История нижегородского Хронопа полна разного рода полумифических и реальных жизненных и творческих перипетий. Иногда предсказуемых, иногда совершенно удивительных. Коллектив, названный в честь незадачливого героя "Жизни хронопов и фамов" Кортасара, несмотря на ряд предоставляемых судьбой шансов, умудрялся всех их по той или иной причине лишаться. Тем самым сроднив себя с книжным прообразом (как корабль назовёшь...).
Для начала впору вспомнить слова уважаемых людей.
Артемий Троицкий: "Хроноп был прекрасной группой, но недооцененной. Можно сказать, что они были слишком хороши для того, чтобы иметь массовый успех, потому что все-таки не было у них ни цоевской харизмы, ни шевчуковой страстности, это была скорее интеллектуально-поэтическая глубокая музыкальная группа. Вадим Демидов — блестящий автор. Если бы я составлял какой-нибудь хит-парад лучших авторов русского рока, то Вадим, несомненно, вошел бы в первую десятку".
Захар Прилепин: "Хроноп удивительным образом пронес свое волшебство через все, что было приметами нашего быта, нашего социума, нашей тоскливой политической жизни. Приметы времени в «Хронопе» остались — но они настолько органично включены в контекст песен, что перестают быть пошлостью и публицистикой, и становятся искусством. Хроноп — неповторимое сочетание музыки, слов, ритма, интонации; это даже не творчество, а почти природа, имеющая праосновой минутное вдохновение Того, Кто над нами".
Группа возникла в 1985 году в закрытом городе Горький. Вдохновленные арт-роком, "новой волной" и творчеством Бориса Гребенщикова, молодые парни взяли в руки инструменты, коими владели не очень уверено, и за несколько лет музицирования записали ряд магнитоальбомов. От акустических поделок разной степени удачливости новособранная группа медленно двигалась к "электрической" самореализации, благо, в ту пору по всей стране набирали ход живые рок-фестивали. Приняв участие в некоторых из них, в том числе на знаменитом фесте в Подольске, группа записывает песню "Костёр" для советско-датского сборника "Next Stop Rock'n'roll" (выиграв право на соответствующем отборе):
В 1990 году же группа принимается за запись первого полноценного альбома "Здесь и сейчас", после чего играет в двух турне "Рок чистой воды". Пластинка звучит довольно интересно - все, чем Вадим Демидов и компания были воодушевлены, взявшись пяти годами ранее за инструменты, нашло своё отражение на этой пластинке. То бишь и пост-панк, и арт-рок. Отличительной чертой звучания коллектива была неизменная солирующая флейта. Через пару лет похожее использование этого инструмента продемонстрирует на своих работах группа BLIND MR. JONES, правда, уже поверх набравшего обороты шугейза. "Здесь и сейчас" выходит на виниле на Мелодии.
Несмотря на то, что официально группа распалась лишь в 2000 году, официальных релизов на этом этапе её существования больше не выходило. От мелодиевской пластинки до выхода на "Союзе" альбома "Любитель Жидкости" прошло 16 лет. Тем не менее, в официальной дискографии группы следующим значится альбом, записанный в 1991 году. "Легче воды" также описал Александр Кушнир в своём эпическом труде "Сто магнитоальбомов советского рока": "Песни «Хронопа», с любовью сочиненные, ласково аранжированные и нежно спетые - воистину добро, но не то, что теплее солнышка, а то, что легче воды. В них естественным образом переплелись отголоски восточной философии и современной западной литературы, отрывки из Маяковского и реплики Ричарда Гира, особенности поэтики Гребенщикова и Дэвида Бирна. Часы на стене, дождь за окном, на стеллажах пластинки с Олдфилдом и томики Кортасара, легкое сухое вино и нескончаемые споры о красоте португальских женщин". Возможно, лучший альбом, записанный за всю историю группы. Издания на пластинке не случилось из-за очередной нагрянувшей волны кризиса, и альбом получил распространение лишь переписываясь на пленки.
После этого альбома музыка у группы продолжала усложняться, окончательно уйдя в измерения нестандартных размеров и сложных гитарных сеток гитары Александра Терешкина. Отказавшись от прежних проверенных вещей группа играла новый материал, в котором реально давала "Кинг Кримсона". Её логическим завершением стал недоделанный альбом "Где-то в Европе", записанный полностью, но, из-за финансовых споров треть уже записанного материала было просто стёрто. Увы, уничтоженными оказались главные вещи новой программы группы. Впрочем, в будущем "Хроноп" их всё-таки записал. Да и "остатки" альбома беззубыми не назовёшь. К слову, в том же 1995 году Сергей Чиграков записывает на альбоме "О Любви" две совсем старые песни Демидова "Still Life" и "Любитель жидкости", и они обретают популярность среди поклонников Чижа.
Творческие мытарства коллектива и новые музыкальные увлечения лидера группы Вадима Демидова приводят к попытке сделать трип-хоп программу. В группу был приглашён диджей и даже происходили поиски вокалистки (почувствуйте влияние Portishead). Далеко, правда, всё это не зашло - группа, не выдержав очередных творческих реформ, распалась. После упразднения "Хронопа" Вадим Демидов сочинительство не оставил - он поработал сонграйтером в коммерческом проекте "Замша", даже успевшего оставить след в эфире "Нашего Радио" с синглом "Моя Чечня". Остальные синглы доверия у слушателей и Михаила Козырева с компанией доверия не сыскали. И только через 4 года "Союз" выпустил двухдисковую антологию все, что группа сочинила на двойнике "Та, вместо которой".
Волею случая, в феврале 2006 года, группа "Хроноп" собралась за праздничным столом отмечать день рождения лидера, и услышала в архивной рубрике нашерадийной "Чартовой Дюжине" оригинальную концертную запись песни "Любитель жидкости" (в их исполнении, естественно). Тут же было решено группу возродить. За год "Хроноп" в классическом составе записал альбом из совершенно новых песен с бонусом из песен архивных. Получилась этакая разовая реанимация русского рока хронометражом в один альбом. Того, что является священной коровой для всех тех же слушателей "Нашего Радио". С той искренностью, которой у выживших его представителей уже не осталось. Тексты о любви и свободе, об одиночестве и о тех, кого "двое", о том, что не с кем выпить, но не пить, об ушедшем прошлом и странном настоящем, в котором все хорошие люди отчего-то, опять же, напиваются. С музыкой, сдержанно навязчивой, симпатичной, душевной, которая при этом стала заметно проще, чем последние экзерсизы группы.
Однако никакого широкого резонанса не последовало и в этот раз. Участники оригинального состава начали разбредаться по своим делам, в "Хронопе" началась ротация кадров. В группу взяли молодого гитариста Юрия Лисина, с которым была исполнена вторая попытка прорваться к славе. В звучании группы появилось обилие синтезаторов, сильно обновивших звучание, а Вадим позволял в текстах быть даже несколько фривольным. Альбом "Песни бронзового века" в принципе, как и предыдущий, был вполне готов прорваться в профильные радиоэфиры, хоть и был менее удачен, чем предыдущий. Среди прочего на пластинке есть трек, записанный с нижегородским симфоническим оркестром.
Параллельно студийным альбомам, Вадим записывает целый ряд сольных акустик. Двухдисковый сборник лучших песен, не записанных на альбомах группы Хроноп, вышел на "Бомбе-Питер" под названием "Все женщины с солнца". Также, параллельно "Любителю Жидкости" Вадим записывает альбом любопытного проекта "Лучше Поздно", где его песни искусно обрамил акустическими экзотическими инструментами и электроникой Андрей Колесов из проекта ДАО. А после всех экспериментов Хроноп записывает свой opus magnum под названием "Венецианский альбом", в котором сошлось, кажется, абсолютно всё. И прежний уровень сонграйтинга, и совсем иной уровень изобретательности аранжировок, ну и концентрация песен хороших, отличных и великих из совершнно разных временных эпох - самая ранняя была написана в 1986 году, а самая поздняя - незадолго до выхода пластинки, в 2008.
В 2010 году вышел диск "12 писем на небо", посвященный крайне любимой Вадимом небесной тематике, тяга к которой заметна и по его двум книгам, изданным издательством "Новое обозрение" (к слову, замечательных). Начинается он со стрекочущего и совершенно Эджевого гитарного проигрыша в бронебойном хите "Охота белых егерей". Дальше градус хитовости несколько снижается. После помпезности и широты "Венецианского" последовала, пожалуй, самая личная работа Вадима Демидова. К тому же, альбом вышел в день 25-летия группы. Он получился, несомненно, хорошим, но менее запоминающимся, чем прошлая работа.
И вот, наконец, крайний альбом "Сезон Лирохвоста", вышедший в день музыкального магазина на лейбле "Геометрия". За прошедшие два года с выхода "Писем" группа опять обновила состав, и, вновь потеряв надежду покорения массового слушателя, усложняет собственное звучание. Некоторые песни явно напоминают о периоде альбома "Где-то в Европе". А с ними соседствуют реверанс в сторону блюза, традиционные вещи в стиле регги и условный романс (они, к слову, есть в каждом диске Хронопа новой эпохи), и даже привет группе Coldplay. Достойное пополнение Хроноповской дискографии, альбом, готовый соперничать с "Венецианским" и "Легче Воды" за пальму первенства в студийной дискографии. Именно с его презентацией связан приезд группы в Москву.
История "Хронопа" насчитывает уже 27 лет. Удивительно, что несмотря на все невзгоды Вадим Демидов по-прежнему увлечен своим детищем и записывает один за одним достойнешие альбомы. В концертной ипостаси группа является почти невыездной, так что концерты за пределами Нижнего Новгорода у группы случаются очень редко (за последние пять лет те случались считанное количество раз). Так что не пропустите первый за много лет шанс услышать "Хроноп" в столице живьём. Хотелось бы верить, что не последний.
Хроноп
Москва, China-Town-Cafe
9 мая, 20.00
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)