Московский поп-квартет Любовь и роботы играет мутировавшее из электро-попа мажорное легковесное инди, в котором каждая песня - законченный сюжет, а музыка в простоватых, на первый взгляд, вещах на поверку оказывается довольно любопытной и хитро сложенной аранжировочно. Саундпродюсером их дебютного EP "Невероятно" стал мультиинструменталист Коля Ефремов, всколыхнувший в прошлом году блогосферу двухчасовым альбомом "Вопрос". Коля, а также лидер группы Иван Чернявский (вокал, клавишные) и Михаил Иванов (гитара) ответили на вопросы Звуков касаемо причастности Любви и Роботов к электро-попу, следованию забытым поп-традициям, а также проблеме написания текстов на русском языке.
Звуки: Первый вопрос напрашивается сам собой: откуда появилось название Любовь и Роботы?
Михаил: Название выбирали долго, в процессе сложился даже целый псевдолейбл, куда вошло куча придуманных нами смешных названий для группы.
Иван: Мы обязательно когда-нибудь сделаем шоукейс поп-ап стора нашего коворкинга на каком-нибудь музыкальном паблике к 1 апреля.
Михаил: Среди всех этих мучений я наткнулся на статью, которую Ваня и его партнёр по бизнесу написали для Wonderzine, там был плейлист из "альбомов для всего" - для свиданий, мытья посуды и прочего. Описывая группу The Flaming Lips, Ваня сказал, что "группа поёт о двух самых прекрасных вещах на свете - о любви и роботах". Обсудив названия ещё некоторое время, на том и порешили.
Иван: Кроме того, песня с таким названием есть у группы Враги, и вокруг неё был даже снят некий музыкальный фильм. Узнав о нашем существовании, те всячески выразили респекты и даже предложили что-то сделать совместно, но пока до этого руки не доходят.
Звуки: И как группа пришла к своему нынешнему виду?
Михаил: Изначально существовал проект ВЧ, состоявший из Ивана Чернявского и неких сменявшихся аккомпаниаторов, которые в один момент меняться расхотели. И появление группы Любовь и Роботы было обусловлено именно этим - стало больше творческих единиц.
Иван: Раньше процесс строился так - я приносил свои песни и говорил, дескать, чуваки, играем так и так. Теперь же в создании песен принимает участие четверо человек, и именно поэтому группа перестала называться моими инициалами - тексты пишу я.
Звуки: А с чего вообще твоё творчество занялось?
Иван: Когда заканчивал школу я узнал от своего одноклассника о существовании программ, с помощью которых можно было быстро делать музыку. А делать её мне хотелось. С тех пор я постоянно что-то пытался творить: иногда совсем домашнее и бестолковое, иногда выходил с этим к людям, но нередко я на долгое время прекращал эти процессы, когда работа и какая-то бытовая жизнь начинали занимать в моей жизни больше места. В 2009 году я всё-таки нашёл время вновь начать записывать, сочинять и экспериментировать, и с этого момента как раз идёт история моего нынешнего музыкального творчества, которая не прерывается. Точкой отсчёта нынешней группы является наша встреча с Мишей - и встретились мы, когда мне срочно нужен был человек, чтобы сыграть на фестивале "Тёмные лошадки". Тогдашний гитарист сказал, что больше играть со мной не хочет, последний концерт с ним мы сыграли до слез неудачный, в общем, настроение было так себе. И тут Миша, которого я до того момента видел один раз, и с которым общались только по интернету, в ответ на просьбу подыграть на фестивале согласился. В итоге наше сотрудничество продолжилось, Миша принял участие в записи альбома, который я начинал делать один, и на котором не было живых бас-гитары и барабанов. Для презентации было решено найти живых музыкантов. Не сразу, но мы нашли ритм-секцию, и с этого всё и началось.
Звуки: Миша же играл другую музыку изначально?
Михаил: Да, в первое время я играл в группе, исполнявшей смесь KoЯn и Гражданской обороны (смеётся), некоторое время участвовал в группе Acid Umbrellas. Среди прочего могу вспомнить выступление с ними на фестивале "Эммаус" прямо перед сетом Вячеслава Бутусова, но после сета Ранеток. После я играл импровизационный индастриал-нойз в духе ранних Einsturzende Neubauten в группе Sex Berlin. Также увлекался чиптьюном, и вообще наше знакомство с Ваней начиналось с того, что тот попросил меня сделать 8-битный ремикс на одну из его песен. Есть ещё совместный проект Marshall Art, в котором я с парнем из Канады играем пост-рок-чиптьюн. Я уже много лет виртуально "варюсь" в тусовке американской чиптьюн-сцены, кроме того есть там тусовка VGM, людей, играющих музыку из игр. Эти круги общения переплетаются, играются фестивали, там я и познакомился с Джефри Робертсом, мы нашли много общих интересов, и даже к зиме выпустим уже альбом. Он пишет музыку на приставке Nintendo (NES) - программирует, записывает на картридж, и фиксирует аудиовыход с самой приставки. А я делаю то, что привык - включаю гитару, вывожу дилэйчик... К моменту встречи с Ваней я соскучился по структуированной музыке. Началось всё с "ну, давай, сыграем", понравилось и пошло-поехало. Мне, как музыканту и гитаристу, важно, чтобы в группе была какая-то химия. Когда она исчезает, то это знак того, что лавочку пора сворачивать. А химия есть. Да и не чистый это синтипоп - на первом альбоме я сумел в одной песне всего так наворотить, что она начинается как Coldplay, а кончается группой Mastodon.
Иван: Как появились музыканты, разговоры про электро-поп закончились. Мы и воспроизвести эти песни с "Наших ночных полётов" то уже так и не сможем.
Звуки: Ваши песни отличает особенное мажорное настроение, несвойственное нашей инди-сцене. Что вас побуждает его поддерживать?
Иван: Когда я несколько лет не мог набрать живых музыкантов, я понял, что мне импонирует стиль электропоп, потому как он не требует больших познаний в аранжировках и музыкальной теории, и позволяет играть одному. Если ты не умеешь играть, ты собираешь поп-панк-группу, а если группы нет - делаешь электро-поп (улыбается). Большинство людей вокруг меня пишет музыку либо мрачную, либо на английском языке, а жизнерадостные вещи делают только дорогие поп-звезды и делают довольно скучно. Традиции Браво, Секрета и Несчастного Случая, которые качественно поднимали людям настроение, никто не поддерживал. Музыкально они, кстати, к нам отношения сейчас не имеют. Ещё мне была интересна волна позитивного рокапопса с Нашего радио. Того, например, что пытался вытащить Бурлаков, а не мрачный русский рок, который в итоге всех задавил. Легковесная, в общем, музыка - с этим ориентиром я и остался. Я говорил про ситуацию десять лет назад, и сейчас это остаётся актуальным. Позиции мажора я в своей музыке берегу, но не могу сказать, что мы играем только радостные вещи.
Михаил: Кроме того, обычно в инди-попе поют либо на английском языке, либо максимально абстрактно, никто не рассказывает историй. Какая-то русская тема - вложить максимум неконкретной лиричности. И это, и английский язык используются как способ отгородиться от публики.
Иван: Я бы даже сказал, что это не способ отгородиться эмоционально, а способ отгородиться от проблемы написания текстов. 90% русских артистов поющих на английском просто забивают фонетически партию вокала, не вкладывая в текст особого смысла. И если перевести эти тексты на русский, там же творится полный ах. В этом плане редкой группой, где с текстом было всё в порядке, были как раз Moremoney. Честнее было бы тогда сделать как 2ва Самолёта или Sigur Ros - придумать свой язык и петь на нём.
Михаил: И вот как раз почему в связи с нами вспоминается часто Секрет - у них каждая песня это законченная история с главным героем, как и у нас.
Коля: Мне кажется, на EP ребятам удалось удержать тонкую грань между честной простотой и примитивностью. Этот баланс как раз-таки очень ценный.
Звуки: Альбом ВЧ вышел в мае 2012 года, ещё пять новых песен выходят только через два с половиной года...
Иван: Когда началось совместное творчество довольно долго песни приходили в тот вид, который нам нравится, мы долго их разучивали. Было решено, что пластинку спродюсирует Коля Ефремов. Год назад мы были готовы эти песни записать, но басист внезапно уехал на год во Францию, причем до того, как Коля категорически решил, что материал надо записывать живьём. Потребовалось время, чтобы сыграться с новым бас-гитаристом, мы записались, а потом треки надолго застряли в студии у Коли (все смеются).
Михаил: Перерыв был как раз связан с тем, что группа ВЧ становилась группой Любовь и Роботы.
Иван: Мы хотели делать полноценный альбом. Но мы поняли такую вещь - сначала надо записать то, что выгодно звучит, какие-то поп-песни. И мы вперед начали готовить "Такси", "БМВ" и "Шарады", с которыми было проще. И ещё, если будем делать альбом, то с нашими темпами это затянется очень надолго, поэтому пластинку мы распилили надвое. Вторую часть играем на концертах, а первая - вот она, "Невероятно". В ней случился некий эмоциональный перекос. Плохо, конечно, что затянули - сейчас, когда группа выпускает альбом только раз в три года это неправильно. Раньше сдерживали рекорд-лейблы, а сейчас ты сам себя фильтруешь. Мы хотели выпустить это весной, чтобы были претензии на фестивали, всё перенеслось...
Михаил: У нас всегда дела получаются как-то поперёк всего.
Иван: В этот раз мы как могли всё сделали заранее, этого оказалось недостаточно. В следующий раз будем готовы ещё лучше.
Звуки: Коля, как ты отнёсся к предложению продюсировать EP, ты занимался подобным раньше?
Коля: Да, я давно продюсировал какие-то записи, но не в таком ключе. Ваня написал мне и прислал одну песню "Невероятно", собственное демо. Мне понравилась идея, а потом я послушал весь остальной материал (пауза). У меня возник некий диссонанс, и по настроению и по посылу мне показалось странным, что такая лирическая композиция соседствовала с довольно бодрыми песенками. Сначала речь шла об одной вещи, мы встретились на первом концерте моего проекта, после сыграли совместное выступление, где я услышал Любовь и Роботы живьём, и здесь мне многое сразу стало понятно. Живьём они звучат совсем иначе. Живьём есть то, чего не было в записях. Я понял, что если работать, то только так - писать группу вживую.
Звуки: Больше всего Колину работу выдает "Невероятно", которая звучит схоже с "Солнцем в миллионах луж".
Иван: А мы специально, услышав его творчество, и узнав, что он ещё и звукорежиссёр, к нему и обратились, чтобы в уже сочиненные и отрепетированные нами песни Коля внёс нюансы, которые нам очень нравились в его "Вопросе".
Звуки: Как ты оцениваешь своё влияние в итоге на творческий процесс?
Коля: Во-первых, я этот процесс задержал (все смеются). Но не просто так - было очень много вариантов, которые я пытался довести до ума, но в итоге удалял, переделывал. У меня была задача сделать звучание таким, чтобы никого из музыкантов в этом EP не было много по отдельности, но чтобы все вместе звучали так же сильно, как на концерте. Мне как раз не хотелось дописывать по десять партий в каждый трек, чтобы сохранить естественность звучания. В поп-музыке, как правило, всё звучит выхолощенно. Можно было сделать и так, но в случае с "Невероятно", мне показалось правильно именно то, что в итоге и получилось. Но отличия, конечно, от изначальной студийной записи есть.
Иван: Коля получил полный карт-бланш, но этим не злоупотреблял.
Звуки: А своему творчеству не мешает продюсирование?
Коля: Я, если честно, пока не научился совмещать несколько работ, поэтому я себя всецело сконцентрировал на "Невероятно", и пока отхожу от процесса работы над этой пластинкой. Параллельно идут иные творческие проекты, например, сейчас я занимаюсь песней одной известной московской многочисленной инди-группы. Нужно всё сделать в кратчайший срок, и я действительно хочу сделать всё, что обещал другим, чтобы приступить к собственным новым композициям.
Звуки: До ЕР вы записали одну песню с Ником Завриевым (он же Ambidextrous, он же постоянный автор Звуков), и она тоже отлично звучит. Почему вы, например, не записали с ним всю пластинку?
Иван: Мы с ним начали сотрудничество, записав трек к трибьюту группы Аквариум, всем понравилось то, как он получился. Ник, правда, увлечен электронной музыкой, он живые инструменты, в общем-то, и не любит. Были разговоры в духе "вас всех надо квантизовать" и "почему вокалист не в ноты поёт?" (смеётся). "По радио сказали" - как раз песня переходного периода, и Ник всё сокрушался, какой же, дескать, это у вас электропоп вообще получается? Итог нас устроил, но мы на тот момент уже знали, что живой музыки в записях станет ещё больше, и просто было бессмысленно Завриева лишний раз мучить тем, что ему будет не особенно интересным. Тем не менее мы открыты к сотрудничеству. И, кстати, за то, чтобы пробовать разные вещи. А сама песня - одна из последних вещей, оставшихся в "творческих закромах", для ЕР и грядущей второй части пластинки все песни будут из написанных за недавнее время.
Звуки: А что дальше? Писать вторую часть альбома или играть свежий релиз?
Иван: Пока мы готовимся к концерту, а после будем решать. В идеале, конечно, было бы выпустить релиз к весне, но для этого должны сойтись множество факторов.
Звуки: А какая из композиций на альбоме для тебя самая близкая?
Иван: "Невероятно" - это вообще лучшая песня, которую я написал. Я был бы рад, если бы люди дослушали до неё. У меня особенное отношение к песне "В этом доме", потому как это редкий случай, когда нет разделения на лирического героя и, собственно, исполнителя, это личная песня об утрате близкого мне человека. Этими вещами я особенно дорожу, потому как они совсем не развлекательные, в отличие от остальных песен на EP. А вообще, если бы мне какая-то из песен здесь не нравилась, я бы сразу предложил её выкинуть.
Любовь и Роботы: Презентация EP "Невероятно" (на iTunes или на Volna)
Москва, клуб "Мастерская"
5 ноября, 21:00
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)