В преддверии самого большого музыкального фестиваля Исландии Iceland Airwaves на площади перед зданием правительства происходят не менее важные события. Горожане протестуют против недавних действий Парламента - сокращения бюджета на здравоохранение и культуру. Среди митингующих врачи, учителя музыки, поэты, музыканты, общественные деятели. У входа в здание гремят барабаны, вокруг площади кружит вереница людей с плакатами и большой дракон, телом которого управляют, как минимум, пятеро волонтеров. Туристы, для которых все происходящее - не больше чем шоу с легким социальным оттенком, останавливаются, с любопытством приглядываясь то к разрисованному памятнику, то к дракону.
Количество туристов, приезжающих в Рейкьявик, в начале ноября увеличивается приблизительно втрое за счет посетителей Airwaves. В этом году рекорд посещаемости побили американцы и канадцы, в том числе пресса и представители звукозаписывающих лейблов. Вечером, накануне первого дня фестиваля, в лобби KEX Hostel не найти мест. Везде слышится бодрая англоязычная речь с преимущественно американским акцентом. На сцене Mr Silla - сольный проект участницы группы Mum. Вкрадчивые электронные композиции с довольно выразительным женским вокалом немного напоминают по звучанию знаменитый исландский квартет. В песнях Mr Silla есть то, что относится ко многим исполнителям Исландии - минимализм, немного печальные и витиеватые мелодии, легкая и уверенная импровизация, которая присуща жанру work in progress. В целом, такой формат для Airwaves не редкость. Но если раньше на фестивале существовал баланс между экспериментальной музыкой и мейнстримом, то теперь акценты расставлены немного по-другому.
На следующий день программу в KEX открывает Soley, бывшая участница группы Seabear, выступающая с сольным проектом. В фойе яблоку негде упасть. Soley, как всегда, искрит самоироничными шутками вроде "В субботу я играю в одно время с группой The Knife - думаю, выбор для вас очевиден". Тем не менее, с легкой руки промоутеров музыка Soley оказалась в фокусе внимания журналистов, как и несколько других исполнителей - Julius Meyvant, Asgeir, Kaleo, Samaris, Rökkurro, которых анонсировали на открытии фестивального поп-ап бара Nordic Playlist Radio bar.
Представители Iceland Music Export объявили эти имена в числе артистов грядущего фестиваля Eurosonic Noordestag, проходящего ежегодно в голландском городе Гронингем. К слову, композиции упомянутых групп можно также часто услышать в эфире популярных исландских радиостанций. Их же диски можно увидеть почти во всех сувенирных и книжных магазинах Рейкьявика. В масштабе маленькой страны такая атака на слушателей сопоставима с российской ротацией по всем федеральным каналам.
Сама идея продвижения конкретных артистов ранее не прослеживалась на фестивале. Iceland Airwaves всегда позиционировали как праздник музыки, создаваемый множеством разных исполнителей. Не удивительно, что с расстановкой акцентов ощущение праздника несколько улетучилось, и в момент посещения очередного "рекомендуемого" концерта было ощущение, что это не совсем то, что ты хотел услышать. Наиболее крутыми моментами фестиваля в итоге стали те концерты, которые не были в эпицентре всеобщего внимания - Good Moon Deer, Mass, Kimano. Эти группы играют очень разную музыку, а именно - экспериментальную электронику, black metal, math rock. Их выступления интересны не столько из-за музыки, столько из-за подхода к ее исполнению - искреннего и непредвзятого, что проявлялось во всем - от манеры поведения вокалистки Kimano, отвечавшей на свист публики не менее изобретательным птичьим свистом, а затем и голосами других животных, до отчаянного скриминга бородачей из Mass. Кстати, на концерте последних внезапно появился кудрявый и долговязый человек, похожий на Аркадия Укупника, который довольно упорно привлекал внимание зала, стоя напротив сцены и показывая всем средний палец. Спустя какое-то время он также предпринял попытку завладеть микрофоном, но был вовремя устранен вокалистом группы.
Среди зарубежных артистов любопытным актом оказалось выступление группы Ezra Furman. Сам Эзра вышел на сцену в красном платье и с накрашенным губами, чем в особенности порадовал девушек, а также компанию солидных американцев, пристроившихся у сцены. Группа исполнила довольно бодрый рокабилли-сет с танцами и сопровождаемый манерными комментариями Эзры. В зале было достаточно людей, чтобы воспользоваться моментом и будто ненароком наступить на ногу приглянувшемуся соседу, но все же достаточно пространства, чтобы повернуться на 360 градусов.
На концертах The Knife и Future Islands в этот вечер была совсем другая ситуация. Очередь в зал Harpa Silfurberg, где шведы должны были выступить последний раз с шоу "Shaking The Habitual", начиналась от входа в концертный зал и занимала расстояние в полкилометра. Шоу началось с традиционного занятия аэробики, в течение которого зрители под команду ведущей DJ Maryam прыгали и повторяли словно мантры изречения о равенстве и субъективном восприятии. Сами The Knife вышли на сцену через пятнадцать минут и часа два наслаждались, танцуя и играя на диковинных инструментах как в последний раз. Oh wait...
Еще одно масштабное событие в рамках фестиваля - симфония исландского композитора Йохана Йоханссона (Johan Johansson) к документальному фильму "Шахтерские гимны" (The Miners' Hymns). Музыка в исполнении Исландского Симфонического оркестра звучала как живое сопровождение к фильму, транслировавшемуся на большом экране. Яркие образы этой картины, созданной на основе архивной кинохроники, пожалуй, не дают шансов вслушаться в неоклассическую композицию: ее звучание казалось, несомненно, важным, но все же - дополнением. Тем не менее, зрители были заворожены происходящим, а под конец несколько перегружены трагичной музыкой и мрачным видеорядом, демонстрирующим тяжелые условия работы и забастовки шахтеров в маленьких городах северной Англии, где добыча угля когда-то была единственным средством заработка для большинства жителей.
Сразу же после симфонии Йоханссона я отправилась на концерт нашей старой знакомой певицы и любительницы укулеле Олаф Арнольдс (Ölof Arnalds), которая славится своим удивительным голосом. Что-то среднее между голосом ребенка и старой женщины, как его описывает Bjork - хорошая подруга Олоф. Арнальдс выступала в церкви Frikirkjan, где ей аккомпанировал ее супруг и коллега Skuli Sverrisson. Голос певицы заполнил собою все пространство церкви, гипнотизируя слушателей. Потом кто-то громко чихнул, Олаф между строчками песни вставила "Bless you" и еще через строчку проворно засмеялась, чем вызвала умиление и улыбки на лицах.
В тот же вечер мне с трудом удалось протиснуться в огромный зал Harpa, где играли FM Belfast. Аналогичная ситуация была за день до этого с Vok и Agent Fresco. Безусловно, за несколько лет существования Iceland Airwaves, создатели фестиваля сформировали имидж, который ассоциируется с чудесами и магией исландской музыки, а также комфортной, домашней атмосферой на многих площадках.
При всем уважении к исполнителям и нисколько не умаляя их достоинств, хочется отметить, что в этот раз организаторы сделали ставку больше на продвижение бренда, нежели чем на создание уникального музыкального контента фестиваля. Весьма занятно то, что в этом году генеральный партнер фестиваля IcelandAir настоял на перенесении даты проведения с конца октября на неделю позже. По данным компании, как раз в это время значительно падают продажи авиабилетов. А музыкальный фестиваль, по всей видимости,- отличное средство, чтобы избежать финансовых потерь. В то же время печален тот факт, что, как утверждают музыканты, действующее правительство Исландии стало выделять меньше средств на культурные мероприятия. Но это уже совсем другая история.
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)