Папа родился на исходе войны, и, как многие люди из его поколения, пытался переосмыслить историю страны, собирая исторические свидетельства и книги, коллекционируя модели самолетов Второй мировой, собирая музыку военных лет.
Я начинаю серию публикаций из его архивов с текста, который пронзительно и нежно звучит посреди всеобщего громогласного торжества и победных маршей. Он посвящен вальсам военной поры.
Папа часто говорил: "Самое важное в любой ситуации - оставаться человеком и сохранять в себе человеческое".
Соня Соколова.
"Вальс воевал, он в шинели шёл, запылён…"
В самом начале Великой Отечественной войны, среди грохота небывалых в истории сражений, казалось, что на фронте могут звучать только марши и боевые походные песни. Такие произведения, как "Священная война" Александра Александрова, "Марш защитников Москвы" Бориса Мокроусова и другие композиции советских композиторов, действительно, укрепляли веру бойцов и командиров Красной Армии в неизбежность разгрома фашистских захватчиков и в победу над врагом.
Уже в первые, самые тяжёлые месяцы войны, с этими песнями, с сатирическими куплетами и частушками на фронт выезжали артисты театральных коллективов и концертных бригад. Фронтовики с восхищением и нескончаемыми аплодисментами встречали любимых исполнителей – Леонида Утёсова, Владимира Бунчикова, Клавдию Шульженко, Лидию Русланову. Подчас эти выступления прерывались артиллеристским огнём противника, но после обстрела возобновлялись вновь. Особой популярностью в этих импровизированных концертах пользовались любимые нашим народом вальсы! Эта любовь проявлялась, очевидно, с тех давних пор, когда в городских садах и парках военные духовые оркестры играли старинные вальсы, а пары кружились и молодые люди радовались жизни.
Синий платочек
В минуты затишья бойцы слушали любимые мелодии, исполняемые под гитару, старенький баян, а иногда звучавшие на видавшем виде трофейном патефоне. Вальсы напоминали им мирное довоенное время, близких и родных… Лирика на фронте была востребована и потому в 1942 году на Апрелевском заводе был возобновлён выпуск грампластинок. В первой же партии, отправленной на фронт вместе с боеприпасами, был вальс "Синий платочек" - довоенная песня, дополненная новым "военным" куплетом.
История "Платочка" - это история не одной песни, а нескольких. Композитор, написавший мелодию песни, - поляк Ежи Петербургский, родившийся до Революции. После раздела Польши в 1939 году он жил в Белостоке и накануне войны возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка песни была написана Петерсбурским в 1940 году в Минске, и до сих пор "Синий платочек" встречается в разных редакциях: известная народу версия написана Яковом Галицким, а версия "Двадцать второго июня,
ровно в четыре часа" - поэтом Борисом Ковынёвым.
Офицерский вальс
Вскоре после окончания Сталинградской битвы композитора Марка Фрадкина и поэта Евгения Долматовского пригласили на заседание Военного совета фронта, вручили им заслуженные боевые награды - ордена Красной звезды, и попросили рассказать о творческих планах. Фрадкин на трофейном аккордеоне сыграл несколько песен, а Долматовский рассказал о задумке превратить свое стихотворение "Танцы до утра" в песню. "Должно получиться нечто вроде офицерского вальса", - раздумывал он.
Командующий Константин Рокоссовский одобрил эту идею несмотря на то, что погоны лишь недавно были возвращены в армию, а слово "офицер" у многих командиров по-прежнему ассоциировалось с Белым Движением и с Добровольческой армией. Очень понравилось название "Офицерский вальс" и будущему начальнику Политуправления фронта И. Галаджеву.
Песня была написана в вагоне эшелона, медленно шедшего от Сталинграда до Ельца. На долгих остановках поэт и композитор исполняли этот вальс перед солдатами и офицерами, направлявшимися на фронт. А под Ельцом авторы, к своему удивлению, услышали свой вальс, уже круживший по фронтам! Название "офицерский" со временем было изменено на "случайный", а строчка "и лежит у меня на погоне" заменена на "и лежит у меня на ладони".
В одном из самых интересных произведений военной поры звучали тоска по родному дому, грусть от разлуки с близкими и надежда на скорое окончание войны.
Дунайские волны
Через несколько лет после окончания войны известный поэт-песенник Евгений Долматовский по просьбе Леонида Утёсова написал стихи к музыке вальса "Дунайские волны" румынского композитора Ивановичи. Сама мелодия долгое время считалась старинным русским вальсом и даже в нотных изданиях печаталась именно так. Его автор - композитор и военный дирижёр Ион Ивановичи - выходец из крестьянской семьи и капельмейстер оркестра элитного пехотного полка, за всю жизнь создал свыше ста музыкальных произведений, однако ни одно из них не получило столь широкой известности, как его знаменитый вальс!
В 1886 г. Ивановичи посетил Москву и Санкт-Петербург, которые он считал крупнейшими центрами мировой музыкальной культуры. В России он узнал, сколь популярен его вальс. В память о своём пребывании в нашей стране, композитор сочинил новые вальсы - "Сувенир из Москвы", "Сон на Волге", "На берегу Невы". Скончался И.Ивановичи в 1902 г, на 57-м году жизни.
Любимый вальс «Дунайские волны» неоднократно пытались одеть в тексты, но это долго никому не удавалось. Простые, незамысловатые слова, сочиненные Долматовским, ярко передали настроения послевоенного времени:
"Девушки нежно смотрели им вслед,
Шли они дальше дорогой побед,
И отражением волжской волны
Были глаза полны".
В строчках песни звучала радость по случаю долгожданного окончания войны и Победы в самой кровопролитной битве в истории человечества. "Старинный вальс" вновь обрёл молодость благодаря победе советского народа над врагом.
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)