В понедельник в Большом театре состоится большой и совершенно необычный
концерт - "Дживан Гаспарян и его друзья".
Друзей-музыкантов у знаменитого дудукиста, легенды world music, оказалось
шестеро: два итальянца, два француза, израильтянин и русский. Все они
присутствовали в пятницу в армянском посольстве на пресс-конференции по этому случаю.
Пресс-конференция вышла странной и величественной - под стать предстоящему концерту. Все не столько рассказывали о предстоящем концерте, сколько выражали свое восхищение Дживану Гаспаряну и дудуку - удивительному инструменту из абрикосового дерева, в котором воплотилась душа армянского народа.
"Я вообще человек не сентиментальный. И в музыке уже давно. Но когда
впервые услышал игру на дудуке, у меня потекли слезы из глаз, и никак не
останавливались всё время, пока играли, - признавался Сергей
Старостин. - Дудук - инструмент, соединяющий прошлое с будущим. Его звук
вводит в то состояние, в которое вводит только посещение храма".
"Учитель - это человек, который не создает тебе трудностей. И учит не только
музыке, но и экзистенциальным вещам" - говорил о Гаспаряне итальянский
саксофонист и электронщик Луиджи Чинкве, сам человек заслуженный и уже
не юный.
Вообще, все музыканты, приехавшие поиграть с Гаспаряном на сцене Большого,
достаточно известны в кругах world music - и не только. Французский саксофонист
Дидье Малерб - один из
создателей главной французской "психоделической" группы 70-х
Gong.
Сейчас он начал играть на дудуке и, мужественно преодолевая сложности с
европейской темперацией на этом восточном инструменте, записал альбом
"Shamanimal".
Пианист Людовико Эйнауди - уважаемый академический
композитор. А еще для любого итальянца фамилия Эйнауди так же известна, как
Феррари или Версаче.
Отец Людовико, Джулио Эйнауди - создатель самого
престижного книжного издательства Италии.
Должен был приехать Питер Гэйбриел, но не смог выкроить время,- пожаловался
Гаспарян.
Кроме того, он рассказывал, как играл в 1948 году в Большом театре перед
Сталиным, тот пригласил его к себе в ложу и пожаловал ему, 20-летнему, со своей
руки часы "Победа". Вообще, Гаспарян неоднократно выступал в Большом но,
конечно, в составе сборных "юбилейных" концертов. Большой театр для него
остался эталоном культуры и интеллигентности, и он не верит намекам Николая
Дмитриева, что публика сейчас изменилась - это все временное и наносное.
Еще Гаспарян радовался, что дудук снова оказался в Армении в моде, что его слушают не только старики, но и молодежь, и что подрастают новые дудукисты. В частности - его собственный внук, Дживан Гаспарян-младший. "Жил в Армении - не хотел играть. Переехал жить в США - не выпускает дудук из рук", - шутил довольный дед.
Тем не менее, журналистам удалось узнать некоторые подробности предстоящего
концерта. У всех его участников будут свои сольные номера, а потом будет большой
джем, в котором все по очереди будут солировать. То есть не солировать, а
просто разговаривать,- уточнил Гаспарян.
Концерт будет акустический,
никаких электронных искажений звука не предполагается, только Луиджи Чинкве
будет "подкладывать" свои электронные лупы и прочее.
Для Большого театра это нечто неслыханное, но, подчеркнул главный распорядитель
организовывавшего концерт "Дома" Николай Дмитриев, никакого противодействия со
стороны администрации театра они не испытывали. Наоборот: новое динамичное
руководство театра охотно пошло на это, в общем-то, не совсем обычное
предложение.
А в общем, добавлю я от себя, замечательно, что официозная "дружба народов"
кончилась, и появился настоящий, искренний интерес к своеобычной народной
музыке. Тем более что музыка-то замечательная.
Напоследок Дживан Гаспарян рассказал такой анекдот. В Голливуде его спросили: "А какую музыку записывают у вас в Армении к фильмам?" - "Обычную, симфоническую" -"Зачем??? У вас же есть такой уникальный инструмент - дудук!".
После чего все журналисты и музыканты отправились пить армянский коньяк.
Waymon REED (1940)
JR., Frank SINATRA (1944)
Rod STEWART (1945)
Aynsley DUNBAR (1946)
Donald FAGEN (1948)
William PARKER (1952)
Pat BENATAR (1953)
FranГois KEVORKIAN (1954)
Michael SCHENKER (1955)
Jimmy VIVINO (1955)