20 лет назад российский эфир буквально взорвался - на фоне умирающего протестного рока и еще не родившегося попа вдруг появилась группа людей с каменными лицами, адскими текстами, "тыц-тыц" и в дурацких штанах. Группу звали Ван Моо, музыка у нее была драйвовая, а тексты - стебными, даже злобными. Парни были настолько "не в кассу", что не уживались ни на рэйвах, ни на пафосных "сборниках". Их пытались приспособить под себя телеканалы и продюсеры, но "Ван Моо" производили настолько оглушительно-неудобный юмор и были настолько независимы, что проще было собрать что-то "форматное", нежели обламывать этих бойцов.
Шли годы, формат упорно побеждал свободомыслие, а группу вытеснили с экранов ребята посговорчивее и поприспособленней. Хотя Сергей Савин из шоу-бизнеса не исчез: несколько лет диджеил на "Серебряном дожде" и работал в рекламном бизнесе. Однако музыка "Ван Моо" особо не продавалась, новые вещи сочинялись едва ли не в стол. Из собранного за десяток лет получился альбом "Хук" (2007), но грянул кризис, и собрать громкий камбэк не удалось.
Сегодня "Ван Моо" и ее бессменный лидер вновь напомнили о себе: оказывается, все это время Сергей продолжает записывать новые песни и планирует реванш. Звуки встретились с Савиным, чтобы обсудить подробности и поинтересоваться дальнейшими планами по захвату музыкальной Вселенной. Докладываем: танцы на атомной станции в самом разгаре!
Звуки.Ru: К "Ван Моо" у зрителя, как мне кажется, было изначально несколько ироничное отношение. А у вас самих?
Сергей Савин: Мы планировали "Ван Моо" как проект с остросоциальными текстами, которые были бы актуальны моменту. Но так получилось, что многие старые песни группы оказались актуальны и сейчас. Естественно, что эту социальность мы старались доводить до слушателя с чувством юмора, однако всегда старались не переступать какую-то грань, чтобы не скатиться в пошлость. То есть это был юмор с интеллектом.
Звуки.Ru: За него вас и полюбили!
Сергей: Полюбить-то нас полюбили, но недооценили. "Ван Моо" 90-х актуально и сегодня: "Народное техно в большой избе, народное техно - танцуют все". Ничего же не поменялось - наше государство по-прежнему все та же большая изба, в которой танцуют это самое народное техно.
Звуки.Ru: Разве это так уж плохо?
Сергей: Хорошо это или плохо - пусть каждый решает сам. У нас, как в хорошем кино - открытый финал.
Звуки.Ru: Тем не менее, большая изба никуда не делась...
Сергей: Я, конечно, не хочу сказать, что Россия - это один огромный колхоз, хотя отчасти это так и есть. В сегодняшнем дне - я не вижу издевки, мы не говорим, что что-то плохо или хорошо. Мы не даем оценок - мы обращаем внимание. А каждый человек вправе сам решать, как к тому или иному явлению относиться. Если тебе что-то не нравится - не обвиняй никого, начни с себя. И "Ван Моо" в новых песнях об этом прямо говорит.
Звуки.Ru: В последнее время вы как-то исчезли с радаров - вас было особо не слышно...
Сергей: У нас не было активной публичной деятельности, я занимался рекламным бизнесом и приобретал некоторый опыт - в том числе, связанный с музыкой. Например, работал ди-джеем на радио. В 2007 году мы выпустили альбом "Хук", так что творчество никуда не девалось. 20-летие - это некая отметка, которую мы хотели преодолеть и преодолеем. А потом будем работать над записью новых песен, которые уже существуют.
Звуки.Ru: Что будет отличать ваше 20-летие от обычных "датских" концертов?
Сергей: Нестандартный подход. Фактически, наш праздник -это первый летний оупен-эйр, причем сделанный на нестандартной для Москвы площадке. Это будет крыша на Саввинской набережной, в event-холле "Шелк". Мы стараемся, чтобы праздник получился и необычным, и стильным, и красивым, а главное - запоминающимся.
Звуки.Ru: Это открытое мероприятие, для всех желающих?
Сергей: Нет, мероприятие будет закрытым. При этом пригласительные билеты будут тоже оригинальными - это модельки тракторов, выполненные в разработанной нами стилистике мероприятия. Дело в том, что мы не собирались делать какой-то стандартный юбилейный концерт - на мой взгляд, куда лучше просто собраться узким кругом друзей, чтобы на праздник пришли именно те, кто хочет прийти и поздравить нас с юбилеем. Но при этом художественная форма мероприятия нам все равно важна - начнем с того, что гости с самого начала вечеринки станут свидетелями некоего специального перформанса, тоже выполненного в стилистике мероприятия. Я не буду всех нюансов сейчас раскрывать - думаю, что те, кто на него придет, оценят его в полной мере.
Звуки.Ru: А тем, кого на праздник не пригласят, - можно будет увидеть, как все происходило?
Сергей: Конечно, все будет сниматься и на фото, и на видео, и потом на нашем сайте можно будет посмотреть отчет.
Звуки.Ru: Звук у "Ван Моо" поменялся с течением времени? Не боитесь прозвучать "дешево"?
Сергей: Признаюсь честно: когда мы начали готовиться к 20-летию, я процессом репетиций и поиска нового звука загорелся, как и любой творческий человек. Но при этом у меня было определенное опасение: а получится ли сегодня адекватно сыграть, в том числе, старый материал? Тем более, что сегодня мы репетируем с полностью живым составом, с гитарой, ритм-секцией и народным хором. И когда я увидел, что получается, то стал абсолютно уверен в том, что после 20-летия мы сможем отрабатывать живые концерты - как коммерческие, так и творческие,- в том числе и фестивальные. Все звучит очень мощно, динамично и с драйвом.
Звуки.Ru: За какими мировыми тенденциями следите?
Сергей: Я стараюсь следить за каким-то модными - в хорошем смысле этого слова - вещами, которые определяют звучание современной музыки. Например, вышел новый альбом Daft Punk - я, конечно же, куплю его и послушаю. Меня интересует, насколько оригинально то или иное явление - как были явлением Nirvana, Бьорк (Bjork), как была явлением Эми Уайнхаус (Amy Winehouse). Сегодня в моем плеере играет Адель (Adele), кстати, и ее песни меня вдохновляют тоже.
Звуки.Ru: При этом техно-музыка, как я понимаю, проходит несколько мимо...
Сергей: Если Вы об ассоциации "Ван Моо" и песни "Народное Техно" - то это всего лишь трек, один из множества. В альбоме "Хук", например, много вещей, которые с техно-музыкой вообще никак не соотносятся. Тот старый трек был навеян тогдашней модой, но "Ван Моо" - это не техно. Это проект, в рамках которого может родиться трек, по сути, любого жанра. Мы соберемся сегодня на репетиции - и придумаем трек. Мы порой по дороге на студию писали текст, то есть вещи рождались спонтанно, и я считаю, это правильно.
Звуки.Ru: Музыка - главное в жизни?
Сергей: Творчество - главное в жизни. А музыка - это неотъемлемая составляющая творчества.
1959 – В этот день в 1959 году Бадди Холли произвёл свои последние записи в собственной квартире при помощи магнитофона и акустической гитары. Их выпустят уже посмертно: меньше, чем через 2 недели пионер рок-н-ролла погибнет в авиакатастрофе »»
J.J. JOHNSON (1924)
Sid RAMIN (1924)
Sam COOKE (1931)
Eberhard WEBER (1940)
Michal URBANIAK (1943)