Третий и финальный день фестиваля тоже выдается насыщенным. Утром меня будит тревожная СМС-рассылка от организаторов. «Певица Бьорк…» (первая мысль – неужели все-таки отменилась?.. После всех её злоключений в то, что она все-таки споёт здесь, как-то до конца не верится) «…просит всех воздержаться от фотосъемки во время её концерта». Фууух, отлегло.
Снова на пост к трём часам дня. В результате, оказываемся внутри мы даже раньше. Можно пообедать вкусными фалафелями под крайне соответствующую этой еде музыку от турецкого диджея Мурата Мерика (Murat Meric). Турок заводит восточные каверы поп-стандартов вроде «Summer Wine» или «Ob-la-di ob-la-da». Смешно. Сегодня вообще день кавер-дискотек – на заднем дворе до утра будут развлекать публику диджеи из команды «We Love Helsinki». В их репертуаре те же поп-каверы, но на финском.
В три часа дня в Black Tent играет местная группа Bendagram. На сцене двое юношей, один с электроникой, другой – с квадратной гитарой и микрофоном. Музыка довольно затейливая – похожа не то на Apparat Band (особенно когда бит клонится в сторону лефлфилд-дабстепа), не то на Gotye. Местами чересчур эклектично (разные треки варьируются примерно от IDM до поп-рока), но в целом интересно, даже сонграйтинг местами неплох.
Череду приятных местных продолжает группа Burning Hearts, инди-поп квартет с нордического вида певицей – блондинкой с венком на голове. Гармонии у Burning Hearts типично аббовские, мелодика и манера пения напоминает скорее спокойных The Cranberries. Бэкграунд хороший, вот только ровного песенного материала на целую концертную программу у финнов не набирается – есть песни получше, есть похуже, но через полчаса от этого однообразия устаёшь.
Альтернатив не так много – можно, например, послушать сольный концерт Джейсона Морана (Jason Moran), которого мы слушали вчера с группой. Теперь он один и в Voimala. Американец взгромоздился на пирамиду из икеевских табуреток и исполняет на рояле довольно странную мешанину – то играет довольно консервативные джазовые пьесы, то подыгрывает «минусам». Когда в записи идёт электронный бит, получается хорошо, но когда в качестве подложки Моран использует африканское диско или «Planet Rock» Африки Бамбаты (Afrika Bambaataa), выходит довольно спорно. В конце Джейсон разражается пафосным спичем, где поминает добрым словом «великого финна» Алвара Аалто, благодаря которому понял, как важен в жизни дизайн.
В Black Tent тем временем выступают Sin Cos Tan – новый проект Йори Хулкконена (Jori Hulkkonen), одного из самых известных финских диджеев и продюсеров (его пластинки издавал, например, лейбл Лорана Гарнье (Laurent Garnier) F Communications). На этот раз Хулкконен объединился с вокалистом группы Villa Nah и вместе парни играют минималистичный аналоговый синти-поп. Вещи помедленнее напоминают последний альбом Telefon Tel Aviv, те что побыстрее звучат как помесь ранних Depeche Mode и ранних The Cure (последнее сходство подчеркивается резким и надрывным вокалом). Йори погружен в свои синтезаторы и на сцену почти не смотрит, вокалист тоже выглядит аутичным, но что-то в этом есть, какая-то кёртисовская «безуминка». Короче, на сцене парни крайне убедительны. Через два трека я уже отплясываю прямо перед сценой. Надо сказать, что те две песни Sin Cos Tan, которые можно посмотреть на YouTube – далеко не лучшие, материал у них разнообразный и хитов там более чем достаточно. Записываю чуваков в графу «главный сюрприз фестиваля» и начинаю ждать альбома, который, судя по статистике last.fm, уже записан и циркулирует по рукам избранных.
Следующий концерт – тоже из разряда вероятных хайлайтов. В Voimala выступают A Winged Victory For The Sullen, группа где играют Адам Уилци (Adam Wiltzie) из Stars Of The Lid и пианист Дастин О’Халлоран (Dustin O'Halloran). Помимо них на сцене струнная секция и арфистка. Дастин расположился за роялем, Адам одновременно управляется с гитарой и шумовой электроникой. Роль гитары по сравнению с записями гораздо выше, живьем «крылатая победа» напоминает не то Sigur Ros без вокала, не то Icebreaker Ensemble, играющих Брайана Ино (Brian Eno), ну и от ассоциаций со Stars Of The Lid тоже никуда не деться. Музыка это почти религиозная – чинная, медленная и величественная, в каменной «Воймале» с высокими потолками я чувствую себя как в костёле на органном концерте. Публика вокруг очень под стать. Рядом со мной сидит дама средних лет, посматривающая на меня очень строго всякий раз, когда я достаю телефон чтобы сделать заметки для репортажа. В очередной раз поражаюсь тому, как такие вещи органично уживаются на одном фестивале ну с теми же Africa Hitech или с Miike Snow. Ну а концерт, естественно, выше всяких похвал. По Flow 2012 даже не составишь нормальный топ – куда не придешь, везде здорово.
Чтобы подтвердить тезис о контрастности музпрограммы фестиваля, перемещаемся назад в Black Tent на группу Friends. Тут уже вечерний аншлаг – посмотреть на модных американцев (Friends – фигуранты лонг-листа BBC Sound of 2012) хотят многие. Главное достоинство группы – харизматичная (хоть и не слишком голосистая) девочка с манерами не то ранней Мадонны, не то Гвен Стефани (Gwen Stefani). На белой маечке до боли знакомая надпись «Pussy Riot», как-то даже странно, что в первые два дня мы тут про них не слышали. В музыкальном плане – тоже не слишком далеко от сольников Гвен, в меру модно аранжированный нагловатый девичий поп. Шустренько-бодренько, но после A Winged Victory For The Sullen как-то не цепляет.
Лучше посмотрим, как живьем выглядит Dam-Funk. Тут снова сюрприз. В записи Деймон Риддик (Damon Riddick) звучал скорее как модная электроника, пусть и с фанковой начинкой, живьем же он превращается практически в Стиви Уандера (Stevie Wonder). На сцене с ним барабанщик, который колотит по электронным «плюшкам» и басист-виртуоз, играющий слэпом. Сам Деймон, бородач в черной шляпе, играет на клавишах и поёт – иногда в вокодер, иногда чистым и поставленным чёрным голосом. Начинают парни с довольно заунывной соул-вещи, но через пять минут разгоняются до электрофанка в духе Midnight Starr и с этого момента никто в зале уже на месте не стоит. Уровень подготовки у музыкантов потрясный – каждому достаётся время сыграть какой-нибудь умопомрачительный соляк. «Эй, глядите, никаких там эйблтонов и фрутиолупсов», кричит Деймон, выдавая очередной запил, а две минуты спустя группа уже рубит натуральный панк-рок. С демонстрацией собственных умений Dam-Funk и его музыканты даже несколько перебарщивают – играть «как будто так и надо» было бы более убедительно, но перформанс у них без шуток впечатляющий.
Заслушавшись Дам-Фанком, чуть не пропускаю еще одного важного артиста в Cirko, там играет бельгиец Bear Bones, Lay Low, еще один герой невидимого экспериментального фронта. Снова перед нами одинокий человек, обставленный девайсами, снова ретроградская электроника. В момент нашего прихода Эрнесто Гонсалес (Ernesto Gonzalez) играет какое-то злое техно в духе лейбла Bunker, но очень быстро переключается на нечто более удобоваримое. Получается этакий «Жан-Мишель Жарр 1972 года», первородная sci-fi электроника на минимуме выразительных средств. В качестве видеоряда у Эрнесто идёт какой-то научно-фантастический мультик про путешествия мальчика в мир насекомых, видимо местная версия «Приключений Карика и Вали». Звуковой и визуальный ряд словно созданы друг для друга, никакая переозвучка Фрица Ланга и рядом не валялась. Браво.
Одним глазом глянуть на группу The War On Drugs (про которую даже сказать особенно нечего – ну инди и инди) и вперед, занимать места на Бьорк (Bjork). До начала концерта еще полчаса, а весь фестиваль, кажется, уже там. В фан-зону не пройти, так что предусмотрительно занимаем место чуть подальше, но зато с лучшим звуком. Ажиотаж невероятный. На экране крутится утреннее предупреждение о запрете на фото и видеосъемку.
В девять тридцать минута в минуту со сцены звучат первые ноты пафосного интро, а спустя еще пару минут перед нами, наконец, появляется Бьорк и её группа. Большую часть сцены занимает хор – с десяток девиц, кажется даже больше, чем было в турне к сборнику "Greatest Hits", с которым исландка приезжала в Москву. Музыкантов всего двое – человек справа отвечает за разного рода электронику (клавиши, reactable и устройство неясного назначения, похожие на секвенсор, собранный из нескольких айпэдов), справа – перкуссионист с ханг-драмами, ударной установкой и горой других объектов, по которым можно стучать. Сама Бьорк выглядит так, будто обмотана чёрными змеями – тур как-никак называется «биофилия». На заднем плане видео, тоже весьма биофилическое – морские звезды, грибы, макросъемка с клетками и прочие красивые штуки.
Начало концерта – сплошь новые треки, разбавленные слегка переработанным «Hunter», куда добавлен хор и живые ударные. Пока концерт «раскатывается», успеваю подметить две вещи. Во-первых, звук просто феноменально хорош. Ощущение – как на хорошем, дорогущем хай-фае, вроде бы и очень громко (за счет чего чувствуешь мощь и масштаб), при этом ни одна деталь не пропадает и ни один звук не режет слух, этакий «high definition», только аудио. Как они этого добиваются – никаких идей. Во-вторых, живая подача вытягивает самые странные треки. Конечно, большая часть из того, что Бьорк записала в нулевые и десятые – довольно странная фолктроника. И не будь за ней «Post» и «Debut», издаваться бы ей где-нибудь на Morr Music рядом с Borko и Benni Hemm Hemm. Но в таком вот исполнении, с хором и всей этой хитроумной техникой, прокатила бы даже «Medulla».
У Бьорк совершенно удивительным образом сочетаются с одной стороны вся эта природно-акустическая тема с хорами и акапеллами, с другой – хай-тек, вот например в «Thunderbolt» басовую секвенцию клавишник исполняет на странном тач-устройстве и видно как ноты двигаются слева направо с экранчика на экранчик. А еще с полотка спускают огромный «цилиндр с молниями» - штуку наподобие той, что используют на уроках физики для демонстрации накопления электричества, только огромную, в несколько метров. Жалко, что на улице еще не совсем темно и молний этих почти не видно.
Самый кайф начинается с пятого трека – на первых же нотах «Hidden Place» многотысячная толпа оживляется. Следом идёт «Crystalline» с грохочущими джангловыми битами (как же они здорово звучат на этой площадке!) и «Virus», где ударник играет сразу на трёх ханг-драмах. А следующий блок из четырех песен разом перебивает всё, что звучало на Flow до того. «Isobel», «Joga» (не ждали, да?), а дальше я уже в буквальном смысле слова не верю своим ушам - «Heirloom»! Этот трек про «сон во сне» - едва ли не самая моя любимая вещь у этой дамы. Красота невероятная. Контрольный выстрел в голову – «Pagan Poetry», еще один бриллиант с «Vespertine». Да, всё это я слышал в Москве в 2003-м, но это было чёрте как давно, там не было такого звука и такой атмосферы, да и не верилось, что Бьорк, ушедшая в свои странные музыкальные миры, когда-то еще будет петь эти вещи.
В «Hollow», которая звучит как неоклассика, явственно слышен живой звук органа. Орган даже стоит на сцене, но кто и как на нем играет – загадка. Вступление «Mutual Core» - бенефис «голоса в пустоте». Чуток электроники на заднем плане, даже хор ушел. А дальше переход в финальную часть концерта, злую и жесткую. Вы когда-нибудь слышали IDM на стадионном звуке? Нет? Много потеряли. Завершается всё дуплетом из «Pluto» и «Nattura» - вещи одна другой экстремальней, но я их обе почему-то нежно люблю. Ощущаю себя так, будто вместо Bjork к нам вдруг явился Алек Эмпайр (Alec Empire). Оставив шокированную публику, певица уходит за кулисы.
И как будто не было этой шумовой атаки – вернувшись, исландка тихо и обаятельно представляет музыкантов, потом шутливо хвастается: «Мы тут новую игрушку нашли, всё думаем, куда бы её еще приспособить, вот попробуем задействовать её в старой песне». Новая игрушка – тот самый цилиндр с молниями, теперь, в темноте, его уже не возможно не заметить. А старая песня это «Possible Maybe». И снова не ждали. «Следующую песню я написала для Фарерских островов и Гренландии, а сейчас я хочу посвятить её Pussy Riot!». И радостный рёв в ответ. Это, разумеется, EBM-хит «Declare Independence», единственная на сегодня вещь с «Volta» и уже окончательный финал концерта.
После приезда The Cure я было заранее отдал им первое место среди концертов этого года – о том, что кто-то способен их перебить, даже мысли не возникало. Но то, что сегодня выдала Бьорк, оказалось действом еще более впечатляющим. И это даже на фоне того, что концентрация хороших концертов на этом фестивале просто зашкаливала. Кажется, мироздание возвращает кармические долги за сорвавшийся «Bloc Weekend».
Jack GREENE (1930)
Dave COUSINS (1945)
Jann WENNER (1946)
Kenny LOGGINS (1948)
Cyril DAVIES (1964)
BØRNS (1992)