Фестиваль хард-и-прог-рока и металла High Voltage Festival проходит на востоке Лондона всего во второй раз, но организация фестиваля - вполне на уровне: поскольку металл — это уже музыка пенсионеров, организаторы позаботились о комфорте для старшего поколения. Здесь всем хватает хорошего звука, вкусной еды и выпивки, охрана не заметна глазу благонравного посетителя, группы выходят на сцену минута в минуту по расписанию. А в этом году еще и повезло с погодой! В день открытия фестиваля не было дождя, что само по себе не часто случается в пору знаменитого британского лета. А во второй день солнце и вовсе припекало на славу, заставляя одетых в черное металлистов прятаться в тень.
Основные концерты проходили на двух сценах - Main Stage и Prog Stage. Расписание концертов составлено таким образом, что выступающие на этих двух сценах группы частично накладывались по времени друг на друга. Так, финский тусовщик Майкл Монро (Michael Monroe), лидер полузабытой ныне группы Hanoi Rocks, открывал фестиваль на главной сцене, одновременно с группой Von Hertzen Brothers. Но Прог-сцена была расположена ближе к главному входу на территорию феста, и потому финские парни стали первой группой, которую нам довелось посмотреть, и они оказались чуть ли не главным открытием фестиваля.
Команда из Финляндии, музыканты которой, как видно из названия, являются близкими родственниками, играет восхитительный сплав из прогрессив- и пост-рока, с умопомрачительными гитарными соло, бешеным ритмом и отчаянными кульминациями в духе Kingston Wall. Неудержимая энергетика группы понравилась многим, так что к концу сета перед сценой негде было яблоку упасть. По окончании своего получасового шоу, которое показалось очень и очень коротким, группа получила свои заслуженные овации. Вокалист спустился со сцены в народ и долго братался с поклонниками, и в желающих пожать руку музыканту или обнять его недостатка не было.
Майкл Монро был пропущен и, говорят, совершенно заслуженно. Но вот на Главной Сцене его уже сменяют Skin.
Настоящие британские рокеры Skin, распавшись в 1998 году и осчастливив поклонников своим воссоединением десять лет спустя, выпустили новый альбом и недавно опять объявили о своем самороспуске. Так что посмотреть на очередное последнее шоу в истории группы собралась приличная толпа.
Несмотря на упаднические заявления, группа находится в прекрасной форме. Песни с нового альбома 2010 года нравятся публике (чего только стоит энергичная “Born to Rock-n-Roll”, открывшая сет). Старые песни поются громким стройным хором зрителей. Да и сами музыканты зажигают на сцене самозабвенно: Вокалист Невилл так бешено размахивал микрофоном, что нечаянно ткнул себя им в зубы. После чего его рот окрасился красным, но это вовсе не повлияло на качество его вокала в оставшейся части выступления.
Выступление Skin оставило очень приятное впечатление. Будем надеяться, что парни пересмотрят свое решение о распаде группы.
Ярчайшие представители кентерберийского рока, Caravan основались в 1968 году. А в 1976 вышел их самый успешный, трижды платиновый альбом “In the Land of Grey and Pink”, песни с которого и составили основу сета на Прог-cцене фестиваля. Немолодые английские дядюшки явно наслаждались музыкой и теплым приемом публики.
Было очевидно, что музыканты чувствуют себя дома. Атмосфера между ними и зрителями была настолько благодушной, что гитарист и вокалист Пай Хастингс (Pye Hastings) то и дело ласково и счастливо улыбался, а Джеффри Ричардсон (Geoffrey Richardson), сверкая глазами, выдавал умопомрачительные соло на скрипке. Не стареют душой ветераны! А хорошая музыка не имеет возраста, что Caravan нам еще раз и доказали.
А вот и приветливые, улыбчивые братья Кавана появились на сцене. Группа Anathema, тысячу раз за свою многолетнюю карьеру поменявшая стиль своей музыки, эволюционировала от тяжеловесного дума к легкому, парящему в воздухе пост-року, ни на йоту не растеряла своей мелодичности и меланхоличности. Сет-лист был весьма укорочен, и за 45 минут парни успели исполнить большую часть песен с альбома последнего альбома 2010 года “We’re Here, Because We’re Here”. Винс Кавана (Vincent Cavanagh), в неизменной красной рубашке, все так же доверительно общается с фанатами со сцены по окончании своих светло-грустных песен. Но композиции у ребят длинные, а регламент фестиваля довольно жесткий, так что как Винни ни упрашивал менеджмент сцены исполнить еще одну песню, как публика ни поддерживала его в этом — победила знаменитая английская пунктуальность. А фанаты остались без “Fragile Dreams”.
А в это время на главной сцене появился Джефф Тейт (Geoff Tate сотоварищи) — группа Queensryche. Свой сет они начали с двух новых песен, с недавно вышедшего в свет альбома “Dedicated to Chaos”. Группа находится в творческой стагнации уже много лет, а новый альбом уверенно лидирует в борьбе за звание худшего в дискографии группы, если не в истории музыки. Положение усугубилось тем, что у Queensryche что-то не ладилось со звуком. Вокал то появлялся, то пропадал, барабаны слышались весьма приблизительно.
Конечно, старые хиты времен великолепных “Empire” и “Operation Mindcrime” и по сей день воодушевляют публику, тем более, что Джефф, объективно, один из лучших фронтменов, как по вокалу, так и по артистичности. Но эти прекрасные песни перемежаются перлами новейшего творчества, и, по контрасту, последние выглядят еще более печально. Однозначно, мы видели концерты Queensryche и получше этого. Главное разочарование фестиваля.
Герои ирландского тяжрока Thin Lizzy могут считаться ветеранами лишь по общему стажу. Группа существует с 1969 года, но из того состава сохранился лишь барабанщик Брайан Дауни (Brian Downey), а самые знаменитые участники Thin Lizzy басист и певец Фил Лайнотт (Phil Lynott) и гитарист Гэри Мур (Gary Moore) и вовсе отправились уже в мир иной.
И хотя сегодня Thin Lizzy, по сути, стала кавер-группой имени самой себя, душа ее сохранилась вполне живой, и рок, выдаваемый нынешними участниками группы под предводительством вокалиста Рики Уорика (Ricky Warwick), почти не несет на себе признаков второй свежести. Когда звучат знакомые с детства хиты "Boys Are Back in Town" или "Whiskey in a Jar", то, кажется, время возвращается назад: это всё ещё настоящая музыка. А те, кто пропустил Майкла Монро утром, имеют шанс увидеть его саксофонное соло на "Dancing in the Moonlight", завершающей концерт.
Нил Морс (Neal Morse), основатель столпов прогрессив-рока "Spock’s Beard" и "Transantlantic" — сейчас выступает с сольным творчеством под собственным скромным именем. Большей частью скучный и нудный проповедник на своих альбомах, в живом выступлении на сцене Нил удивил публику замечательной энергетикой и драйвом. Будучи мультиинструменталистом, маэстро пел, аккомпанируя себе, то на гитаре, то на клавишах. Но и его музыканты были не лыком шиты: в дело вступали и электроскрипка и виолончель, не считая дополнительных клавиш и гитар. Таким образом, группа звучит как заправский оркестр! Сам Нил Морс лучится счастьем и демонстрирует полное довольство своей сольной карьерой. Но и со своей прежней группой Spock’s Beard музыкант сохранил добрые отношения: заприметив в толпе своих старых товарищей по группе, он спрыгнул со сцены и рванул в народ. Не переставая петь в микрофон, он обнялся со своими друзьями, и пробежался по всему полю, пожимая руки фанатам. Стоит ли говорить, что публика была в восторге!
Slash, пожалуй, собрал самую разновозрастную публику на этом фестивале: от детей и подростков в цилиндрах до пожилых девочек обоего пола в татуировках G’n’R. Сет-лист состоял из песен группы Slash’s Snakepit, которая окончательно распалась аж в 2001 году, и всенародно известных и любимых хитов Guns’n’Roses. Довольно странно, что не было исполнено ни одной песни с недавно вышедшего нового сольника Слэша — возможно, потому, он праздновал в тот день своё 46-летие и не хотел его омрачать. Публика немного застывала на исполнении песен Shakepit, но уж что начинало твориться при звуках известных мелодий! Всего их было исполнено четыре - "Nightrain", "Rocket Queen", и, конечно, "Sweet Child O’Mine" вкупе с "Paradise City". Группа справилась с разогревом для грядущего 2,5 часового шоу Judas Priest на пять с плюсом.
Judas Priest, проводящие в этом году Самый-Пресамый-Последний-Распоследний Прощальный Тур под названием “Эпитафия”, прощались с Лондоном. И кто видел это своими глазами, тот не забудет никогда! Это был один из тех концертов, о которых ты сможешь рассказывать детям и внукам без устали.
Уже собравшись посетить это мероприятие, мы были разочарованы известием о том, что великий Даунинг (K.K. Downing) покинул группу. На его место заступил Ричи Фолкнер (Richie Faulkner), известный только тем, что Стив Харрис как-то взял его поаккомпанировать своей дочурке Лорен, на разогреве в турне Iron Maiden. И вот теперь Ричи проявил себя в составе великих Judas Priest. Язык не поворачивается такое сказать, но уход старины Даунинга — основателя и бесспорного лидера — пошел группе на пользу. Ричи и выглядит как исконный участник Judas Priest (правда года так 1980-го), и гитарист он просто виртуозный.
Молодая кровь придала новых сил этому во всех отношениях достойному, но порядком изношенному организму. Ну кто бы мог поверить на концерте в Москве в 2005 году, что еле передвигавшийся по сцене Роб Хэлфорд (Rob Halford) спустя пять лет возьмет все свои высочайшие ноты без видимых усилий, будет резво бегать по сцене, дирижировать залом, и казаться таким милым и славным человеком на стальном мотоцикле в сверкающих одеяниях с плеточкой в руках?!
Концерт был просто лакомством для настоящего металлиста, хиты следовали один за другим: "Metal Gods", "Starbreaker", "Victim of Changes", и так же как и плащи, которые менял Роб без устали, казалось, становились всё более блестящими!
На "Breaking the Law" Халфорд, видимо, решил взять небольшую передышку, поэтому он просто дирижировал от души дерущим глотки народом. И, бьюсь об заклад, в поле не было ни единого человека, кто бы молча взирал на происходящее.
Несмотря на длину сет-листа, а было исполнено 18 песен, Присты порадовали фанатов аж четырьмя бисами, включая "Electric Eye" и, под самый занавес, "Living After Midnight". По словам Халфорда, для прощального тура они отобрали как минимум по одной песне с каждого альбома, и хотя в результате некоторые хиты остались за бортом, эпитафия получилась достойной. Будем лишь надеяться, что через пару лет Присты снова поедут в Самый-Самый-Самый Последний Тур, и еще будет возможность услышать эталонный хэви-метал в их исполнении.
На этом первая часть фестиваля завершилась, и разогретая пивом и музыкой, но совершенно не агрессивная толпа растеклась по метро и автобусам в предвкушении дня второго.
Продолжение следует...
1987 – Первый концерт питерского состава ДДТ »»
Борис Александрович ПОКРОВСКИЙ
Marty PAICH (1925)
Gary BURTON (1943)
Маргарита ПУШКИНА (1950)
Robin ZANDER (1952)
Альберт ПОТАПКИН (1967)