Звуки поговорили с Мироном Федоровым, известным как Oxxxymiron, о почте России, новом альбоме и о том, за что нужно поблагодарить группу Foals.
Звуки: Вы многим напоминаете такого Мартина Идена от музыка: хотели попасть в русский рэп, а когда попали, стало понятно, что вы его на три головы выше, ну или по крайней мере выделяетесь на фоне остальных. Вам это ощущение близко?
Oxxxymiron: В каком смысле “стремился попасть в русский рэп”? Я как раз в русский рэп не очень стремился, я стремился получить своего слушателя и делать рэп на русском, который бы соответствовал моим представлениям о качественном рэпе в независимости от языка. Наверное, до какой-то степени я это обрел, но, на самом деле, надо развиваться дальше, потому что не считаю, что я чего-то серьезного добился, надо писать свой рэп, а уж будет ли у него слушатель или нет – покажет время. Мне наоборот кажется, что вся моя маленькая история говорит о том, что я в него не лез – а русский рэп, конечно, очень обижался, что я в него не лез.
Звуки: А как же всякие баттлы на хип-хоп.ру?
Oxxxymiron: На хип-хоп.ру батлы были, но хип-хоп.ру в каком-то смысле является, как некоторые скажут, клоакой русского рэпа, а как скажут другие — элитой русского рэпа. Я считаю, что он и то, и то одновременно, но я не считаю, что это самый типичный сайт. Грубо говоря, то, что я там засветился – это не попытка влезть в русский рэп. Попытка влезть в русский рэп – это найти какого-то известного рэпера русского, к нему прицепиться, найти продюсера, к нему прицепиться, найти лейбл – и так далее. А мы шли правильной хип-хоп дорожкой, через тернии независимых батлов, это не попытка влезть в русский рэп, это попытка показать тот стиль, который кажется мне правильным. Насчет того, что выше на несколько голов, ну, спасибо за комплимент, не знаю, что на это сказать (смеется). Давайте следующий вопрос.
Звуки: Вы для себя нашли ответ на вопрос, “кто я — андеграунд или продажный гондон”?
Oxxxymiron: И нашел, и не нашел. Во-первых, нормальный рэп, конечно, вне этих категорий, и в принципе любая хип-хоп культура, вне зависимости от страны, озабочена этим: андеграунд — не андеграунд, тру — не тру. Но в России, конечно, это гипертрофировано. На Западе гораздо спокойнее относятся к тому, что человек переходит из одной категории в другую, и обратно, и вообще не так сильно зафиксированы на этих категориях. На данный момент это очень размытая тема “андеграунд – не андеграунд”. Что такое андеграунд? В России под андеграундным рэпом понимают тип рэпа, тип музыки, что, конечно, полный бред, это опять же, показывает, насколько русский рэп отошел от его истоков. Андеграунд – это финансовый вопрос, сколько человек зарабатывает, светится ли он на телике, на радио. Я, например, зарабатываю, наверное, не как андеграундный рэпер, но при этом и не свечусь там, где должен светиться мэйнстримный персонаж. Я считаю, на 2013 год довольно абсурдно мыслить подобного рода ярлыками. Если мейнстрим – это слащавая попса для радио, то надеюсь, что я им не являюсь и являться не буду. Если мейнстрим – это не сидеть в подвале с тремя корешами и читать в микрофон, обтянутый бабушкиными чулками, потому что нет поп-фильтра, тогда я не андеграунд. Сильно зависит от конкретного вопроса. По какому-то вопросу я получаюсь мейнстрим, а по какому-то андеграунд. Мне кажется, главное делать хороший рэп, а с этим в России тяжело как в андерграунде, так и в мейнстриме (смеется).
Звуки: Почему?
Oxxxymiron: Не знаю, от лени общей какой-то, от нежелания вникать, разбираться в истоках всего этого дела. Я годами ищу ответ на этот вопрос, и никак не могу его найти. Почему, например, люди, прекрасно шарящие в истоках западной рэп-культуры, будучи русскоязычными, не могут сами это воспроизвести по-русски, а делают какую-то хрень? Или наоборот: почему талантливые ребята совершенно не интересуются тем, каким может быть хип-хоп и удовлетворяются малым? Для меня это такая же загадка, как и для вас.
Звуки: Есть у вас на примете какие-то хорошие, приятные вам русские рэперы?
Oxxxymiron: Не знаю, что такое приятные мне, но есть Луперкаль и Проект Увечье, которого я всегда упоминаю как пример взращенного в России качественного рэпера, пока что не мега-известного, но уже вполне уважаемого.
Звуки: Понятно. У вас был за последний год большой тур по России: это первая ваша попытка углубиться в родину?
Oxxxymiron: Нет, попытки были и ранее, но они были не всегда успешные и эффективные, но да, у меня был тур осенью и весной тур, которые можно воспринять как некий большой тур, да, первый успешный. Потому что я теперь работаю на более профессиональном уровне, потому что ребята, которые делают мне туры, конкретно Booking Machine и Илья Мамай, очень профессионально все делают, и при этом без пафоса, поэтому мы прекрасно друг друга понимаем, и у нас получается все качественно. Думаю, дальше все будет еще круче.
Звуки: Ну а какие-то этнографические наблюдения вы в ходе тура для себя почерпнули?
Oxxxymiron: Безусловно. Русскоязычный мир очень разный: Казахстан – это не Сибирь, Сибирь – не Юг России. На самом деле, историй, как у человека, который ездит по СНГ, огромное множество – от анекдотических до хардкорных, у каждого региона свой характер. Сибирь и Юг России очень понравились, есть города, которые совершенно не понравились, не буду их называть, чтобы не обижать и не опечаливать их жителей, которые, может быть, тоже хотели бы оттуда уехать.
Звуки: Что вас поразило больше всего?
Oxxxymiron: Поразило много чего. То, насколько в провинции не хватает качественных концертов. Грубо говоря, людям в среднем абсолютно пофиг, как мы выступаем, что происходит на сцене. Им важно, что человек просто приехал – это, конечно, поражает. Отсутствие музыкальной культуры. И непонятно, кого в этом винить: отсутствие любопытства у слушателя или отсутствие музыкальной культуры в целом? Хрен знает, что делать и кто виноват. Поражает количество всяких мешающих моментов, отвлекающих музыканта от его дела. От вопросов, связанных с правами на треки и копирайтами, которые нужно разруливать, до угроз от силовых структур, — в общем, вещей, с которыми на Западе редко сталкиваешься. Но это тоже часть жизни. Илюха, что нас еще поразило? Ну, ажиотаж, да, но я не хочу себя нахваливать. У нас местами фанатичные слушатели: когда живешь в Лондоне постоянно и безвылазно, ты этого просто не видишь, а когда ты в России – на тебя это падает. Что? Поразили дороги? В смысле в негативном? Это была конкретная вполне дорога. В средней полосе. А есть вещи, которые поразили в положительном ключе. Например, что Барнаул – это столица мира. Это я сейчас без иронии говорю абсолютно. Или, например, Академгородок в Новосибирске произвел положительнейшее впечатление, Кстати, оттуда рэпер по имени Дядя Женя, это к вопросу о том, каких ньютонов может российская земля родить. Вот, пример. Человек взрослый, научный сотрудник, крайне успешный, который параллельно читает очень интересный рэп, советую оценить.
Звуки: А что за угрозы от силовых структур? Какого рода?
Oxxxymiron: Самого разного. Естественно, я это просто красиво сказал. Если приземленно и просто, то в России это совершенно нормальная практика при малейших проблемах бряцать своими связами в разнообразнейших структурах – силовых, не силовых, неважно, в то время как на Западе это было бы таким зашкваром. Это может исходит от рэперов, от бизнес-партнеров, от конкурентов. Это для нас всех непривычно. На Западе рэп —в Европе, в Англии, и в Америке, — довольно тесно переплетен с криминалом, но в России он связан еще и с политическими структурами. Это очень забавно, потому что у всех есть как минимум один знакомый мент или...
Звуки: Депутат.
Oxxxymiron: ... Или человек в госучредждениях. Не буду конкретику называть, потому что зачем мне это (смеется). У меня своих проблем полно.
Звуки: Вы проводили у себя на странице в фейсбуке своего рода социологическое исследование “Кто мой слушатель”. Узнали много нового?
Oxxxymiron: Это было такое очень локальное исследование, потому что я фейсбуком почти не пользуюсь, и у меня там какое-то смешное количество друзей, я до недавнего времени туда добавлял только людей, которых я реально знаю, так что оно не очень показательное, на вконтакте или в твиттере, наверное, было бы более показательно, там у меня десятки тысяч людей. Но что я узнал? Что на самом деле не так уж безумно моложав мой слушатель, как мне иногда кажется, да, конечно, целевая аудитория рэпа крайне юна, я это и сам знаю, так как сам начал в 13 лет слушать рэп активно, но и люди моего возраста активно отписываются, причем, разброс удивительный в плане социального и культурного бэкграунда. Абсолютно все пласты населения: от барыги из Израиля до юриста из Сибири. Есть, конечно, некий уклон, много ребят, которые книжечки читают, но они далеко не большинство.
Звуки: Если говорить в “обратную сторону”: кто ваши авторитеты? Где-то ходила история про то, как вы проехали через всю Германию, чтобы порубиться на концерте M.O.R. — вы на это сейчас способны? Ради кого?
Oxxxymiron: Безусловно, есть авторитеты. У меня есть исчерпывающий альбом на вконтакте, куда я вешаю всех тех, кто на меня в той или иной степени повлиял (Клаус Кински, Говард Лавкрафт, Михаил Вербицкий, Рокко Сиффреди, Army of Lovers, Devlin, Юрий Мамлеев и другие — прим. редакции). Всех перечислить было бы тяжело, так как их бесконечное множество. В плане рэпа – совсем разные имена, от известных – от Эминема и Бигги до совсем редких, например, немецкий рэп уже выше названный, или грайм английский, и я и французский рэп много слушал, типа Shurik'n, IAM, но это было очень давно. На самом деле, все, кто сейчас популярен в русском рэпе, они слушали хип-хоп 1990-х, Wu-Tang Clan, Nas там. Я тоже это все слушал, и хорошо знаю, но у меня на этом не остановилось мое развитие как слушателя, поэтому я старюсь быть в курсе всех новинок. Нынче модный Кендрик Ламар (Kendrick Lamar) — я же тоже понимаю, что это дико крутой альбом. На самом деле, меня крайне удручает тот факт, что в Америке, например, есть такой рэпер как Joey Bada$$, не сказать, что он безумно популярный, но на слуху. Ему 17 лет. Он читает лучше, чем весь русский рэп вместе взятый. Ну да, можно сказать, что я вырос на Саваше и Эминеме, но когда я вижу этого чувака, то не понимаю: почему в России все это так тормозится?! Хотя вообще большая часть музыки, которую я слушаю – это не рэп.
Звуки: Вы и “Гражданскую оборону” где-то упоминали, и прочий сибирский рок.
Oxxxymiron: Да, очень люблю. И рок, и всякий неофолк, и электронщину разнообразную.
Звуки: А из неофолка кто вам нравится?
Oxxxymiron: Совсем андерграундные ребята. Мне нравится направление, которое задавал World Serpent Distribution, лейбл, от индастриала перешедший к нео-фолку. Они издавали, например, Сurrent 93 или Сoil, и прочее. Люблю совершенно неизвестные группы, типа Foresta di Ferro. А! Очень люблю группу Sol Invictus, любимая их песня моя – по-моему, "Аn English Garden" называется, прямо очень-очень крутая музыка. Но они все немножко шизоидные пидоры-наркоманы. То есть лучшие люди на свете. (смеется).
Звуки: Сплошной гомоэротизм, как писал Ерофеев.
Oxxxymiron: Нет-нет-нет, никакого гомоэротизма там нет, они просто издеваются над всеми консервативными подходами. Гомоэротизм меня слабо интересует, меня интересует все, что рушит установленные стереотипы. Любой ценой. Музыки это тоже касается.
Звуки: На Greenfest приезжает Dub FX, вы его в некотором смысле разогреваете. Как ощущения? Я так понимаю, он вам довольно симпатичен.
Oxxxymiron: Разогреваю? Нет-нет, никто никого не разогревает. Но если учесть, что он выступает до меня, то можно сказать, что это он меня разогревает.
Звуки: Тем более.
Oxxxymiron: Это фестиваль. Понятное дело, что все так или иначе разогревают Limp Bizkit. Но время выступления у всех одинаковое, так что тяжело сказать, что я разогреваю Dub FX. Ощущения нормальные. Dub FX для меня никогда не был кумиром или героем, просто очень крутой музыкант. Если вопрос в том, каково это выступать перед легендами — ну, круто. Это касается “лимпов” в первую очередь.
Звуки: А совместные треки – вам интересно их делать?
Oxxxymiron: Я их делаю, да. Недавно у меня был совместный трек с Madchild, рэпером из Канады, которого я давно слушаю. Но надо стараться делать совместный трек не ради совместного трека. Понятно, если мне кто-то очень крутой предложит сделать вместе что-то, я соглашусь сразу не думая, но в идеале подход должен быть другой: надо думать, о чем мы могли бы с тем-то чуваком или барышней спеть или зачитать так, чтобы было круто? А не “он известный, он крутой, я хочу с ним сделать трек”. Это на самом деле, проблема многих артистов, что треки делаются для галочки. Не только в России, но и на Западе. Если посмотреть на среднестатистический альбом рэпера американского, то 80% песен там — совместные композиции. Это ужасно, это невозможно слушать. Такая изнанка американского хип-хоп-бизнеса, наверное.
Звуки: У вас выходило уже довольно много одиночных треков, когда они уже в новый альбом соберутся?
Oxxxymiron: Те одиночные треки, которые выходили, в альбом не соберутся. В альбоме будут новые треки. Когда это будет, при всем уважении к Звукам, если я не рассказал об этом при остальных случаях, то и вам не расскажу. Это не какая-то моя вредность или желание раскочегарить массы, просто я пишу этот второй альбом уже давно, и он претерпел и продолжает претерпевать изменения. Потому что мне не нравится — вообще мне редко нравится то, что получается, и часто не нравится совсем — поэтому я его много переписываю. Но то, что в в этом году будет много всего интересного – это точно. Может, альбом будет завтра, а может, через год.
Звуки: Было бы круто, если бы он был завтра.
Oxxxymiron: Не, было бы ужасно, народ бы не успел подготовиться, все бы хватились: “Как же, вот он просто так взял и вышел? А как же? Как же?”.
Звуки: И к несерьезным вопросам: большое спасибо вам за битву с почтой России — как она, кстати, продвигается? — и за видео, где вы лично доставляете покупателям вашего интернет-магазина посылки.
Oxxxymiron: (смеется). Битва с почтой России продвигается хорошо, но не благодаря мне, а моим самоотверженным сотрудникам, которые занимаются моим магазином. Они там уже победили частично почту России, и знают правила зачастую лучше самих сотрудников Почты России, объясняют им, как заполнять бланки, и все такое. У нас еще не все до конца оптимизировано, мы же когда придумали магазин, вообще все с нуля начали, никаких образцов для подражания у нас не было, поэтому где-то мы не дотянули, где-то опоздали, но в течение месяца-двух у нас будет очень эффективно действующий магазин, либо как-то обходящий почту России, либо муштрующий ее до такой степени, что она будет нас бояться. Нам еще очень “повезло”, что все так совпало с почтовым коллапсом, но вроде все все уже получили. А то, что я развозил лично пакеты в этом видосе — это меня просто задолбало, что я находился в Питере, коробки находились в Питере, люди находились в Питере, а никто ничего получить не смог, поэтому мы решили взять все в свои руки. (смеется).
Звуки: Вы писали в твиттере, что соседствовали с группой Foals, и что они “дома устраивали ад, угар и содом”. Что они такое вытворяли?
Oxxxymiron: Например, когда я выехал из этого дома, и через месяц вспомнил, что забыл там спальный мешок, вернулся вечером, позвонил в дверь, мне долго никто не открывал, я начал стучать – и наконец на пороге появился солист, грек такой маленький, не помню, как его звали (Яннис Филиппакис - прим. Звуков). Появился он, держа в руках бейсбольную биту. Дверь открывается, он замахивается на меня этой битой, а через секунду говорит “А, бл.ть, это ты, ну заходи”. Прекрасно. Ребята были нормальные, я не знал на тот момент, честно говоря, кто они, знал, что они группа, и что они в подвале сделали студию. Они прямо все в этот дом въехали, чтобы писать альбом. И как бы спать там было крайне затруднительно. Я в то время был еще унылым офисным клерком, мне надо было вставать в восемь утра, и было не очень-то удобно с ними сожительствовать, потому что жили они как я сейчас живу, творили какой-то трэш и угар. Но я не жаловался, а наоборот, мне было крайне завидно, и я хотел жить так же. Вообще когда я раньше сталкивался с музыкантами, то понимал каждый раз, что вот так я хочу жить. И жизнь с Foals стала последней каплей, после чего я понял, что нафиг постоянную размеренную жизнь, буду нищим, но с музыкой. И, как мы видим, это сработало, так что спасибо Foals за наше счастливое детство.
Звуки: Не жалеете? В офис обратно неохота?
Oxxxymiron: Совершенно неохота. Лучше я буду делать что угодно, но только не это. Не то, чтобы это был один какой-то конкретный ужасный офис, просто мне физически очень тяжело делать то, что мне не интересно, и еще я очень плохо умею подчиняться, служить. Хочется строить с нуля, не хочется прыгать на что-то готовое и помогать кому-то что-то развивать. Сейчас у нас свой бизнес, концерты, магазин, и тут дело не в деньгах, а в том, что это очень интересно делать. Раньше я просыпался с мыслью “О нет, бл.ть, только не это”, а теперь – с мыслью “Ой, как здорово, можно поработать!”.
Oxxxymiron выступит на фестивале Greenfest, где так же сыграют Limp Bizkit, Каста, DubFX и Goldie
Санкт-Петербург, стадион "Петровский", малая арена
29 июня
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)