BOARDS OF CANADA  Вечность пахнет нефтью

Наблюдения о новом альбоме шотландских конспираторов Boards of Canada.

Битва промо-кампаний весны 2013 шла между двумя группами – Daft Punk и Boards of Canada. Пока первые выкладывали в сеть многочисленные интервью и долго рассказывали о процессе создания альбома, вторые наоборот нагнетали саспенс что твой Альфред Хичкок. В магазины по всему миру рассылались единичные экземпляры пластинок с 60 секундами музыки (точнее сказать, звука – механический голос начитывал цифры, содержащие некий секретный код), в сети публиковалось видео, где различить музыку за шумом было так же сложно, как программу Севы Новгородцева на BBC за рёвом глушилок в семидесятые.

Самым удивительным итогом этой «войны компроматов» (окей, сделаем скидку на то что воюют группы в разных весовых категориях) внезапно оказалось то, что оба альбома вышли хорошими. Во мне, конечно, говорит романтик и консерватор, но я до сих пор придерживаюсь мнения, что гений и агрессивный маркетинг – две вещи несовместные. Но даже одного беглого прослушивания (кажется, все желающие успели сделать это во время понедельничной трансляции) хватает для главного вывода – шотландцы не облажались. Так что теперь, выдохнув и расслабившись, можно спокойно заняться анализом долгожданного лонг-плея.

Наблюдение первое. Boards of Canada не на шутку увлеклись ретро-электроникой. Собственно, ей попахивало и в альбоме «Geogaddi», но немного с другой стороны, там были следы экспериментов пятидесятых-шестидесятых, здесь же царят семидесятые во всей красе. И если арпеджио в первом «засвеченном» треке «Reach For The Dead» еще можно было назвать случайностью, то на альбоме от арпеджио и жирных синтезаторных линий буквально некуда деться. От первого же трека «Gemini» веет Джоном Карпентером (John Carpenter) за версту. Даже звук у BoC сильно изменился – высокие частоты пропали вовсе, нижняя середина стала жирнее и грязнее, эффект плывущей плёнки и плёночный же шум – еще заметнее. Да, тот самый «тёплый ламповый» во всем великолепии.

Наблюдение второе, косвенно из первого следующее. Впервые появился шанс Boards of Canada с кем-то спутать. Если раньше BoC по звучанию были сходны только со своими прямыми клонами вроде раннего Machinedrum времен "Izey Rael" или раннего же Tycho, то на «Tomorrow’s Harvest» BoC сами стали на кого-то походить. Ту же «White Cyclopea» или закрывающий альбом трек с эпическим названием «Semena Mertvykn» вполне мог бы записать Legowelt, спрятавшись за одним из своих эмбиент-псевдонимов, прописанных на лейбл Strange Life. «Collapse», еще один ретро-синтезаторный номер с арпеджио, идеально вписался бы в формат лейбла Digitalis или даже нынешних Editions Mego.

Наблюдение третье. Похоже, за современными веяниями BoC тоже следят. Трудно поверить, что рваную и подчеркнуто лоуфайную «Jacquard Causeway» написали люди, не слышавшие ну, скажем, Oneohtrix Point Never. То есть, даже если Марк и Маркус Сэндисон (Mark Sandison, Marcus Sandison) живут в горном бункере, туда проведен интернет и в передовые музыкальные блоги братья заглядывают.

Из всего вышесказанного совсем не следует, что Boards of Canada хоть сколько-нибудь утратили идентичность. Скорее, их музыка обрела новое измерение. Так, например, в альбоме Depeche Mode “Songs Of Faith And Devotion” не обошлось без влияния госпела, блюза и даже гранжа, что ни на йоту не делает его менее «депешмодовским». Ну и выбором источников вдохновения можно только восхититься. Это вам не скверпушеровский дабстеп или генеративная музыка у Autechre. Пусть во мне, возможно, и говорят субъективные предпочтения, ведь и карпентеровскую ретро-электронику, и лопатинские лоуфай-коллажи я неистово «чемпионил» в последние пару лет. Да и вещей, в которых фирменный звук BoC узнается по трем секундам, тоже в избытке. «Cold Earth», «Sick Times», «Palace Posy», «Nothing is Real» органично вписались бы в любой другой альбом группы. Да и чавкающие барабанные петли Boards of Canada препарируют так, что при любом музыкальном наполнении трек уже звучит в их стиле.

Еще одна особенность, о которой стоит сказать – «Tomorrow’s Harvest» это, конечно, самый мрачный диск Boards of Canada в истории. Все эти отсылки к мертвечине в названиях – совсем неспроста. Нет тут и ярко выраженных хитов, коими были, например, «Hi Scores», «Sixtyniner», «Music Is Math» или «Aquarius». Скорее, альбом с многочисленными треками-зарисовками по полторы минуты длиной похож на саундтрек к черно-белому триллеру, все эти переливы происходят как бы за кадром, которого на самом деле нет. И опять же, удивительное дело, но пластинку это не портит ничуть. Наполнения, внутренней драматургии, здесь хватает, и это главное, в чем BoC превосходят всех ретро-электронщиков. Те слишком увлекаются формой, а мудрые шотландцы все же умеют работать с содержанием.

Нет, пожалуй «Tomorrow’s Harvest» все же не превзойдет величие первых релизов Boards of Canada, но надо всем, что они делали в нулевые, возвышается как Останкинская башня над пятиэтажками.

«Tomorrow’s Harvest» вышел 5 июня на Warp Records.

06.06.2013, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

BOARDS OF CANADA - свежие публикации:

Сайт: www.boardsofcanada.com

BOARDS OF CANADA

Дата образования:

1 января 1987