Как выделиться на сцене среди тысячи похожих музыкантов? Придумать хороший материал, обваляться перьями, или устроить огромное театрализированное шоу со спецэффектами?
В середине XX века, с появлением телевидения, артисты начали работать не только над музыкальной, но и над визуальной составляющей своих шоу. Спустя полвека в борьбе за место на верхушках чартов идут в ход самые неожиданные средства.
В своем стремлении довести образ до совершенства звезды зачастую забывают, ради чего они вообще вышли на сцену, в их шоу музыка становится просто предлогом к тому, чтобы привлечь наше внимание.
Поговорим о том, на какие жертвы и ухищрения артисты идут ради нашего внимания и любви. Существует масса статей и материалов, посвященных классификации музыкальных стилей и направлений, но классификация артистов по имиджу не всегда будет иметь прямое отношение к музыке. Тем интереснее найти что-то общее между совершенно, казалось бы, разными музыкантами!
Иконы стиля
Когда-то эти артисты категорически отказывались от услуг дизайнеров или стилистов, предпочитая в одежде и гриме собственный вкус. Правда, куда чаще они обвинялись в его отсутствии, но это не помешало им повлиять на имидж и визуальные предпочтения других музыкантов и спровоцировать появление дизайнеров-подражателей. Этих артистов нельзя назвать образцовыми модниками: часто они движутся против течения, создавая "антистиль", но в итоге устанавливают собственный агрессивный тренд.
В фэшн-мире эти звезды сродни первооткрывателям - благодаря своему смелому и вызывающему поведению, они раздвигают привычные рамки дозволенного и против всякой логики заставляют всех поверить в то, что все, что на них надето, должно стать эталоном. И ведь стало! Кого сегодня удивишь нижним бельем, надетым как верхняя одежда, либо стоящей дыбом дикой прической, леггинсами расцветки "вырви глаз", агрессивно-сексуальной обувью или изобилием гигантской дешевой бижутерии?
Скажите спасибо Мадонне (Madonna): она никогда не боялась выглядеть "слишком". Мадонна - яркий представитель мейнстрима, любой ее шаг всегда расценивался как призыв к действию и подражанию, что сделало все ее образы и клипы (особенно в начале карьеры) своеобразным бытописанием поколения. Когда спустя 20 лет Гвен Стефани (Gwen Stefani) впервые додумалась надеть лифчик поверх футболки - ее немедленно окрестили "новой Мадонной", хотя ход был действительно свежим.
Сегодня солиста группы Guns-n-Roses, Акселя Роуза (Axl Rose), знают по рваным джинсам-стрейч, цветным майкам, байкерским "косухам" в сочетании с ковбойской шляпой, - но когда-то он действительно определял тренды и поражал воображение масс.
По образу и подобию вещей Джимми Хендрикса (Jimi Hendrix) до сих пор создаются огромные дизайнерские коллекции. Поскольку Джимми ни в чем не хотел кому-то подражать, то и одевался он, полагаясь исключительно на собственную интуицию и фантазию. Его костюмы - яркие штаны "клеш", цветные боа, различные сари, пончо, рубашки покрытые крупными и мелкими орнаментами, бусинками, бисером и бахромой - настоящее руководство по внешнему виду для хиппи и фолк-рокеров всех видов.
В наши дни сложнее провозгласить нового артиста "иконой стиля": ведь количество фриков увеличилось не только на сцене, но и на улице. С некоторой натяжкой можно назвать любительницу дизайнерских шляпок Ройшн Мерфи (Roisin Murphy) или увешаннную стразами Ферги (Fergie). Хотя вкус у певиц не такой радикальный, как у всех вышеперечисленных артистов, они тщательно выстраивают свой имидж и умудряются сочетать в своем гардеробе невозможное с невозможным.
Панки
Ярким примером разрушения любых фэшн-рамок всегда были панки. В частности, Дерби Краш (Darby Crash) из The Germs - один из первых американских носителей ирокеза; или группа, во многом созданная благодаря полету дизайнерской мысли - Sex Pistols. Группу сколотил ставший впоследствии музыкальным менеджером хозяин секонд-хэнда Let It Rock, позднее переименованного в SEX, Мальколм Макларен (Malcolm McLaren). Вместе со своей подружкой, дизайнером Вивьен Вествуд, он привил панкам любовь к атрибутике BDSM, предметам фетиш-моды и к одежде, ориентированной на субкультуру окраин - все то, во что одевались все члены группы и что стало впоследствии называться панк-стилем.
Панк-стиль в одежде - все драное, черное и кожаное, в сочетании с леопардовыми или тигровыми расцветками, плюс булавки, замки, заклепки и прочее, что можно вдевать и втыкать в разные части тела. Короткие и яркие стрижки, ирокезы, фигурные узоры на черепе, подбитые глаза, шрамы и обилие размазанной косметики. Пройдитесь по модным бутикам, посмотрите модный журнал - и вы там все это увидите. Вся ирония заключается в том, что из разрушителей рамок и своеобразных "колумбов помоек" панки со временем превратились в законодателей мод.
Короли тьмы
Кто на свете всех страшнее, всех ужасней и трэшнее? За первенство в этом хит-параде уже много лет борются два короля тьмы и ужасов - Оззи Озборн (Ozzy Ozbourne) и Элис Купер (Alice Cooper). Кто из них веселее - тот, что откусывает голову летучим мышам или тот, что целуется со змеями? Оба рокера стараются на славу, но сколько бы ни пытались переплюнуть друг друга, они уже обеспечили себе достойные места в наших кошмарных снах, сердцах и зале Славы рок-н-ролла.
Но последователям этих традиций расслабляться нельзя. Удивительно, сколько людей подпало под обаяние подведенных на пол-лица черным цветом глаз, черных кожаных плащей, огромных ботинок и мрачной атрибутики! Никто не хочет больше быть милым, румяным и светловолосым - поэтому стиль пришелся по душе не только металлистам и рокерам, но и разнообразным представителям поп-культуры.
Во многом благодаря поп-музыкантам, устрашающая атрибутика и мрачный вид не столько стремятся напугать, сколько вызывают жалость к одинокому, хмурому и отстраненному лирическому герою. К этой категории артистов можно отнести группы HIM, Tokio Hotel, Evanescence, и более роковые Placebo и Cure.
Инопланетяне
Самые шокирующие, самые обсуждаемые и самые эксцентричные - эти цветы расцветают только в лучах софитов и вспышек папарацци. "Ни дня без эпатажа" - вот их лозунг. В своем гордом побуждении постоянно шокировать общественность провокационными, откровенными и вульгарными нарядами, они абсолютно не стремятся выглядеть мужественно или женственно, поэтому всегда имеют подражателей обоих полов - именно это привело к появлению метросексуалов.
Они поют странными голосами причудливые песни, сами кроят себе костюмы и делают грим в духе космических монстров. За это их сначала награждают титулами "самый безвкусный артист", а затем - "за вклад в мировую моду". У них, скорее, художественное отношение к имиджу - нередко эти музыканты в свободное от работы время пишут картины, устраивают перфомансы или сотрудничают с художниками.
"Антистиль - основа меня", - говорит главный представитель этой категории, Дэвид Боуи (David Bowie). Его блестящие актерские перевоплощения до сих пор вдохновляют ведущих дизайнеров. Бархатные костюмы, индийские платья-рубахи и марокканские шелковые кафтаны сменялись неоном, люрексом и латексомм. Все это часто шло в сочетании с ярким гримом, невероятными прическами, новыми псевдонимами, характерами и манерами держаться на сцене и на публике. Дэвид всегда был средоточием странности и сексуальности и вел себя соответствующе - едва ли от него можно было услышать стандартную тривиальную чушь обычной поп-звезды. Наряду с Боуи карту "странного существа разыгрывал и Prince, однако вскоре он полностью сосредоточился на музыке, и его шоу значительно потеряли в загадочности.
Космическим чувством стиля обладал и Клаус Номи (Klaus Nomi). Человек-пришелец - яркое воплощение сущности Номи - именно одиноким, холодным и отстраненным пришельцем и чувствовал себя музыкант, может поэтому в своих невероятных костюмах и гриме он выглядел вполне естественно.
Сегодня такие пришельцы - это Мэрлин Мэнсон (Marilyn Manson) и Леди Гага (Lady Gaga). Странные, притягательные пародируемые - эти артисты всегда дают пищу для новостей.
Асоциальные
Нет пределов странности - именно об этом думаешь, когда смотришь на этих артистов. Их определяющая черта - энергетика, любовь к разрушению и суицидальные наклонности. Приметы: острый или, наоборот, отстраненный взгляд, надрывные и одновременно монотонные песни, в которых кричит боль. Странная одежда или прическа - это последствия или логичное продолжением их образа, но никак не основа. Эти музыканты - катализатор для неустоявшейся и издерганной подростковой психики.
Главный кумир теперь уже повзрослевшей шпаны 80-х - Курт Кобейн (Kurt Cobain). Сегодня трудно найти человека, который не любит Nirvana или которому выходки Курта кажутся странными. Действительно, что такого странного в том, чтобы мужчине с нормальной ориентацией носить женские платья или очки с битыми стеклами? Все, что Курт когда-либо написал, снял или нарисовал, изучено, засмотрено и заслушано до дыр, а стиль "мятая джинса, кеды и немытые патлы" стал приметой студенческого поколения. Поэтому неудивительно, что Кобейн зачастую кажется нам куда более нормальным, чем окружающие.
Не менее странные типы - закрытые, асоциальные и (чего уж там!) некрасивые солисты Radiоhead и Muse. Лицо Тома Йорка (Thom Yorke) красноречиво отражает все переживания и страдания музыканта. Полуприкрытый и подслеповатый левый глаз, отстраненный взгляд, направленный внутрь себя, асимметричные черты лица - музыкант сам по себе произведение искусства, можно не тратиться на клипы, а просто снимать Йорка, и это будет гораздо глубже и концептуальней, чем любая художественно оформленная идея. Его коллега Мэтт Беллами и вовсе однажды получил награду "самая страшная рок-звезда". Надо сказать, на всеобщей любви к Тому и Мэтту мнение критиков относительно их внешности никак не отражается.
Вокалисту Tool и A Perfect Circle - Джеймсу Кинану (Maynard James Keenan), более известному, как Мейнард, повезло с внешностью: ему не обязательно наводить марафет перед выходом, хотя рокер не отказывает себе в этом. Но, даже без косметики и в "обычной" одежде, занимаясь самыми обычными и приземленными делами, он всегда будет приковывать внимание публики.
Огромное количество детских переживаний, травм, наркотиков и алкоголя сделали Лейна Стэйли (Layne Staley), вокалиста Alice In Chains, слабым и нервным. К концу жизни он начал избегать любого общества. Но в расцвете творчества, когда болезни артиста еще не сильно истощили его, то зависимости и апатичное поведение казались чем-то вроде модного и эффектного атрибута.
Эталоны
Начиная с 1959 года, на сцене утверждается стиль "плохих парней с окраины". Джинсы и кожа заняли место костюмов с блестящими лацканами. Двумя разными путями в моде пошли группы, которые сейчас называют легендарными: они задают стиль и диктуют моду. С них списываются "правила" о том, как должен выглядеть вокалист, басист, гитарист, барабанщик и т.д. В этих группах каждый участник - яркая индивидуальность, но вместе они представляют идеальную, прописанную по образам, ролям и имиджам картинку, которую потом будут копировать снова и снова.
Мало кто знает, что узнаваемый стиль The Beatles - пиджачки с круглым воротом без лацканов, зауженные недлинные брюки и полуботинки-полусапожки без шнурков, со скошенным каблуком - заслуга их менеджера Брайана Эпстайна и стилиста Астрид Кирхер. Буквально на соседней улице возникли The Rolling Stones, чей "хулиганский стиль" также предопределил целое направление в рок-моде. Эти две совершенно разные группы объединяет одно - они стали первопроходцами, хотя и до них были любители одеваться в костюмы и джинсы. Просто до них на сцене чаще были солисты плюс оркестры, были вокальные группы - когда все становились в ряд и пели, либо за одиноким фронтменоми располагался большой оркестр в униформах. А The Beatles и The Rolling Stones стали первыми самодостаточными группами, сохранявшими единство стиля внутри состава, поэтому их влияние, в том числе и в художественно-изобразительном, имиджевом и масс-медийном планах сложно переоценить. Кстати, знаете ли вы, что в коллекции Звуков находится больше сотни фотографий, на которых Роллинги снимаются в костюмчиках и даже при галстуках?
Хотя все заслуги Queen часто приписываются только солисту коллектива - ярчайшему лицедею и выдумщику Фредди Меркьюри (Freddy Mercury), остальные три участника команды предопределили рок-моду на много лет вперед: Брайн Мэй (Brian May) - молчаливый, загадочный, с огромной прической хиппи, которому не чуждо желание иногда переодеться в дурацкий наряд, типичный рок-гитарист; Роджер Тэйлор (Roger Taylor) - классический барабанщик, отвязный и тусовочный рок-н-рольщик, и Джон Дикон (John Deacon) - утонченный басист. Queen - редкая группа, демонстрирующая абсолютное единство всех участников в желании предаться креативному безумию. Похожий тип поведения наблюдается у многих глэмстеров - от Roxy Music до Sweet .
Чего нельзя сказать о группе, состоящей из реабилитирующихся алкоголиков и наркоманов - Velvet Revolver, интересной не сколько музыкальным материалом, столько постоянными реалити-шоу. Глядя на рокеров, кажется, что их работа - это нарядиться и поссориться, или попасть в тюрьму, или просто устроить скандал. Смотреть на коллектив одно удовольствие - внешне, они абсолютное и идеальное олицетворение хард-рока.
Люди в масках
Эти группы обязательно берут себе псевдонимы и создают свои невероятные образы с помощью масок или обильного грима, невероятных костюмов и громадных ботинок. Их шоу отличаются невероятной помпезностью, они злоупотребляют применением всяческих световых и пиротехнических эффектов. Многие фанаты этих групп не знают настоящих лиц своих кумиров, потому что на концертах, в интервью, на обложках пластинок и фотографиях те всегда предстают в сценическом облике. Несмотря на то, что эти коллективы достаточно серьезно относятся к музыке, они остаются в памяти слушателей благодаря имиджу и сценическому шоу.
Ярчайшие представители рока 70-х - Kiss. Помимо театрализированных выступлений, музыканты делали еще и очень удачные коммерческие ходы: издавали комиксы о себе, выпускали куклы Kiss, наборы для косметики «Kiss Your Face Makeup», маски для Хэллоуина, игрушечные медикаменты «Пец», настольные игр, игрушки и много других вещей. Коллектив активно поддерживал и раздувал мифы вокруг себя, способствуя этому экстравагантными позами и поведению в стиле мачо, яркому гриму на белых лицах и черными обтягивающими костюмчиками, обсыпанными блестками.
Маски электроннных жжкспериментаторов The Residents - гигантские глазные яблоки в цилиндрах. Имена самих Резидентов тщательно скрываются. Известны только их псевдонимы: Мистер Синий Глаз, Мистер Зелёный Глаз, Мистер Красный Глаз и Мистер Череп. Кстати, именно Резиденты одними из первых создали видеоклипы, которые стали настоящим произведением искусства.
Отдельная категория масок - монстры, завалявшиеся в шкафу с последнего Хеллоуина. При этом они могут быть довольно изобретательны. Маски и костюмы Slipknot отражают личность и характер каждого из них и видоизменяются с выходом каждого нового альбома группы. Музыканты часто говорят, что музыка для них занимает первое место, а имидж - дело десятое, тем не менее, облик выделяет их на фоне прочих металлических групп.
А финская англоязычная шок-рок-группа Lordi, чей альбом "Would You Love a Monsterman?" стал абсолютным хитом, а ужасные маски - плод воображения ее участников, умудрилась даже победить на конкурсе Евровидение, разгромив конкурентов с рекордным показателем в 292 очка и задвинув на второе место Диму Билана.
Простые парни
Кажется, что музыканты этих групп совершенно не задумываются над своим стилем или внешностью - это обычные парни, которые хотят просто играть музыку. Их отличительная черта - простота в общении, близость к народу, лаконичность музыки и текстов, дешевизна билетов и отсутствие каких бы то ни было спецэффектов. Их концертное шоу заключается в том, чтобы отыграть и "выложиться" как следует. Они далеки от моды и едва ли наденут на сцену модную вещь. Их "униформа" - это джинсы и рубашка или футболка - то, в чем они ходят по улице, работают и отдыхают. Классический "свой парень" - Боб Дилан (Bob Dylan).
Ярчайшие представители этого стиля - Creedence Clearwater Revival. Благодаря слегка невнятному произношению вокалиста Джона Фогерти (John Fogerty) и сценическому образу музыкантов - клетчатым рубашкам и потертым джинсам, им удалось мастерски создать имидж "простых парней со старого доброго американского Юга". Они как никто близки публике, благодаря профессионально стилизованным текстам, пронизанным социальными наблюдениями и политическими заявлениями.
Metallica - один из самых коммерчески успешных металлических коллективов - всегда были далеки от любой атрибутики, их шоу отличались скорее мощной энергетикой и внушительной длительностью.
Оба проекта экс-барабанщика Nirvana Дейва Грола (Dave Grohl) - Them Crooked Vultures и Foo Fighters напрочь лишены понтов. Несмотря на "родовитость" всех участников проекта Them Crooked Vultures, куда кроме Грола входят бывший басист культовой британской группы Led Zeppelin Джон Пол Джонс (John Paul Jones) и лидер Queens of the Stone Age Джош Хомм (Josh Homme), эти рокеры носят casual, просты в общении,- для них главной остается музыка.
Дети улиц
Когда в середине 70-х зародился рэп, никто не верил, что этот жанр просуществует долго. Стиль одежды, появившийся в бедняцких кварталах, где младшие братья донашивали одежду старших братьев (отсюда и пошли широкие штаны – главный отличительный признак рэп-стайла) - едва ли прибавлял надежды. Но сегодня рэп-культура стала одной из главных в музыкальной индустрии, ее элементы можно проследить и в других направлениях.
Рэперы носят широкие джинсы или спортивные штаны, спущенные на самый низ талии, ниже линии трусов, майки на два-три размера больше, объемные пуховики, куртки-аляски и кожаные куртки на резинке. Еще они предпочитают специальные косынки из спандекса, которые называются «дюрэги» и всевозможные цепи, браслеты, кольца и кулоны, обозначающие принадлежность к тому или иному клану. Часто эти украшения совмещают в себе дорогое исполнение (золото, платина, бриллианты) и боевой функционал (например, кольца-кастеты).
Представителей рэпа знают все: 50 Cent, 2Pac, Jay-Z, Akon, Eminem - узнаваемы, и вместе с тем - довольно однообразно одеваются. Они олицетворяют собой искусство улиц, искусство толпы - а в толпе не принято выпендриваться.
Новое поколение рэперов старается продемонстрировать свое более высокое материальное и низкое интеллектуальное развитие, поэтому их стиль - более глянцевый, а клипы выглядятзачастую пародийно.
В этот обзор не попали многие яркие явления современного шоу-бизнеса, однако мы обещаем вернуться к теме сценического имиджа. Предлагайте дополнения к нашей классификации - вместе составим выдающуюся энциклопедию фантастических существ на музыкальной сцене!
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)