25 лет назад состоялся Moscow Music Peace Festival - одно из главных событий Перестройки, прозванное "русским Вудстоком". В СССР впервые приехали звезды глэм-рока и хэви-метала и выступили перед двухсоттысячной аудиторией. Звуки поговорили с участниками исторического события.
"Главное, что никто из тех, кто выйдет сегодня на сцену, не употребляет алкоголь и наркотики!" - такими словами предварил диктор советского телевидения трансляцию фестиваля, который состоялся благодаря пристрастию одного из организаторов к марихуане.
Док МакГи (Doc McGhee), менеджер Bon Jovi и Skid Row, участников того концерта, был задержан в Америке при перевозке травы, в качестве наказания его обязали потратить 250 тысяч долларов на антинаркотическую пропаганду, частью которой и стал Moscow Music Peace Festival.
В Москве за организацию шоу взялся продюсер и музыкант Стас Намин, который давно мечтал провести первый масштабный русский рок-фестиваль. Он был знаком с Доком, поскольку продюсируемые им Парк Горького незадолго до этого подписали контракт с фирмой Polygram, с которой работали и Bon Jovi.
С советской стороны концерт (наряду с выводом войск из Афганистана и встречами Горбачева с Рейганом) был призван наладить дружественные отношения между СССР и США, долгое время находившихся в состоянии "холодной войны", на культурном фронте. Благодаря личной заинтересованности генерального секретаря ЦК КПСС и криминальной истории, приключившейся в жизни американского продюсера, в Москву приехали почти все актуальные на то время глэм-рок и хэви-металл группы: Motley Crue, Ozzy Osbourne, Bon Jovi, Skid Row, Cinderella и Scorpions.
Выступление Оззи Осборна на Moscow Music Peace Festival стало легендой фестиваля - не в последнюю очередь по причине того, что предшествовало длительному запою и последующей реабилитации вокалиста.
"В то время организовать масштабный фестиваль было, как ни странно, проще", - вспоминает Стас Намин. - "Достаточно было получить разрешение на самом верху, а дальше уже можно было закрыть глаза на всех - от райисполкома до милиции. Музыкального рынка как такового еще не было, юридические вопросы никто не регламентировал, так что почти все решалось за счет устных договоренностей. Условно говоря, вместо кипы разрешительной и сопроводительной документации можно было показать одну бумагу от Иван Иваныча. Правда, в этом был и большой минус: если тот же Иван Иваныч вдруг решит все отменить, то кранты, защититься тебе было нечем. Мы до последнего нервничали и не знали, чем все закончится. С одной стороны, по всей Москве уже несколько месяцев висели афиши, с другой - советская пресса и старые партийные деятели развернули беспрецедентную пропагандистскую кампанию: мол, нашу молодежь насильно развращают, heavy metal ей не нужен".
Оказалось, хэви-метал еще как нужен. 12 и 13 августа 1989 года Лужники были забиты под завязку - несмотря на билеты стоимостью 15 рублей (для сравнения - поездка в метро обходилась тогда в 5 копеек). Фестиваль посетили около 200 тысяч человек, - правда, немалую их часть составляли солдаты, на которых была возложена охрана общественного порядка, и сотрудники милиции в штатском: по свидетельствам очевидцев, на трибунах они сидели в каждом ряду и одергивали фанатов от излишнего проявления эмоций — например, от вставания на кресла.
Лидер группы Бригада С, участвовавшей в концерте с советской стороны, рассказал Звукам, что "ни разу в жизни не сталкивался с такими жесткими фейсконтролем и шмоном".
Гарик Сукачев: - Американцы смотрели на все это, как на дурную комедию. Они вообще никогда не видели столько военных и милиции в одном месте.
Лидер Skid Row вспоминает, что его "настоятельно просили не ругаться со сцены матом, не снимать с себя одежду, и что вообще было ощущение, что группа выступает в зоне боевых действий". Но особенно музыканта поразило московское метро.
Себастьян Бах (Sebastian Bach): - Это был чудовищный контраст: нас прекрасно принимают, возят по ресторанам и магазинам, на стадионе куча наших фанатов, а в метро и на улице простые люди выглядят так, будто все они прилетели с другой планеты. Они все были ужасно одеты, шарахались от одного нашего внешнего вида, как от заразы, кругом полно нищих. Под конец первого дня я впал в депрессию, хотя внешне старался держаться. Я даже сказал своим парням, что если кто-нибудь из вас захочет еще раз приехать в Россию, то это будет без меня.
Кстати, для истории сохранились кадры путешествия Skid Row по московскому метро:
Спустя 25 лет Россия и Америка вновь находятся на грани холодной войны. Еще недавно невозможно было представить, что группу Bloodhound Gang побьют в аэропорту Анапы, концерты Marylin Manson отменят под давлением православной общественности, а сам Мэнсон напишет: "Если бы за мной пришла смерть, я бы купил ей билет на самолет в Россию и предоставил бы вам, ребята, шанс с ней разобраться".
Однако участники исторического концерта 1989 года не видят необходимости в новом фестивале мира.
Николай Носков,
экс-лидер группы Парк Горького: - Американцы и без того едут к нам — только плати. Для них это уже часть бизнеса, так что никакие политические разногласия и санкции не приведут к тому, что тут будут только концерты Моисеева и Бабкиной. Другое дело, что российскую публику стала больше интересовать отечественная музыка, которая, в свою очередь, стала гораздо более качественной, чем была в 80-х. Но это естественный процесс.
С Николаем согласен Гарик Сукачев.
Гарик: - Я не вижу каких-то особых проблем. Кроме того, не думаю, что подобный фестиваль привлек бы сейчас такое грандиозное внимание, как в 89-м. Тогда это был настоящий глоток свободы. А кого сейчас удивишь западными артистами? И без того полно концертов, и далеко не на каждом из них аншлаги. Группа Scorpions вообще уже поселилась в России!.
Waymon REED (1940)
JR., Frank SINATRA (1944)
Rod STEWART (1945)
Aynsley DUNBAR (1946)
Donald FAGEN (1948)
William PARKER (1952)
Pat BENATAR (1953)
FranГois KEVORKIAN (1954)
Michael SCHENKER (1955)
Jimmy VIVINO (1955)