Пару лет назад Мария Юур (Maria Juur) переехала из родного Таллина в Лондон, обложилась купленными через интернет инструментами и примочками и стала сочинять комнатную поп-музыку. Взяла псевдоним Maria Minerva. Обзавелась связями, в том числе с Амандой Браун (Amanda Brown, ныне работающая под именем LA Vampires), хозяйкой важного калифорнийского лейбла Not Not Fun Records, и на нем выпустила свою первую кассету "Tallinn at Dawn". Через полгода вышел второй, "Cabaret Cixous" - и его публика, охочая до лоу-фая, глоу-фая, чиллвейва, гипнагоджика и других гибридов малобюджетной музыки, уже ждала с распростертыми объятиями.
В 2011-ом лоу-фай "нулевых" годов окончательно шагнул в следующую фазу, где дебютанты больше не движутся на ощупь, а выбирают дорогу, проторенную их предшественниками (Ariel Pink, James Ferraro, та же Аманда Браун). Новое поколение лоу-файщиков (Puro Instinct, Grimes) изучает жанр по чужим наработкам, по музыковедческим статьям в журнале Wire, воспринимает чиллвейв и гипнагогию как готовые формы, игру с установленными правилами, и уже на этом базисе пытается выстроить свое собственное творческое эго. В этом нет ровным счетом ничего зазорного: в конце концов, 40 лет назад целое поколение молодых британцев росло на штудировании Melody Maker с интервью Брайана Ино (Brian Eno), и это не помешало им стать яркими и самодостаточными музыкальными единицами. Это просто метод.
Мария Минерва, за какой-то год превратившаяся из читателя Wire в его героя, пожалуй, один из самых показательных примеров этой второй волны лоу-фая. Умная, эрудированная, увлеченная феминизмом (название "Cabaret Cixous" намекает одновременно на пионеров индастриала Cabaret Voltaire и философа и теоретика пост-структурализма Элен Сиксу), она точно знает, что плавающий синтезаторный звук, негромкое пение, которому ревер-эффект придает слегка потусторонний эффект, сексуальность девушки, живущей по соседству, и с толком разбросанные культурные ссылки - сочетание, пройти мимо которого трудно.
Накануне концертов в Петербурге и Москве Звуки перебросились с Марией парой слов о международном братстве "низкого качества", лейбле Not Not Fun и хипстерском хаусе.
Звуки: Если сравнивать с "Tallinn at Dawn" с "Cabaret Cixous", то на последнем звук стал куда более отточенным, что ли, более конкретным. Это оттого, что вы навыки продюсера "прокачали"? Или вы понемногу отказываетесь от размытости лоу-фая в пользу более определенного звучания?
Мария: И то, и другое? Трудно объяснить, как я делаю свою музыку и почему она получается такой, какая есть. Но мой следующий альбом для Not Not Fun будет более лоу-файным, в то время как песни для него станут более похожими на песни, в смысле композиции и всего остального. И кроме того многое зависит от того, какие сэмплы я использую в качестве базовых элементов, поэтому для танцевального EP, да, мне хотелось сделать что-то более лощеное и "традиционное". Хотя по сравнению с "настоящей" танцевальной музыкой он все равно звучит паршиво, ха-ха.
Звуки: У вас и на "Cabaret Cixous" есть несколько своеобразных танцевальных треков. Я помню, вы говорили о том, что любите старый хаус. Не хотели выпустить на 100% Silk (подразделение Not Not Fun, выпускающее "танцевальную" музыку - в целом, такую, о которой Мария говорит выше - прим. Звуков) полноформатный хаус-альбом? Каким бы он был?
Мария: Да, я безумно люблю хаус с 13 лет. С танцевальной музыкой есть такой пунктик: продюсеры чаще выпускают синглы или EP. И мне это нравится. Понимаете, люди по-прежнему рассказывают о том, как они любят альбомы, а сами тайком слушают отдельные треки в режиме "шаффл". Но когда ты выпускаешь всего несколько треков, они должны быть очень, очень хорошими. В альбомах попадаются "филлеры", чисто экспериментальные куски или просто ошибки. На EP их быть не должно.
Звуки: Думаю, что многие слушатели ваших альбомов задавались вопросом - кивки в сторону музыки прошлых лет ("California Scheming" или ссылка на Ciccone Youth в "10 Little Rock Chics Listening to Neu!"), вы сознательно их делаете или это просто такая игра слов, подмигивания "для своих"?
Мария: Более чем сознательно. Ну слушайте, не так уж много молодых людей слышали Ciccone Youth. Хотя может и слышали, все-таки интернет у них есть. Всю свою жизнь я слушала совершенно разную музыку, и это ключ к той музыке, которую я пишу сама.
Звуки: Вас постоянно спрашивают о том, как эстонское, пост-советсткое прошлое отражается на вашей музыке, а мне интереснее узнать, как на нее влияет жизнь в Лондоне. Вы же уже после переезда стали записываться.
Мария: Не думаю, что среда сильно влияет. Музыка идет изнутри. Если ты много путешествуешь по миру, это означает, что у тебя меньше времени сесть и привести мысли в порядок, а мне это бывает необходимо.
Звуки: Известно ли что-нибудь о вашем совместном альбоме с Амандой Браун?
Мария: Да! Свою часть я полностью сделала, теперь LA Vampires работает над своей. Потом мы сведем все вместе, сделаем мастер и, есть надежда, в апреле или мае альбом выйдет! Я жутко рада ему, люди возненавидят его, скажут, что это хипстерский хаус, но на самом деле он будет КРУТОЙ.
Звуки: А вы ощущаете себя частью какого-либо музыкального сообщества? Или предпочитаете дистанцироваться от любых тусовок?
Мария: Все эти термины вроде лоу-фай и гипнагоджик обозначают какую-то группу людей, но все-таки все мы разные. Какое-то виртуальное братство существует, пожалуй, но в реальности это просто горстка людей, сидящих в своих спальнях или студиях, рассеянные по Америке и Европе.
Звуки: Как бы вы описали свои живые выступления?
Мария: Много пою. На сцене все делаю сама, так что с этим все сложно.
Звуки: И напоследок, как фанат Cabaret Voltaire фанату Cabaret Voltaire: "Red Mecca" и "Micro-Phonies"?
Мария: Оба, но, может быть, "Micro-Phonies" я люблю чуть больше.
Maria Minerva
Санкт-Петербург, клуб "Taiga"
27 января
Maria Minerva / Brandenburg / Vagina Vangi
Москва, клуб "16 тонн"
29 января 20:00
1987 – Первый концерт питерского состава ДДТ »»
Борис Александрович ПОКРОВСКИЙ
Marty PAICH (1925)
Gary BURTON (1943)
Маргарита ПУШКИНА (1950)
Robin ZANDER (1952)
Альберт ПОТАПКИН (1967)