Rhye “Woman”
Loma Vista/Republic Records
Дата выхода: 5 марта
С начала 2013 года поначалу мистический, а затем оказавшийся вполне традиционным, дуэт электронщика Майка Милоша (Mike Milosh) и продюсера Робина Ганнибала (Robin Hannibal) уверенно набирал обороты: сначала выпустил страстный, но довольно пресный клип на песню "Open", потом передумал и рестартовал с синглом "Fall", на который норвежский же режиссер Дэниэл Крэг-Якобсен (Daniel Kragh-Jacobsen) снял отличное видео, а потом – еще одно, ставшее у меломанов практически вирусным – на "Open". Клипы настолько хорошо работали вместе с картинкой, что поначалу стало даже страшно: будут ли песни с альбома восприниматься так же без нее. Обошлось.
"Last Dance" – кокетливые духовые, вкрапления простых, но выверенных инструментальных проигрышей с отличным танцевальным потенциалом (и еле уловимыми латиноамериканскими нотками), "Verse" - недоглитч, слегка напоминающий в припеве "7 Seconds" (и, пожалуй, единственная на альбоме песня, на которой Милош понижает ноту), "3 Days" – композиция, которая точно не понравится Сергею Шнурову из-за присутствия арфы, и переходящая в старорежимное легкое диско (эдакий замедленный Breakbot), "One Of Those Summer Days" – слабые попытки дать рока с совсем уже пересахаренным саксофоном, "Minor Major Love" – обнаженный, минималистичный, почти что госпел – r'n'b, "Hunger" – торжество поздних семидесятых во всем их великолепии, практически хастл, ну а закрывающий номер – ода женщине: эдакая мантра – не очень интересная, но вполне себе завораживающая.
Ни один, ни второй участник Rhye в своих проектах не были особо известны, но вместе у них неожиданно получился отличный союз: томность и жеманность уживается в них (и на пластинке) с чуть ли не оркестровой пышностью и подростковой нелепостью; апломб “новой звезды” с трепетом новичков, а патока и сиропчик вокала (к слову, на всей пластинке он несколько разочаровывающе одинаковый) уравновешивается деликатностью мелодий.
Jamie Lidell “Jamie Lidell”
Warp Records
Дата выхода: 19 февраля
Джейми Лиделл начинал с зубодробительной электроники, но в какой-то момент стал переквалифицироваться в соул-певца. Путь этот завёл британца довольно далеко – пару альбомов назад он напоминал не самую удачную копию Принса (Prince), потом Лиделл без особого успеха заигрывал с блюзом, в общем, поиски несколько затянулись. На этот раз Джейми решил сделать ход конём и заиграл электрофанк. Выгода получилась двойная – с одной стороны Джейми теперь в тренде (такую музыку сейчас играют все подряд от Toro Y Moi и Dam-Funk до Джимми Эдгара (Jimmy Edgar)), с другой – вроде бы и верен своему курсу на соул. Текущие ориентиры для сравнения – Midnight Starr, Dazz Band, чуть в меньшей степени - Стиви Уандер (Stevie Wonder) и Jamiroquai. Энергичный ломаный бит, пульсирующий синтезаторный бас, фанковые клавишные рифы и вокодерные бэки. После двух ярких и чрезвычайно бодрых вещей «I'm Selfish» и «Big Love» Лиделл темп чуть сбрасывает – заторможенная «What A Shame» куда больше напоминает то, что он делал раньше, но дальше снова фанк и диско. Из контекста несколько выпадает разве что «Why Ya Why» - медленная и вальяжная, с духовыми в духе Луи Армстронга (Louis Armstrong). Едва ли эти песни будут греметь на радио, но записать актуальный поп-альбом Джейми, кажется, наконец удалось.
Various Artists “Son of Rogues Gallery: Pirate Ballads, Sea Songs & Chanteys”
ANTI-
Дата выхода: 19 февраля
"Son of Rogues Gallery" - это двухдисковый сборник, составленный из почти сорока традиционных моряцких песен, перепетых десятками исполнителей, от Кита Ричардса (Keith Richards) и Тома Уэйтса (Tom Waits) до Мэриэнн Фэйтфулл (Marianne Faithfull) и Марка Алмонда (Marc Almond) (перечислять в короткой рецензии всех было бы безумием). А также одна из самых интересных пластинок, выпущенных в этом году.
Сделаем важную оговорку: интересная - не значит идеальная. Основную претензию к коллекции - почти 2,5 часа, убийственная по сегодняшним меркам длина, отбивающая всякую охоту слушать два диска целиком - еще можно парировать. В конце концов, эти песни были написаны тогда, когда время текло иначе, а заздравные гимны на 40 куплетов не считались чем-то из ряда вон выходящим. Но со вкусом тут и правда все далеко не безупречно. Есть несколько досадных промахов: Бет Ортон (Beth Orton) в самом начале сборника выдает совсем уж плаксивую "River Comes Down", Тодд Рандгрен (Todd Rundgren) исполняет какой-то еврогопак, а ангелический вокал Энтони Хегарти (Antony Hegarty) впервые звучит не к месту. Есть просто проходные номера. Есть и откровенное жульничество - "Pirate Jenny" взята из "Трехгрошевой оперы" Вайля и Брехта (жульничество, впрочем, простительное - "Дженни", спетая ньюйоркской индианкой Шильпой Рей под аккомпанемент Ника Кейва и Уоррена Эллиса - одна из самых экспрессивных вещей на двух дисках). Но это мелочи, а важнее другое. Курировавшим сборник Джонни Деппу (Johnny Depp) и Холу Уиллмеру (Hal Willmer) удалось выстроить более-менее достоверную картинку: реки и океаны (как воды, так и виски), просаленные рубахи и сальные шуточки, бойкие портовые девицы и та единственная, что машет платком на пристани, романтика и тоска; прощай, любимый город, морские медленные воды не то, что рельсы в два ряда. Исходный материал гнется в совершенно разные стороны - карибский ска, орлеанский блюз, ду-воп, акапельное пение, этно-даб а-ля Jah Wobble, хип-хоп и даже афро-фолк - и остается жизнеспособным, потому что уходит корнями в самую сущность музыки. "Не говорите мне о морских традициях. Ром, содомия и порка - вот и все морские традиции", - возможно, старый ворчун Черчилль и был прав. Но до чего богатая все-таки тема.
Phoenix «Bankrupt!»
Glassnote
Дата выхода: 23 апреля
После объявлений участников Phoenix о том, что рамки поп-музыки им уже тесны, и они хотят записать нечто более масштабное, новая пластинка ожидалась с тревогой. К счастью, с точки зрения сонграйтинга изменилось мало что, привязчивый «bittersweet pop» по-прежнему на месте. А вот аранжировки французы решили нагрузить по максимуму – многослойные клавиши, клавесин, орган, хор, длиннющие брейкдауны с барочными арпеджио, тут дело явно не обошлось без влияния M83. В результате, на альбоме мирно сосуществуют поп-боевики вроде открывающей пластинку «Entertainment» (танцевальный ритм, яркая клавишная тема в пентатонике, тренькающие гитары) и почти прог-рок. В заглавном треке – четырехминутное инструментальное вступление, в «SOS In Bel Air» - какие-то уж очень неочевидные гармонии. Не то, чтобы к песням Phoenix все эти изыски не подходили, но у тех же M83 или Air творить в «смежных жанрах» получается куда естественнее. Все же к альбому Phoenix рука тянется, когда душа просит чего-то легкого и солнечного, а от тяжеловесности «Bankrupt!» запросто можно устать, не дослушав даже до середины.
Grouper "The Man Who Died In His Boat"
Kranky
Дата выхода: 9 февраля
Девушка, задумчиво жующая палец на обложке, - Лиз Харрис (Liz Harris), она же Grouper, уроженка Портленда и резидент чикагского лейбла Kranky. Обе прописки оправдываются вполне: Портленд, согласно расхожему ярлыку, магнитом притягивает людей со странностями, а Kranky уже двадцать лет специализируется на экспериментальном роке и всевозможной зашумленной электронике (два характерных клиента лейбла - Deerhunter и Тим Хекер). Негромкий камерный фолк - а Харрис играет именно что песни, пусть и утопленные в реверберации и размывающих эффектах - по версии Grouper что-то вроде акта самоотречения. Это эмбиент, с поправкой на то, что в окружающей среде растворяется не только музыка, но и ее автор. "The Man Who Died In His Boat" (заглавная песня вроде бы навеяна детскими воспоминаниями Харрис о том, как "сети притащили мертвеца"), возможно, не сильнейшая работа американки, но точно стоит потраченного времени. От того, что настроенческих пластинок в мире стало больше ровно на одну, мир, надо думать, только выиграл.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)