Автор новой, вдохновленной рекапами телевизионных шоу рубрики Звуков – кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий за океаном, а с 2014-го рассказывающий нам о том, что он увидел там и оттуда за последний месяц.
Главной бытовой жертвой, связанной с переездом за океан, стала для меня в свое время вынужденная необходимость оставить в Москве свою музыкальную коллекцию – рассортированные по коробкам, компакт-диски и прочие бокс-сеты потянули примерно на 350 килограмм. Это экономически целесообразное решение принималось с тяжелым сердцем, но оправдало себя с тех пор вдвойне. Во-первых, компакт-диски за минувшие восемь лет окончательно превратились в приятный, но бесполезный артефакт. А, во-вторых, на смену одной моей массивной коллекции со временем пришла другая – кино, сериалы и концерты на Blu-ray.
Говорю я это исключительно к тому, что в марте на Blu-ray вышел мой любимый фильм прошлого года, “Внутри Льюина Дэвиса”, и среди бонусов его редкого канадского издания оказалась документальная картина “Another Day, Another Time: Celebrating the Music of Inside Llewyn Davis”. В фокусе ее создателей – приуроченный к нью-йоркской премьере “Внутри Льюина Дэвиса” сентябрьский концерт в тамошнем “Таун-холле” (на который я попытался попасть, но, нарвавшись на солд-аут, пошел вместо этого на Massive Attack с песнями Янки и “ГО”), и его определенно стоит увидеть.
В концерте, идея которого принадлежала братьям Коэн и их бессменному музыкальному консультанту Ти Боуну Бернетту (T Bone Burnett), приняли участие многие звезды фильма во главе с исполнителем титульной роли Оскаром Айзеком (Oscar Isaac) и оставшимся за кадром Маркусом Мамфордом (Marcus Mumford), который не только спел за покончившего с собой экс-партнера Льюина, но и отработал заместителем Ти Боуна. По неизвестным причинам в отредактированной версии концерта нет жены Мамфорда актрисы Кэри Маллиган (Carey Mulligan) и замещавшего занятого Тимберлейка Элвиса Костелло (Elvis Costello), но все остальные – и Джек Уайт (Jack White), и Патти Смит (Patti Smith), и Джоан Баез (Joan Baez) – на месте.
Главные тут, впрочем, не они и даже не ассистировавший почти всем хаус-бенд Punch Brothers, а феноменальная Рианнон Гидденс (Rhiannon Giddens), участница награжденной “Грэмми” фолк-группы Carolina Chocolate Drops, поющая на гэльском (языке шотландских кельтов) что-то такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать, ни на YouTube (представьте себе) не найти. Один этот номер, а также обстоятельный фильм о фильме, не говоря уже о выдающейся операторской работе Брюно Дельбоннеля (Brubo Delbonnel), напрашиваются на то, чтобы прямо сейчас назвать “Внутри Льюина Дэвиса” лучшим Blu-ray года.
Кто с ним в этой категории, думается, поспорил бы, так это группа Kraftwerk – если, конечно, немцам придет в голову выпустить их колесящее по свету и добравшееся до монреальского “Метрополиса” 3D-шоу на home video. Понятно, что по сравнению с увековеченным на DVD “Minimum-Maximum” туром десятилетней давности, по ходу которого Kraftwerk впервые увидели живьем многие из нас, изменилось немногое: одного из основателей группы Флориана Шнайдера (Florian Schneider) заменили так называемым “концертным видеотехником”, а для просмотра этого самого видео зрителям теперь выдают 3D-очки. Но ясно и то, что в смысле уместности новых технологий 3D-шоу Kraftwerk – это скорее “Хранитель времени”, нежели “Повелитель стихий”.
Более того, есть подозрение, что именно 3D-очков как единого для всех (кроме артистов, барменов и охранников) аксессуара концертам Kraftwerk и не хватало, чтобы стать предельно герметичным и по-своему идеальным зрелищем – несмотря на предсказуемый, как таблица умножения, сет-лист. Некоторые косметические изменения наблюдались, впрочем, и в нем: альбом “The Man-Machine” прозвучал в “Метрополисе” целиком, а песню “Computer Love” – очевидно, стараниями Coldplay – встречали громче, чем “Autobahn” и “Trans-Europe Express”. Крепнет с годами и репутация пластинки “Tour de France Soundtracks”, в свое время казавшейся проходной (видимо, на фоне остальных записей группы), а теперь – разве что не гениальной (предположительно на фоне остальных записей последних десяти лет).
Украшавшая Metropolis вывеска sold out не удивила, понятно, никого (тем же вечером Kraftwerk отыграли еще одно двухчасовое шоу – для тех, кому не достались билеты на первое) – чего не скажешь об аналогичных словах на входе в Virgin Mobile Corona Theatre в день концерта Daughter, моей любимой новой группы прошлого года. Особенно этот солд-аут впечатлял на фоне состоявшегося днем ранее концерта Лоры Мвулы (Laura Mvula) – автора еще одного яркого британского дебюта годичной давности, - на который пришли человек сто. (Мвула при этом возвращала долг за шоу, отмененное осенью, тогда как Daughter играли в Монреале в третий раз за 11 месяцев.)
Десятикратное преимущество в зрительской аудитории свой отпечаток на заочную битву дебютантов явно наложило: если отпустившая длинные волосы Лора запомнилась исполнением “Sing to the Moon” и новостью о перезаписи одноименного альбома с оркестром, то Daughter – при помощи зала – превзошли самые смелые ожидания. Вероятно, сыграло свою роль то, что именно в этот апрельский день в Монреаль нагрянула, наконец, весна. Возможно, не повредило и то, что местные либералы разгромили всем надоевших националистов на проходивших в этот же самый день провинциальных выборах. Так или иначе, общее настроение в “Короне” было совершенно эйфорическим, и принимали Daughter совсем как группу U2.
Солистку Елену (англичанку ирландских и итальянских кровей) подобный прием искренне ошарашил, а вот ее бойфренда Игоря (швейцарца) скорее воодушевил: смычком на гитаре он вдохновенно наяривал и прошлым летом на фестивале Osheaga, но уверенно воздвигать 5-7-минутные стены звука начал только в формате сольного шоу. Звучало все это как средней руки построк, но с одним важным уточнением: песенный репертуар у Daughter регулярно достигает вершин Пи Джей Харви (PJ Harvey) в ее лироэпической ипостаси. Показательный пример – одна из ранних и лучших песен группы, неальбомная “Landfill”, которую принимали не менее восторженно, чем синглы. В общем, я больше не рискую угадывать, из какой хорошей новой группы выйдет the next big thing (Django Django мне, помнится, казались перспективнее, чем Alt-J), но недооценивать соответствующие шансы Daughter не стоит никому.
Как не стоит недооценивать и силу братских чувств, благодаря которым на свет появилась такая удивительная картина, как “Mistaken for Strangers” – документальное кино как бы о группе The National, а на самом деле о младшем брате ее солиста Мэтта Бернингера (Matt Berninger) Томе, неприкаянном металхеде, в тридцать с чем-то лет поехавшем в мировое турне The National на правах роуди. Снятый Бернингером-младшим по мотивам этого опыта фильм крайне сомнителен с точки зрения кинематографических достоинств, но ничего потешнее я в жанре рокьюментари не видел давным-давно. На полку с дисками такое ставить решительно незачем, но посмотреть в режиме video on demand (или, в переводе на русский, скачать из торрентов) приятно и полезно. И очень, очень смешно.
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)