1 июня 2013 года прекращает своё вещание телеканал MTV Russia. Бивис и Баттхед станут бомжами. По сообщению газеты "Ведомости" холдинг "Профмедиа" не будет продлевать контракт с медиаконгламератом Viacom на использование брэнда и контента канала MTV. Как решило руководства холдинга, на той же частоте вскоре будет запущен развлекательный канал "Пятница".
Впрочем, за последние несколько лет MTV Russia итак фактически сменил свой профиль: из его эфира почти исчезли музыкальные видеоклипы и программы, а их место заняли развлекательные шоу и сериалы. Часть из них приобреталась по лицензии, часть - делалсь в России. Последний хит эфира подобного плана - реалити-шоу "Каникулы в Мексике", напоминавшие порой софт-порно-версию "Дом-2" в декорациях мексиканских пейзажей. Вероятно, популярность собственного шоу и стала последним гвоздем в гроб сотрудничества холдинга "Профмедиа" и медиа-гиганта Viacom. Зачем платить по франшизе, когда можно зарабатывать деньги собственными силами и собственным контентом? Ровно это и говорят источники в холдинге, на которые ссылается газета "Ведомости". К тому же, как считают эксперты, решение о прекращении сотрудничества с Viacom обдумывалось внутри холдинга уже несколько лет.
MTV Russia начал вещание в сентябре 1998 года по почину бизнесмена Бориса Зосимова, отца известной поп-певицы. Причем стартовал он именно как культ, как трендсеттер и модное во всех отношениях явление: на открытии канала играли Prodigy, а первыми клипами стали "Владивосток-2000" группы "Мумий Тролль" и "Come With Me"Паффа Дэдди и Джимми Пейджа.
Ведущие канала - Антон Комолов, Ольга Шелест, Лика Длугач, Тутта Ларсен, Яна Чурикова, Василий Стрельников и другие - моментально стали легендарными персонажами, а программы - вроде "Новой атлетики" или "12 злобных зрителей", "Бодрого утра" Комолова-Шелест или авторских эфиров Василия Стрельникова - частью истории российского телевидения. Увы, в какой-то момент западные акционеры MTV предпочли "широкую популярность в узких кругах" ставке на массовый вкус. Телеканал потерял ведущих, сделавших его популярным, а с ним и рейтинги: оказалось, что на поле массовой культуры "ниже среднего" MTV "делает" его российский аналог - телеканал МУЗ-ТВ. Последнему удалось почти то же самое, что удалось Павлу Дурову. Широким народным массам цукерберговский facebook пока видится бесовским изобретением, а вот родной ВКонтакте - уютным местом проведения досуга.
Так и MTV, оставаясь прибыльным и влиятельным в довольно ограниченном мире российского шоу-бизнеса, проигрывал на локальном поле простецким конкурентам. Главным симптомом этого отставания стал провал Russian Music Awards - церемонии вручения музыкальных наград MTV. Облом случился уже на первой церемонии, когда из-за угрозы терактов, церемонию пришлось перенести в Кремль и фактически провести ее без зрителей. Затем случился коррупционный скандал с вручением титула "Лучшая певица" исполнительнице Саре Семендуевой более известной под псевдонимом "Жасмин" поперед Земфиры, собиравшей вполне реальные стадионы, а не проплаченные ротации. Последним местом прописки RMA стал спортивно-концертный комплекс "Мегаспорт" на Ходынке, куда зрителей чуть ли не пришлось нанимать с помощью сервиса massovki.ru, но зал так и не заполнили. Тем временем МУЗ-ТВ более 10 лет продолжала собирать огромный зал "Олимпийского", устраивая из собственной церемонии кассовый аттракцион. И таких "симптомов" можно найти множество.
В 2007 году канал MTV приобрел холдинг "Профмедиа". Но было уже поздно: пациент постепенно начал угасать. Ситуацию с падением рейтинга усугубила общемировая тенденция тотального падения интереса к "клиповому телевидению". Расцвет видеохостингов, совершенствующих качество картинки день ото дня, дробление целевой аудитории на все более мелкие "вкусовые" сегменты, кризис на рынке глобальных поп-звезд - все это докатилось и до российского музыкального телерынка, который так и не успев оформиться, окончательно "свернулся в кабель". Свои особенности, конечно, были и у нас: например, отечественный контент всегда был и пока остается в России популярнее глобального, крайне консервативный вкус даже молодой аудитории не позволяет идти на смелые и рискованые эксперименты с эстетикой, а не "телесным низом", а добивает "картинку" недоверие больших рекламодателей к способности музыки работать в качестве "двигателя торговли". В таких условиях родная жаба оказывается гораздо сильнее западных акул медиа- и шоу-бизнеса, а отказ от "неприбыльной" музыки - понятным способом решения финансовых проблем.
Иными словами к роли трендсеттера или "модной штучки" MTV Russia так и не смог вернуться, а широкой популярности - так и не смог завоевать. В итоге владельцы холдинга решили сменить модную молодежь на целевую аудиторию 35-41. Название нового канала и анонсированные на нем "Большая разница" и "Прожекторпэрисхилтон" - прямое следствие смены формата: ничто так не радует простого рабочего человека, как пятничные сортирные шутки.
История, которая с блеском началась 14 лет назад, закончилась довольно бесславно. Но ничего личного, только бизнес.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)