НАШЕСТВИЕ  Нашествие: призрачная угроза и новая надежда

Эти безумные два дня позади. Подводя итоги Нашествия-2001, можно констатировать: это и вправду было нечто новое в практике устроения у нас подобных фестивалей. Не только в хорошем смысле, увы, но... Впрочем, всё по порядку.

Эти безумные два дня позади. Подводя итоги Нашествия-2001, можно констатировать: это и вправду было нечто новое в практике устроения у нас подобных фестивалей. Не только в хорошем смысле, увы, но...
Впрочем, всё по порядку.
Ставка на новые имена - затея, конечно, интересная, но чертовски рискованная. Поэтому совсем неизвестные широкой публике музыкальные коллективы не были тупо сосредоточены в первых отделениях: их выступления перемежались выходами столь же молодых и ранних, но чуть более известных уже народу артистов. Как и полагается, "монстры" выступали во второй половине программы.

4 августа

Приключения Электроников - новое увлечение Сида из Тараканов. Младшие братья Бони Нем, эти стёбщики глумились над музыкой из старых добрых детских кинофильмов, перелицовывая её в развесёлый серф-панк. Оставалось лишь жалеть, что фестиваль проходит не где-нибудь на берегу Волги (кстати говоря, это голубая мечта организаторов, вскользь высказанная на пресс-конференции), и соответствующих такой музыке пляжного волейбола и катания на досках по волнам сегодня, увы, не будет.

S.P.O.R.T. - весёлые юморные ребята. Помнится, их гитарист рассказывал, что в детстве отказался от хомяка на день рожденья в пользу первой гитары. Позже судьба сделала ему подарок в виде басиста по фамилии Хомяков. Но вот что обидно: не покидает ощущение того, что каждый новый прикол вводится группой в действие для маскировки более чем средних вокальных данных музыкантов. Эх, где те времена, когда в группе голосили (и неплохо) две девчонки?

Магнитная Аномалия - открытие Сергея Мазаева. Лихого панковского угара в сочетании с индустриальным грузиловом у ребят пока что хватает ненадолго, и они то и дело сползают в стандартный альтернативный поп. Будем надеяться, что это временные трудности, и через некоторое время группа наберёт должную для подобных мероприятий форму.

Неприкасаемые были чуть более сконцентрированы и чуть менее анархичны. Гарик Сукачёв изрядно порадовал рокерскую братию своей версией боевика "Я Остаюсь" своего покойного коллеги Анатолия Крупнова. Благодаря присутствию в составе гитариста Дмитрия Варшавчика, участника сольных проектов Крупнова, а также одной из последних "прижизненных" инкарнаций Чёрного Обелиска, их версия почти ничем не уступала оригиналу.
Продолжил тему сочинённый Сукачёвым и Крупновым на пару номер "Эрегированный", во время исполнения которого Гарик успел потерять штаны и выдать за эрегированную часть своего тела микрофон. Не обошлось и без дуэта со Шнуром - на сей раз особую пикантность ситуации придало обращение к очередному надругательству "ленинградцев" над классикой жанра под кодовым названием "Всё это рэйв!"

Парабеллум - не путать с распавшимся недавно питерским готическим квартетом! Хотя немудрено: тоже квартет, и тоже тяжелый, хотя и не питерский. Чёрные футболки с серебристыми звёздами, вампирский макияж ("Артист должен выглядеть вызывающе" - заявили ребятки на пресс-конференции), замогильные пассажи приглашённого клавишника на древнем аналоговом синтезаторе ("Нам очень интересны аналогичные опыты Air и Stereolab...")... И если бы они ещё играли получше, и песни писали поинтересней, цены бы им не было. А так - непонятное что-то. Опять-таки, есть надежда, что - пока. Ибо даже Marilyn Manson до четвёртого альбома были хороши лишь как идея.

В отличие от прошлогоднего выступления команда Юли Чичериной выглядела более уверенно: общего испуга от собственной отчаянности уже не было. Впрочем, и отчаянности особой не наблюдалось. Чуть припанкованное "гитарное диско" "Радиоволна" способно расшевелить и заставить плясать кого угодно - чего ещё надо? Расширяя список исполняемых нынче песен Цоя, группа ухитрилась втиснуть в рамки своего стиля даже "дворовый хит" "Когда твоя девушка больна".

Разделение сиамских близнецов прошло успешно, и теперь Сплин смогли исполнить хит первого полугодия "Феллини" без посторонней помощи. Причём в совершенно новой аранжировке, включающей флейту вездесущего Яна, влияние которого на общий стиль группы от концерта к концерту становится всё более облагораживающим. Группа явно переросла характерный для последнего поколения наших рокеров период стерильного саунда и общей оторванности от корней. В остальном же всё было как обычно: Сплин не любители кардинальных отклонений от своего генерального курса, и по-прежнему "гнут свою линию" как им того хочется. И это прекрасно.

Би-2 по сложившейся традиции играли медленно и печально - такое у них амплуа "великих в невеликом жанре". Разумеется, "Феллини" был исполнен во второй раз за день.

Танцы Минус, начавшие выступление со своего уже классического и действительно по-хорошему эстетского и манерного хита "Десять Капель Дождя", в дальнейшем были по своему обыкновению аккуратны, чуть заунывны и никаких сюрпризов на сцене на сей раз не производили. Давно смекнувшие, что Слава Петкун склонен пинать могильную глыбу "русского рока" скорее словом, нежели делом, с нездоровым интересом ожидали пресс-конференции, потирая ручонки и приговаривая: "Наш карманный бунтарь... наш дрессированный аутсайдер..." Жаль, конечно - ибо порой именно после таких вот наездов молодого поколения иные "старички" внезапно ощущают интерес ко всяким там прогрессивным тенденциям. Слава, пни ещё кого-нибудь, дабы все в который раз засуетились - но только со сцены!

Всенародные любимцы ЧайФ, выйдя на сцену, первым делом сообщили, что "тут, кажется, Петкун микрофон сломал" (восторгу публики не было предела). И продолжали в том же духе. Хитов Майка и БГ на сей раз не касались, вспомнив однако "Каждую Ночь" всё того же Цоя - в любимой своей стилистике "пост-бит/недопанк", основанной на Clash периода "London Calling". Во время исполнения "Не Зови" к группе присоединились их старые друзья из Tequillajazzz. Здоровяк Дусер бил в бубен, так как за барабанами ему места явно не хватило. Сочетание задушевных интонаций Шахрина с отстранённой манерой пения Фёдорова было в этой песне как нельзя кстати. А завершила выступление бригада уральских весельчаков бесконечной "ла-бамбой" типа "краткое содержание предыдущих, следующих и ещё неснятых серий", где были процитированы и "город-сказка" ("Наш ответ Петкуну...") и "некоторые женятся", и "беспечный ангел", и много ещё чего.

Ария приятно удивила. Все разговоры о том, что музыканты, дескать, "оскорпионились", погрязли в пауэр-балладах и откровенно халтурили при записи двух последних альбомов, остаются разговорами. Потому что это по-прежнему одна из сильнейших групп старой школы, музыканты которой до сих пор дают себе труд сочинять гармонически сложные композиции, а кроме того, умеют реально петь и играть. Звукотехники, расслабленные творившимся на сцене весь день, не сразу сообразили, как следует микшировать две одновременно солирующие гитары. К счастью, всё-таки сообразили. Благодаря чему публика получила как минимум одно фестивальное выступление европейского уровня, не уступающее чудесам, творящимся на сценах Рединга и Касл-Донингтона.
Над сценой нависало традиционно-металлическое чудище. Как следует прочистив уши публики сверхтяжёлым блюзом "Штиль", арийцы взялись за реабилитацию своего "оркестрового проекта". Сингл "Потерянный Рай" был не вполне удачным актом: единственная песня, звучание оркестра в которой еле прослушивалось, навлекла на группу обвинение в "низкобюджетном подражании Metallica и Scorpions". Ответный удар музыкантов этим вечером был воистину сокрушителен - акустический "Осколок Льда", заново оркестрованный "Рай" и новая версия "Торреро" пробирали. Не выдержал даже дирижёр оркестра, раздевшийся в финале по пояс и свирепо потрясающий пюпитром. И завершился вечер актуальным, как никогда, антивоенным боевиком "Воля И Разум". Символизируя бой с "тысячеглавым убийцей-драконом" термоядерной эпохи, взлетали над сценой и рвались в ночном небе шутихи.

5 августа

Разбудили уколбасившихся за ночь рок-фанов Ночные Снайперы. "Просыпайтесь!" - выкрикнула в микрофон Диана Арбенина, разрывая на себе балахон из газетной бумаги пронзительно жёлтого цвета ("Достойной музыке - достойную прессу" - пояснила тут же ритм-гитаристка). Традиционно исполняющим мрачную "ночную" музыку Снайперам было явно тяжело открывать концерт с утра пораньше, однако они всё-таки справились с этой задачей, преодолев "Рубеж" между вчерашним похмельем и сегодняшним рубиловом. Презентовали отличную новую песню "Потанцуй" и заставили свой фан-клуб провизжать "Кошку".

Башаков Бэнд продолжил побудку методом шоковой терапии. "С вами говорит Чапаев!" - так начал одетый в казачью папаху "папа Элис" своё выступление. Был он несколько старомоден, но именно этим и оказался хорош.

Восьмая Марта по-прежнему звучит вживую лучше, чем на записи. Барабанщица Машa вызвала одобрение аудитории своим панк-триллером про голую женщину. А вот соло Ляпина из гребенщиковской "212-85-06" всё ещё даются гитаристке Гале тяжеловато, в связи с чем девчонок традиционно страховал притаившийся на краю сцены клавишник.

Джан Ку, вопреки прогнозам, не стали замахиваться на лавры новых героев скейт-кора. Похоже, при всей свирепости музыки этой группы, вокалистка Ксения Ермакова ни за какие коврижки не наденет поносные штаны и не будет прыгать по сцене. Тем не менее желающие послэмовать оторвались по полной программе - чтобы традиционно-напорться в финале на издевательского "Плебея" с цитатами из Шопенгауэра. Кроме того, Лева Савранский - чертовски хороший басист.

Небо Здесь продолжают рубить хард-кор с индийским уклоном - к счастью, несколько забойней, нежели на разогреве у Deftones в Зелёном Театре ЦПКиО. Вокалист группы Сансара позабавил публику своими интонациями а-ля старый добрый Аукцион. Кукрыниксы вырулили ещё один кавер на песню Цоя - "Я жду ответа". А старенький Бригадный Подряд своим кастрюльным дисторшеном, так непохожим на современные кваки да флэнжеры, а также песнями про Иосифа Кобзона и русского мужика окончательно убедил всех присутствующих в панковской окраске дня сегодняшнего (в противовес рокерской - вчерашнего).

Пилот - очень хорошая группа. А их последний концептуальный альбом - просто шедевр. Но вот, насколько они пригодны для выступления на столь большой площадке - вопрос по-прежнему спорный. В клубах и закрытых залах такую музыку слушать гораздо приятней и интересней. Тем не менее их "Братишка" актуален не меньше, чем это было год назад.

Лосьон вполне могли претендовать на самую большую аудиторию. Последователи поэтической школы Степанцова и Пеленягрэ, они имеют на своём счёту как минимум один шедевр - решённую в ключе ска-панк историю миллионера, который, листая глянцевый журнал, натыкается на фото роскошной супермодели, и ностальгически вспоминает: "А ведь когда-то я был её сутенёром"...

Король и Шут хорошеют день ото дня. Поют в группе все, кроме скрипачки и ударника, причём неплохо. Панковская подача филигранных, чуть ли не металлических фразировок, просто восхитительна. А лирика песен по-прежнему основана на самых страшных сказках народов виртуального мира. Сочетание беспроигрышное. Как и контраст во внешности вокалистов, позволяющий рубахе-парубку Князю и "умному и красивому, аки тибетский леший" Горшку со стайкой дикобразов на голове разыгрывать целые спектакли в рамках одной трёхминутной песенки.

Slippers - бласт-коровые массовики-затейники с дикими воплями на тему "Мама, что я буду делать... Ку!!!" и "Телепузики против покемонов". Вот только запас приколов кончился у них удручающе быстро для блока из трёх номеров: буквально на втором куплете первой песни.

Butch, не сыгравшие до настоящего момента ни единого концерта, произвели впечатление весьма неизящно сфабрикованной "сенсации". Солистка Елена (она и есть Butch), одетая в синюю шелковую пижаму с чужого плеча, держалась на сцене уверенно, вокалом легко "задвинула" Чиркунову из TOTAL, однако ничего нового не сказала. Явные проблемы с заглушающей живые инструменты "минусовкой" во время выступления были ниже всякой критики. Под конец сета со сцены выпустили 120 голубей - публика восхищенно зааплодировала. Снято. Великолепный режиссерский ход: Butch будет устойчиво ассоциироваться с детским восторгом публики при виде пернатых. Удастся ли ей вызывать восторг публики своим появлением без сопровождения пернатых - покажет время.
В целом группа явно начала правильно, но возникает впечатление, что это не самое достойное пристанище для покинувшего недавно Наив гитариста Романа Ступина и ритм-секции Маши и Медведей.
Всё вышесказанное вполне можно отнести и к пафосно разрекламированной "садо-мазо-поп" молотилке Protozoa. Истошные бессмысленные вопли тощего, лысого и почти голого вокалиста в сочетании с тупым рубиловом раскрашенных под мертвецов музыкантов вызывают в памяти известный девиз: "Имидж - ничто". Играть надо уметь. Потому что два аккорда и глубокая концепция - это ещё не музыка.

Tequilajazzz после всей этой байды были глотком свежего воздуха. Частенько страдающие излишней отстранённостью и самоуглублённостью, в этот раз они играли угарно, как никогда. Остаётся лишь надеяться, что публика врубилась, чем отличается настоящий альтернативный рок от халтурных попыток поиграть в модные клише.

Продолжил это благородное дело со страшной силой рвущийся последнее время в высшие эшелоны НАИВ. Приглашённый в качестве дублирующего гитариста на запись песни "Рок" Саня Голант из Тараканов стал теперь штатным музыкантом группы, заменив ушедшего в Butch Ступина. Музыканты заверили всех в том, что даже играя "рок вообще", они сохранят и даже усилят панковскую подачу материала. И это действительно было так - рубили в этот раз парни на порядок агрессивней обычного. К сожалению, осталась незамеченной публикой подколка барабанщика Снэйка, который, играя чёрными палочками, периодически выкидывал в толпу обломки белых. Ну, а Чача "Крейзи" Иванов в который раз объяснил всем бакланам и прочим пельменям, что во-первых, "Маму-Анархию" написали не Наив, а Кино, а во-вторых, часто употребляемый парнями из группы жаргонизм "залечь" происходит от жаргонного значения слова "лечить". В смысле "пудрить мозги".

ДДТ... Эй, кто там клял на чём свет стоит этих "стариков" за набивший оскомину бардовский подход к музыке? Ребята, вы, наверное, не видели и не слышали эту группу как минимум год! Вам бы звучать так современно, драйвово и вместе с тем музыкально!
Группа начала с грозной, как сирены воздушной тревоги, "Ленинградской Симфонии" Дмитрия Шостаковича. Расширенная духовая секция самым удивительным образом гармонировала с индустриальным рокотом секвенсоров. На краю сцены облачённый в камуфляж Юрий Шевчук свирепо вещал что-то в мегафон. За столь ломовым вступлением последовал простой и доходчивый "Рабочий Квартал". Исполняя следующие два часа смесь старых и новых песен, группа оставалась верна себе во всём. Мощная электронная подкачка барабанов не мешала Игорю Доценко оставаться одним из лучших питерских ударников, Михаил Чернов одинаково хорошо управлялся и с духовыми инструментами, и с современной электроникой, а бардовские по сути песни самого Шевчука при весьма простых аранжировках были по-прежнему так же сложны композиционно и изобиловали массой неканонических решений в плане мелодии и ритма.
В общем, пока разные там прыщавые нигилисты вовсю изводили под корень культуру слова, не создав, однако, убедительного музыкального противовеса, ДДТ вовсю работали над созданием новой музыкальной концепции безо всякого ущерба для своих поэтических наработок. Вместе с тем, группа совершенно не утратила, как это порой бывает, способности звучать по-старому, и примером тому - замечательный рок-н-ролл "Людмила". На бис музыкантов вызывали не меньше, чем Марка Нопфлера. "Ребята, а как же вы домой будете добираться?" - озадаченно спросил Шевчук после очередной бисовки. В конце концов ему удалось-таки завершить программу классической "Это Всё..."
Под всполохи завершившего программу концерта грандиозного фейерверка народ покидал фестивальное поле.

Это и вправду было нечто новое. Однако остаются вопросы.
Почему старые рокеры, как их не ругай, до сих пор остаются на несколько голов выше "молодой шпаны"? Почему, несмотря на увеличение квоты молодых групп на фестивале, действительно оригинальных и перспективных из их общего числа по-прежнему немного, и это как правило, те, кто, как Восьмая Марта и Лосьон, уже достиг определённой популярности, по нескольку лет вкалывая на клубной сцене? И каким образом в их компанию в очередной раз затесались как минимум пять откровенных, невооружённым глазом различимых халтурщиков? Есть определённая угроза, что в будущем нас с вами попытаются по полной программе накормить их так называемым "творчеством". Бррр...

Но есть и надежда. Надежда на здравый смысл публики, которая имела в эти два дня реальную возможность сравнивать одно с другим, отличать настоящий рок от "залеча" и делать определённые выводы. Кажется, песни ДДТ "Фонограмщик", равно как и "Ради ваших денег мы поём вам про любовь" НАИВа были в этом смысле весьма кстати.

07.08.2001, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

НАШЕСТВИЕ - свежие публикации:

  • Фестиваль - Ноушествие, 03.06.2023
    Фестиваль "Нашествие" переносится на 2024 год. Это четвертый перенос фестиваля с 2019 года »»
  • События - Нах!шествие, 24.07.2018
    Рок-музыканты объявили бойкот фестивалю Нашествие из-за контракта с Минобороны »»
  • Фестиваль - Нашествие 2002. День Второй, 30.03.2009
    Второй день фестиваля выдался намного интереснее первого. И дело даже не в более сильном составе выступающих - дело в особом, чуть взвинченном темпе мероприятия.
    »»