То, что сейчас творится вокруг бруклинского рэпера, продюсера и немного предпринимателя Джейми Мелина (Jaime Meline), известного как El-P, очень напоминает сюжет фильма-катастрофы, в котором мудрый, но не лишенный вредных привычек ученый долго и настойчиво пытается объяснить окружающим, что все очень плохо, но ему никто не верит, однако, когда вскоре все действительно становится очень плохо, ему же и приходится отправляться на передовую. Пятнадцать лет El-P различными способами гнал тяжелый параноидальный хип-хоп о том, что Большой брат смотрит за каждым, все государства - тюрьмы, апокалипсис совсем рядом и пришло время покаяться. Ему внимало небольшое количество преданных поклонников, западные музыкальные критики высоко оценивали его творчество, но до конца всерьез, кажется, не воспринимал никто.
В этом году практически одновременно вышли две громкие записи, к которым El-P имеет непосредственное отношение: новый сольный альбом “Cancer 4 Cure” и целиком спродюсированный им диск атлантского рэпера Киллер Майка (Killer Mike) “R.A.P. Music”. Оба в мгновение ока водрузились на вершины списков лучших пластинок, успевших выйти за последние полгода, оба активно обсуждаются, но главное – Джейми Мейлина окончательно стали воспринимать в качестве передового игрока на поле.
“Cancer 4 Cure” продолжает курс, взятый El-P пять лет назад на предыдущем сольнике “I’ll Sleep When You're Dead”, на котором вполне традиционный тяжелый хип-хоп Восточного побережья разогнался до скоростей охваченного пламенем электропоезда, стремительно покидающего зону отчуждения. El-P нагружает ломаные биты колкими синтезаторами и взрывающимися басами, каждые несколько секунд подмешивает новые слои, налягает на дисторшн, превращая минуса в гремящий, грувовый и насквозь урбанистический вариант индастриала. Поверх высекающего искры колотящего шума Мейлин, постоянно повышая голос, меняя скорость и ритм строит башни рифм – разобраться в образности и гиперссылках El-P – сложная задача даже для тех, кто считает английский своим родным.
В первом же сингле “The Full Retard” он, выкладывая слова в хаотичные узоры, упоминает зомби, сериал Trailer Park Boys (который в здешней местности не видел, похоже, никто), сравнивает себя с Рокки, бросает мимоходом несколько фраз на Идише, приплетает ко всему этому погибшего еще в 1920-м году игрока футбольной команды университета Нотр Дам Джорджа Гиппа, а заканчивает пересказом сцены из кинокомедии «Солдаты неудачи», в которой персонаж Роберта Дауни-мл. советует Бену Стиллеру никогда не играть в кино совсем отсталых. Мелина, впрочем, вовсе необязательно понимать дословно, его неповторимая манера читки вполне может сообщить все необходимое даже тем, кто прогуливал уроки английского в школе: каждое слово он чеканит и буквально выплевывает в микрофон, каждая строчка с разбегу отталкивается от предыдущей – напор и агрессия чувствуются всем телом. В композиции на “Cancer 4 Cure” вложено слишком много информации на всех уровнях – музыкальном и текстовом – это перегруженная, перепродюсированная музыка, для внимательного прослушивания которой необходимы хорошо отстроенный эквалайзер, «Википедия», сайт rapgenius.com и очень сильное желание разобраться во всем этом, однако большинству слушателей третий сольный альбом El-P имеет шансы полюбиться по несколько иным причинам.
В 2012 году хип-хоп, производимый Мелином, наконец-то зазвучал органично и адекватно всему происходящему: если раньше записи El-P производили впечатление музыки, хоть в некотором смысле опережающей свое время, но немного необязательной и побочной, то сейчас “Cancer 4 Cure” и предыдущие альбомы Мелина звучат идеальным саундтреком к новостным выпускам по телевизору и общественным настроениям на улице. В год, когда кажется, что проведенная в отделении милиции ночь перестала считаться среди прогрессивных слоев молодежи чем-то маргинальным, когда целые континенты ежемесячно отмечаются переворотами и революциями, а значительная часть населения стран, считавшихся развитыми, в одночасье оказывается на улице, громкий, напористый и хаотичный хип-хоп El-P звучит как никогда сильно и представляется исключительно важной музыкой. “Cancer 4 Cure” – закономерный продукт XXI века, эрудированная и пресыщенная, но очень злая запись недовольного человека, убежденно отстаивающего мнение людей, с которыми не привыкли считаться, но которые могут, если прижмет, сполна проявить себя. Апокалиптичные настроения – распространенная тема в современном хип-хопе, однако “Cancer 4 Cure” с ее «дронами над Бруклином» (“Drones Over BKLYN”), давлением и компроматами на социально адаптированный средний класс (“Sign Here”), сценами допросов на орбитальных КПЗ (“For My Upstairs Neighbours”) и прогрессивными индустриальными полотнами выходит в настолько подходящий момент, что кажется, будто более адекватной моменту музыки не существует вовсе.
Спродюсированный Джейми Мелином альбом рэпера Киллер Майка “R.A.P. Music” слушается на порядок проще “Cancer 4 Cure”, несмотря на то, что имеет с ним очень много общего. Майк – политизированный и сознательный, при этом ярко-выраженный южный рэпер – не самое частое явление на современной хип-хоп сцене, особенно в регионе, где исполнители как правило ограничиваются бессознательным, приправленным веществами соревнованием в остроумии; от этого противоречия и стоит отталкиваться при прослушивании “R.A.P. Music”, в этом вся прелесть этой пластинки. Уроженец Бруклина El-P примеряет на “R.A.P. Music” Майковскую маску противоречий и делает тут свой сильно усложненный, индустриальный вариант нью-йоркского бум-бэпа с нотами южного продакшена: здесь много «снэра», звучит «квакающая» гитара, имеется приходской орган, а припевы “Southern Fried” и “Untitled” легко представить на записях Биг Боя (Big Boi) или Бан Би (Bun B). При этом El-P не изменяет себе: ритмы остаются сложноустроенными, тяжелые композиции меняют направление, инструменты постоянно тонут в электрическом скрежете.
При всех тонкостях, “R.A.P. Music” – доступная рэп-пластинка полноценных, проработанных и законченных треков общей длиной в легкоусвояемые 45 минут, запоминающаяся и очень разноплановая. Этим объясняется и феноменальная популярность “R.A.P. Music”, который в данный момент, к примеру, занимает первую строчку в списке лучших альбомов года на популярном сайте rateyourmusic.com, населенном преимущественно металлистами и любителями фолка. Единственное, что может несколько охладить отношения с “R.A.P. Music” – сам Киллер Майк, читающий здорово, но во многом осторожничающий и не прыгающий на собственном альбоме выше головы. Майку даются высокие южные скорости (“Go!”), он справляется с повествовательным стилем восточного побережья (“Don’t Die”), ему удается сильный и претендующий на классику мощный выход в “Reagan” – пожалуй, лучшем треке на альбоме, смелой и злой отповеди бывшему президенту США Рональду Рейгану. При этом, однако, нельзя сказать, что Киллер Майк сполна соответствует моменту: по своей задумке “R.A.P. Music” – всеобъемлющая запись сразу во многих стилях, одновременно политическое высказывание и откровенное признание в любви хип-хопу; здесь нет места полумерам и законам о сохранении энергии, однако, возникающий, к примеру, на “Butane (Champion’s Anthem)” El-P моментально обращает все взгляды на себя и начисто стирает из памяти слушателя прочитанный до этого Майком куплет.
При всех оговорках, и “R.A.P. Music”, и “Cancer 4 Cure” – оригинальные и яркие хип-хоп записи, совершенно точно одни из лучших, что можно будет услышать в ближайшие полгода. Оба альбома – не просто укрепление статуса El-P в качестве одного из самых значимых продюсеров и исполнителей на данный момент, к обоим дискам можно будет запросто вернуться через пару лет и снова пережить непростой, но насыщенный 2012-й год, оба способны сообщить о текущем моменте едва ли не лучше новостных сводок и гигабайт снятых на мобильных телефон репортажей из самого пекла. Это армагеддон-рэп, идеальный саундтрек для того, чтобы за секунду до удара увернуться от резиновой дубинки, в вырваться из оцепления, пробежать мимо автозака, а затем, затаив злобу, отсидеться в подворотне.
Альбом Killer Mike "R.A.P. Music" вышел 15 мая на лейбле William Street Records.
Альбом El-P "Cancer 4 Cure" вышел 22 мая на лейбле Fat Possum.
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)