В понедельник в Большом театре состоится большой и совершенно необычный
концерт - "Дживан Гаспарян и его друзья".
Друзей-музыкантов у знаменитого дудукиста, легенды world music, оказалось
шестеро: два итальянца, два француза, израильтянин и русский. Все они
присутствовали в пятницу в армянском посольстве на пресс-конференции по этому случаю.
Пресс-конференция вышла странной и величественной - под стать предстоящему концерту. Все не столько рассказывали о предстоящем концерте, сколько выражали свое восхищение Дживану Гаспаряну и дудуку - удивительному инструменту из абрикосового дерева, в котором воплотилась душа армянского народа.
"Я вообще человек не сентиментальный. И в музыке уже давно. Но когда
впервые услышал игру на дудуке, у меня потекли слезы из глаз, и никак не
останавливались всё время, пока играли, - признавался Сергей
Старостин. - Дудук - инструмент, соединяющий прошлое с будущим. Его звук
вводит в то состояние, в которое вводит только посещение храма".
"Учитель - это человек, который не создает тебе трудностей. И учит не только
музыке, но и экзистенциальным вещам" - говорил о Гаспаряне итальянский
саксофонист и электронщик Луиджи Чинкве, сам человек заслуженный и уже
не юный.
Вообще, все музыканты, приехавшие поиграть с Гаспаряном на сцене Большого,
достаточно известны в кругах world music - и не только. Французский саксофонист
Дидье Малерб - один из
создателей главной французской "психоделической" группы 70-х
Gong.
Сейчас он начал играть на дудуке и, мужественно преодолевая сложности с
европейской темперацией на этом восточном инструменте, записал альбом
"Shamanimal".
Пианист Людовико Эйнауди - уважаемый академический
композитор. А еще для любого итальянца фамилия Эйнауди так же известна, как
Феррари или Версаче.
Отец Людовико, Джулио Эйнауди - создатель самого
престижного книжного издательства Италии.
Должен был приехать Питер Гэйбриел, но не смог выкроить время,- пожаловался
Гаспарян.
Кроме того, он рассказывал, как играл в 1948 году в Большом театре перед
Сталиным, тот пригласил его к себе в ложу и пожаловал ему, 20-летнему, со своей
руки часы "Победа". Вообще, Гаспарян неоднократно выступал в Большом но,
конечно, в составе сборных "юбилейных" концертов. Большой театр для него
остался эталоном культуры и интеллигентности, и он не верит намекам Николая
Дмитриева, что публика сейчас изменилась - это все временное и наносное.
Еще Гаспарян радовался, что дудук снова оказался в Армении в моде, что его слушают не только старики, но и молодежь, и что подрастают новые дудукисты. В частности - его собственный внук, Дживан Гаспарян-младший. "Жил в Армении - не хотел играть. Переехал жить в США - не выпускает дудук из рук", - шутил довольный дед.
Тем не менее, журналистам удалось узнать некоторые подробности предстоящего
концерта. У всех его участников будут свои сольные номера, а потом будет большой
джем, в котором все по очереди будут солировать. То есть не солировать, а
просто разговаривать,- уточнил Гаспарян.
Концерт будет акустический,
никаких электронных искажений звука не предполагается, только Луиджи Чинкве
будет "подкладывать" свои электронные лупы и прочее.
Для Большого театра это нечто неслыханное, но, подчеркнул главный распорядитель
организовывавшего концерт "Дома" Николай Дмитриев, никакого противодействия со
стороны администрации театра они не испытывали. Наоборот: новое динамичное
руководство театра охотно пошло на это, в общем-то, не совсем обычное
предложение.
А в общем, добавлю я от себя, замечательно, что официозная "дружба народов"
кончилась, и появился настоящий, искренний интерес к своеобычной народной
музыке. Тем более что музыка-то замечательная.
Напоследок Дживан Гаспарян рассказал такой анекдот. В Голливуде его спросили: "А какую музыку записывают у вас в Армении к фильмам?" - "Обычную, симфоническую" -"Зачем??? У вас же есть такой уникальный инструмент - дудук!".
После чего все журналисты и музыканты отправились пить армянский коньяк.
1965 – Родился Майк Ди (полное имя - Micheal Diamond), участник нью-йоркского "белого" хип-хоп-трио Beastie Boys. Трио примечательно тем, что исполняет не только хип-хоп, но и инструментальные джазовые, панк-рок и рок-композиции »»
Майя ПЛИСЕЦКАЯ (1925)
Norman GREENBAUM (1942)
Meredith MONK (1942)
Mike VERNON (1944)
Duane ALLMAN (1946)
Joe WALSH (1947)
Robert POSS (1956)
Петр САМОЙЛОВ (1958)