Вчера на заседании специальной рабочей группы в Госдуме Министерство культуры РФ представило обновленную версию антипиратских поправок к законодательству о борьбе с нарушениями авторских и смежных прва в Сети. Первый вариант поправок, представленный в январе, включал требование к хостинг-провайдерам и владельцам сайтов под угрозой штрафов удалять противоправный контент по первому требованию правообладателя. Новые поправки подразумевают, что ответственность должны нести и "пользователи файлообменной сети" - соответствующее определение предлагается внести в закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
Напомним, что слухи о скором "закручивании гаек" в Рунете ходили давно; и хотя число пиратских ресурсов за минувшее десятилетие существенно снизилось, основная масса пользователей в торрентах (и сопутствующий ей трафик) увеличилась в разы. Причин тому несколько:
- Недоступность качественного контента по ТВ и на официальных сайтах;
- Высокая стоимость абонентской платы за доступ к легальным сайтам;
- Сложившаяся культура потребления.
Необходимо заметить, что за ограничение доступа пользователей к торрентам, в основном, выступают представители рооссийских производителей контента, в то время как основным интересом у торрент-публики и аудитории ВК пользуются фильмы и музыка зарубежного производства.
Механизм "защиты от пиратства", который продвигают защитники копирайта через Минкульт, предлагается следующий: правообладатель направляет оператору связи заявление с указанием IP-адреса пользователя файлообменной сети, нарушающего авторские или смежные права. Оператор, в свою очередь, обязан в течение суток перенаправить претензии самому пользователю и потребовать удалить информацию, либо блокировать доступ к ней в течение 12 часов - то есть, блокировать скачивание торрента, например. В противном случае пользователю грозит административная ответственность наравне с владельцами сайтов и провайдерами, проигнорировавшими обращения правообладателей: 5 тыс. руб. для граждан, 50 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей и 1 млн руб. для юридических лиц.
Владельцев сайтов, в свою очередь, предполагается обязать самостоятельно отслеживать законность размещённого контента. Для этого им придется сверяться с государственной информационной системой в области интеллектуальной собственности, на создание которой Минкультуры предлагает уполномочить один из федеральных органов власти. Таким образом, у Роскомнадзора появятся новые полномочия, а также рабочие места и бюджетные ассигнования, буде эти поправки окажутся принятыми.
Напомним, что в конце минувшего года по заказу Минсвязи несколько миллионов рублей были "освоены" Русской Медиагруппой (конкретно - порталом Muz.ru), который обязался создать реестр интеллектуальной собственности в области аудио и видео. Однако после окончания тендера и завершения разработки о работающем реестре так ничего и не слышно.
Представители Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) уже озвучили свой протест: координатор комиссии по правовым вопросам ассоциации Ирина Левова, выдвигаемые требования к операторам связи и владельцам сайтов просто невыполнимы, и что этот законопроект лишь попытка одного бизнеса решить свои проблемы за счёт другого. "На информационных посредников налагаются явно избыточные обязанности и ответственность, тогда как механизмы и процедуры борьбы с нарушениями прописаны крайне нечетко", - цитирует Левову "Коммерсант".
Зато, по-видимому, вполне доволен президент кинокомпании "Амедиа" Александр Акопов, заявивший, что ответственность пользователей - одна из мер, утвердившихся в мировой практике, и теперь её не избежать. Несколько лет назад Акопов назвал всех пользователей социальной сети "ВКонтакте", у которой отношения с правообладателями объективно неважные, "уголовниками".
Похоже, запретительная истерия затрагивает пока только кино. В комментарии, данном Звукам, Дмитрий Коннов, генеральный директор Universal Music Russia, выражает категорическое несогласие с позицией киношников:
- Так как я работаю в индустрии, которая производит контент с максимальным хронометражом в 1 час (стандартная пластинка длится 72 минуты), да еще и легко ужимаемого, для нас торренты не являются проблемой. Это проблема долбоебов-киношников. Мы считаем, что самая главная проблема - это происшедшее уже на генетическом уровне слияние музыки с соцсетями. Поэтому все усилия, которые предпринимает музыкальная индустрия - это легализация контента в соцсетях с тем, чтобы оставить его доступным для пользователей. Наша задача - не запретить, не штрафовать, а разрешать и сотрудничать, давая пользователю возможность скачивать и прослушивать контент легально. Я не понимаю, почему киноиндустрия решила бороться с пользователями, но музыкальная индустрия убедилась на своем примере, что бороться с пользователем - это, простите, пИсать в белых брюках против ветра, стоя на обрыве. Наказывать соцсеть - это приходить на обрыв, наказывать пользователя - опять приходить на обрыв. Ведь лучшего рекламодателя, чем рекорд-компании, для соццсетей и развлекательных сайтов придумать сложно. Поэтому наша политика - сращивание итогов деятельности нашей индустрии с соцсетями, и лишь факт использования нелегальной музыки ограничивает наше движение в сторону соцсетей.
Когда этот материал готовился к выходу, Звуки пытались получить комментарий от представителей ведущих ISP-провайдерв. На вопрос "По какому принципу вы будете отслеживать нарушения пользователями 4-й части ГК?" - каждый из них ответил: "Мы можем отключать только наименее продвинутых пользователей, заключивших договор с провайдером и пользующихся такими очевидными сайтами и сервисами, как ВК". При этом каждый первый попросил не ссылаться на него в публикации.
Можно предположить, что в случае принятия этих поправок Госдумой (а рассматривать их будут уже 3 июня), провайдеры будут просто блокировать весь торрент-трафик, предохраняя себя от лишних проблем. Ведь очевидно, что реальных мер по отслеживанию конкретных физлиц либо юрлиц в торрентах не существует. В торренте предусмотрено шифрование канала, им также можно пользоваться с чужого либо фальшивого IP - этого явно не учли люди, разработавшие инициативу.
К сожалению, некомпетентность участников рабочих групп в министерствах в последнее время тем очевиднее, чем активнее ведут себя пользователи. Вместо регулирующих мер, облегчающих появление на рынке легальных ресурсов, правообладатели предпочитают концентрироваться на запретительных мерах. И, как правило, продвигают самые технически неисполнимые решения.
1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе »»
J.J. JOHNSON (1924)
Sid RAMIN (1924)
Sam COOKE (1931)
Eberhard WEBER (1940)
Michal URBANIAK (1943)