ФЕСТИВАЛЬ  Принуждение к миру

Спустя 25 лет после Moscow Music Peace Festival его участники считают, что новый "фестиваль мира" в России не нужен.

25 лет назад состоялся Moscow Music Peace Festival - одно из главных событий Перестройки, прозванное "русским Вудстоком". В СССР впервые приехали звезды глэм-рока и хэви-метала и выступили перед двухсоттысячной аудиторией. Звуки поговорили с участниками исторического события.

"Главное, что никто из тех, кто выйдет сегодня на сцену, не употребляет алкоголь и наркотики!" - такими словами предварил диктор советского телевидения трансляцию фестиваля, который состоялся благодаря пристрастию одного из организаторов к марихуане.
Док МакГи (Doc McGhee), менеджер Bon Jovi и Skid Row, участников того концерта, был задержан в Америке при перевозке травы, в качестве наказания его обязали потратить 250 тысяч долларов на антинаркотическую пропаганду, частью которой и стал Moscow Music Peace Festival.
В Москве за организацию шоу взялся продюсер и музыкант Стас Намин, который давно мечтал провести первый масштабный русский рок-фестиваль. Он был знаком с Доком, поскольку продюсируемые им Парк Горького незадолго до этого подписали контракт с фирмой Polygram, с которой работали и Bon Jovi.

С советской стороны концерт (наряду с выводом войск из Афганистана и встречами Горбачева с Рейганом) был призван наладить дружественные отношения между СССР и США, долгое время находившихся в состоянии "холодной войны", на культурном фронте. Благодаря личной заинтересованности генерального секретаря ЦК КПСС и криминальной истории, приключившейся в жизни американского продюсера, в Москву приехали почти все актуальные на то время глэм-рок и хэви-металл группы: Motley Crue, Ozzy Osbourne, Bon Jovi, Skid Row, Cinderella и Scorpions.

Выступление Оззи Осборна на Moscow Music Peace Festival стало легендой фестиваля - не в последнюю очередь по причине того, что предшествовало длительному запою и последующей реабилитации вокалиста.

"В то время организовать масштабный фестиваль было, как ни странно, проще", - вспоминает Стас Намин. - "Достаточно было получить разрешение на самом верху, а дальше уже можно было закрыть глаза на всех - от райисполкома до милиции. Музыкального рынка как такового еще не было, юридические вопросы никто не регламентировал, так что почти все решалось за счет устных договоренностей. Условно говоря, вместо кипы разрешительной и сопроводительной документации можно было показать одну бумагу от Иван Иваныча. Правда, в этом был и большой минус: если тот же Иван Иваныч вдруг решит все отменить, то кранты, защититься тебе было нечем. Мы до последнего нервничали и не знали, чем все закончится. С одной стороны, по всей Москве уже несколько месяцев висели афиши, с другой - советская пресса и старые партийные деятели развернули беспрецедентную пропагандистскую кампанию: мол, нашу молодежь насильно развращают, heavy metal ей не нужен".

Оказалось, хэви-метал еще как нужен. 12 и 13 августа 1989 года Лужники были забиты под завязку - несмотря на билеты стоимостью 15 рублей (для сравнения - поездка в метро обходилась тогда в 5 копеек). Фестиваль посетили около 200 тысяч человек, - правда, немалую их часть составляли солдаты, на которых была возложена охрана общественного порядка, и сотрудники милиции в штатском: по свидетельствам очевидцев, на трибунах они сидели в каждом ряду и одергивали фанатов от излишнего проявления эмоций — например, от вставания на кресла.

Лидер группы Бригада С, участвовавшей в концерте с советской стороны, рассказал Звукам, что "ни разу в жизни не сталкивался с такими жесткими фейсконтролем и шмоном".
Гарик Сукачев: - Американцы смотрели на все это, как на дурную комедию. Они вообще никогда не видели столько военных и милиции в одном месте.

Лидер Skid Row вспоминает, что его "настоятельно просили не ругаться со сцены матом, не снимать с себя одежду, и что вообще было ощущение, что группа выступает в зоне боевых действий". Но особенно музыканта поразило московское метро.

Себастьян Бах (Sebastian Bach): - Это был чудовищный контраст: нас прекрасно принимают, возят по ресторанам и магазинам, на стадионе куча наших фанатов, а в метро и на улице простые люди выглядят так, будто все они прилетели с другой планеты. Они все были ужасно одеты, шарахались от одного нашего внешнего вида, как от заразы, кругом полно нищих. Под конец первого дня я впал в депрессию, хотя внешне старался держаться. Я даже сказал своим парням, что если кто-нибудь из вас захочет еще раз приехать в Россию, то это будет без меня.


Кстати, для истории сохранились кадры путешествия Skid Row по московскому метро:

Спустя 25 лет Россия и Америка вновь находятся на грани холодной войны. Еще недавно невозможно было представить, что группу Bloodhound Gang побьют в аэропорту Анапы, концерты Marylin Manson отменят под давлением православной общественности, а сам Мэнсон напишет: "Если бы за мной пришла смерть, я бы купил ей билет на самолет в Россию и предоставил бы вам, ребята, шанс с ней разобраться".

Однако участники исторического концерта 1989 года не видят необходимости в новом фестивале мира.
Николай Носков, экс-лидер группы Парк Горького: - Американцы и без того едут к нам — только плати. Для них это уже часть бизнеса, так что никакие политические разногласия и санкции не приведут к тому, что тут будут только концерты Моисеева и Бабкиной. Другое дело, что российскую публику стала больше интересовать отечественная музыка, которая, в свою очередь, стала гораздо более качественной, чем была в 80-х. Но это естественный процесс.

С Николаем согласен Гарик Сукачев.
Гарик: - Я не вижу каких-то особых проблем. Кроме того, не думаю, что подобный фестиваль привлек бы сейчас такое грандиозное внимание, как в 89-м. Тогда это был настоящий глоток свободы. А кого сейчас удивишь западными артистами? И без того полно концертов, и далеко не на каждом из них аншлаги. Группа Scorpions вообще уже поселилась в России!.

15.08.2014, Евгений ЛЕВКОВИЧ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: