туров: первого и второго, а также суперфинала.
29 апреля, понедельник
Reform Art Unit - это Fritz Novotny, Sepp
Mitterbauer и ударники: Gunter Gafton, Fritz Kotrba, Marijan Pakar.
Участники образования под именем Харьковский Клезмер Бэнд - Станислав
Райко, Михаил Крупников, Геннадий Фомин, Валерий Полонский.
К сожалению, сегодня необходимо дорожить каждой возможностью услышать живой
клезмер - именно поэтому три года назад появился Харьковский Клезмер Бэнд.
Коллектив поставил целью возродить жанр клезмера как на Украине, так и за ее
пределами. Сейчас они являются участниками всех Харьковских мероприятий так или
иначе связанных с клезмером. Их музыка создает ту неповторимую еврейскую
атмосферу, которую невозможно ни с чем перепутать, и пробуждает неподдельный
интерес молодежи к истокам еврейской культуры как таковой. Несмотря на довольно
непродолжительный срок существования коллектива, на его счету уже впечатляющее
количество призов, наград и достижений, так, например, они стали призерами
Московского Фестиваля имени Соломона Михоэлса, заняли первое место на Первом
Региональном Фестивале Еврейской Культуры в Харькове, а на Первом Фестивале
Студенческих Художественных Ансамблей их назвали "Лучшим
Ансамблем Фестиваля".
Вт 30
K.K.Null (Япония), Хайнц-Эрих Гедеке (Германия)
K.K.Null - знаменитый на весь мир импровизатор, родился в Японии, в
городе Токио 13-го
сентября 1961 года. С 1981 года началась его сольная карьера, немедленно
принесшая ему мировое признание. Этому немало поспособствовало его
сотрудничество со студией "Май-Джуку" Мина Танаки и им самим организованное
"прогрессивное трио хардкора" Zeni Geva, работавшее со Стивом Альбини и
записавшее более 10 дисков в рамках проекта John Peel Session. На данный момент
на счету у артиста более трехсот живых перформансов в разных уголках
земного шара. K.K.Null - гость множества международных
фестивалей, среди которых "Hyperstrings" (Австрия), "What is music?"
(Австралия), "Beyond Barouque" (Лос-Анджелес), "Beyond Innocence" (Япония),
"Exiles" (Германия), "SONAR" (Испания), "International Sound & Art
Festival" (Мексика), "Batofar cherche... Tokyo" (Франция), "All Tomorrow's
Parties" (Великобритания).
Жизнь Хайнца-Эриха Гедеке на музыкальной сцене Германии началась в
восьмидесятые годы. За почти два десятка лет он расширил свой
инструментальный арсенал с одного тромбона, которым, кстати, владеет,
мастерски используя самые изощренные приемы игры: кольцевое дыхание,
расщепление тона и т.п., до диджериду - древнейшего инструмента
австралийских аборигенов, крайне популярного сегодня среди европейских
авангардистов. В его арсенале - тибетские горны, гонги, перкуссии, а также
успешно применяемые в сольных перформансах шумы коротковолнового радиоприемника
и предварительно записанной магнитофонной "подкладки".
Произведения Гедеке исполнялись и исполняются оркестрами разных стран. Кроме
того, он - организатор и участник многочисленных совместных проектов и
семинаров, игравший с такими выдающимися мастерами, как Сесил Тейлор, Энтони
Брэкстон, Петер Бретцман, Петер Ковальд, Конни Бауэр, Барри Гай, Луи Мохоло,
Джей Оливер, Фред ван Хоф, Владимир Тарасов. Помимо сотрудничества с
музыкантами, Гедеке вступает в творческие отношения даже с растениями. Один из
таких маргинальных проектов назывался <Субстанция> и демонстрировал
взаимодействие музыканта с маленькой плантацией, подключенной с помощью
датчиков к высокочувствительной усилительной аппаратуре и звучащей как
равноправный участник музыкального диалога, комментируя и дополняя игру на
тромбоне самого Гедеке.
Итак, это - более-менее полное изложение программы.
Будучи, по сути, кларнетистом-самоучкой,
он скоро начинает осваивать саксофоны и до встречи с Питером Ковальдом играет
традиционный джаз. В течение 62-63 годов Бретцман и Ковальд с разными
барабанщиками играют вариации на темы произведений Штокхаузена, Дэвида
Тюдора и
Джона Кейджа.
В середине 1960-х, он играл с американскими музыкантами, такими как Дон
Черри и
Стив Лэйси и, после пребывания в Париже с Доном Черри, возвращение в Германию
для его ознаменовало новую тему его творчества.
Трио Питера Бретцмана, Питера Ковальда и Свена-Аке Йохансона начало играть в
1965-66-м, и комбинация их и квинтета Шуф/Шлиппенбах первой стала называться
Glob Unity Orchester.
В 68-м году Питер собрал лучших музыкантов авангардного джаза и записал с ними
альбом "Machine gun", надолго определивший развитие европейской свободной
импровизационной музыки. Выпущенная гораздо позже концертная версия
Группа Coolhaven (Нидерланды), Русский Слэм 5 (Россия)
В турнире принимают участие поэты, выбранные Оргкомитетом. Участниками могут
быть как мужчины, так и женщины. Заявки на участие принимаются по адресу
slamrussian@pochtamt.ru . Заявка
включает в себя данные о поэте (в произвольной
форме), текст одного стихотворения (любого размера), характеристику поэтом
своей манеры чтения стихов. Участие в турнире 2001-2002 года -
бесплатное.
Под участием имеется в виду артистичное чтение собственных
стихов на любом
языке в одном либо в двух турах.
No probs!
Участник может использовать в своем выступлении только предметы, находящиеся на
сцене (стол, стулья, микрофон и т.д.). Он не имеет права пользоваться
принесенным с собой реквизитом, играть на музыкальных инструментах,
использовать аудиозапись и пр.
Победитель суперфинала получает $ 500. Участники второго тура получают по $ 100.
Если победителей турнира или суперфинала больше одного, призовой фонд
делится на всех победителей.
Reform Art Unit (Австрия), Харьковский Клезмер Бэнд (Украина)
В конце 50-х - начале 60-х гг. самые разные музыканты и художники начали
активно экспериментировать в поисках нового визуального и музыкального языка.
Эксперименты Тони Микльмайера (Tony Michlmayr) в области импровизационной
музыки привели к созданию Венской Школы Свободного Импровизирования (Viennese
School of Free Improvisation). В то же время в Вене начали работать Харун
Бараббас (Harun Barabbas) и Падхи Фриебергер (Padhi Friehberger), занимавшиеся
перформансом, а художник и музыкант Фриц Новотны (Fritz Novotny) вступил в
творческий союз с писателем Рольфом Швендтером (Rolf Schwendter). Еще одним
звеном в цепи независимых друг от друга попыток преобразовать художественную и
музыкальную реальность стало создание в 1961 году Трио Ричарда Ахмеда
Пикока. Все это привело к
рождению в 1963 году ансамбля
Masters of Unorthodox Jazz (MOUJ), участниками которого стали музыканты из
Граца Аладдин Адлернест (Alaeddin Adlernes), Вальтер Малли (Walter
Malli) и
артисты из Вены - Харун Бараббас, Тони Микльмайер и Ричард Ахмед Пикок.
А уже в
1965 году Фриц Новотны, игравший в MOUJ, собрал новую команду музыкантов, и
началась история легендарной группы Reform Art Unit.
В разное время RAU играли с Кентом Картером (Kent Karter), Доном Черри (Don
Cherry), Санни Мюррей (Sunny Murray), Рэмом Чандра (Ram Chandra), Саинхо
Намчылак и другими.
Начало концертов в 19:30
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)