Третий день фестиваля начинается у меня с усиленной ходьбы по местным магазинам в поисках уничтоженного Майей аккумулятора для фотоаппарата. Даю подсказку: в Нови Саде любые технические штуки продаются на улице Jevreiska – так что нужный аккумулятор нашелся довольно быстро. И я, успокоенный и довольный, отправляюсь на фестивальную площадку, благо никаких безумств на третий день программа не обещает, а, напротив, весь день пройдет под знаком солнца (плюс тридцать пять и ни единой тучки), веселья, джаза и фанка.
Но вот звуки, раздающиеся с главной сцены, начинают несколько пугать: местная новисадская команда под названием Local Support гонит нечто среднее между черным блюзом и стоунером. Брутальный вокалист ревет по-медвежьи и корчит зверские рожи, наложенные на тягучие и немного скучные риффы. Тем не менее, человек тридцать, видимо, штатные фанаты группы, активно поддерживают своих любимцев. Но сами музыканты играют без особого энтузиазма, видимо, тоже понимая, что попали в программу фанк-дня явно по какому-то странному недоразумению. Оживляют песни Local Support разве что небольшие юмористически вставочки, когда вокалист вдруг начинает разговаривать сам с собой разными голосами, но и это имеет куда больше отношения к цирку, нежели к музыке.
Перемещаюсь на сцену Fusion, где в этот момент играет ростовская группа Motorama: надо поддержать соотечественников. У Motorama визуально все обстоит довольно хорошо: тут и милейшая девушка-басистка, и модно стриженный вокалист, и даже плюшевая тигриная башка, притороченная к клавишной стойке (после этого тигра Вася сообщил, что никогда слушать Motorama не будет). Однако минут через десять я готов разделить мнение своего игрушечного напарника: то ли ростовчане не до конца продумали собственный сет, и он после первой песни начинает провисать и по драйву, и по подаче, то ли выкристаллизованный пост-панк – это не совсем то, чем надо открывать день на Fusion, но сет Motorama постепенно начинает вгонять в тоску. Будем надеяться, что со временем у ребят появится и драйв, и задор – но фестивальное впечатление от соотечественников оказалось смазанным. Разве что отдельной похвалы заслуживает барабанщик – но и тому особо развернуться как-то не дали.
Зато вышедшие на главную сцену Kraak & Smaak - покорили буквально с первой ноты. Сразу становится понятно, почему этот электрофанковый коллектив под управлением Оскара де Йонга (Oscar de Jong) обязательно называют в числе "электронщиков, которых надо обязательно посмотреть вживую". То, что делают Kraak & Smaak на сцене – уникальное зрелище. Тут, безусловно, присутствует и шоу со сменой вокалистов, и яркий видеоряд, но главное – это, конечно же, музыка. Сплав джаза, фанка, соула, электропопа и еще незнамо чего: главное - атмосфера, главное - настроение. Сразу понимаешь, почему этих людей приглашают для сотрудничества и Моби (Moby), и, собственно, Jamiroquai.
Kraak & Smaak "берут" толпу буквально «по щелчку» - сразу же выдавая и прекрасные мелодии, и не забывая экспериментировать с ритмом, выделяя, прежде всего, слабую долю. Получается не только отличная танцевальная подложка, но и великолепная возможность для импровизации: то в мелодическую структуру вплетается басовое соло, то – вокализ, а то и перекличка инструментов. И все это – в едином музыкальном ключе, в общем настроении, с дивной энергетикой. Бесспорно – лучшее выступление дня (если не всего фестиваля вообще).
Но есть еще и такая штука как патриотизм. На все той же сцене Fusion готовится к выступлению еще одна российская команда – Everything Is Made In China. Первые ряды у фотопита уже занимает российская торсида поклонников EIMIC – и когда ребята выходят на сцену, публика встречает их дружным воплем. Видно, что мальчишки волнуются – вокалист долго ищет подачу, но затем немного расслабляется и с этого момента у EIMIC все идет хорошо. Ребята отыгрывают спокойный, ровный сет, без особых изысков. Неизменный видеоряд присутствует: его проецируют, правда, на боковые экраны, так что полноценной видеоинсталляции не получается, но общее представление о концептуальности музыки группы те, кто раньше не слышал EIMIC, получают. Даже требовательные завсегдатаи фестиваля слушают россиян и принимают их достаточно тепло. Что до меня – такой пост-рок лично мне несколько ближе, нежели то, что до этого играли Motorama. И, опять же, EIMIC прекрасно обходятся без отрезанных тигриных голов, что тоже не может не радовать. Но, конечно, волнение музыкантов заметно: может быть, если бы не так волновались, дали бы чуть больше драйва.
Но, наконец, приходит время хэдлайнеров, первая из которых – прекрасная во всех отношениях женщина Санти Уайт (Santi White), известная как Santigold. Американские критики зачастую сравнивают ее с Майей, но уже с первых нот становится понятна вся некорректность такого сравнения. Если в музыке Майи от собственно музыки нет и следа, то Санти умело и точно соединяет r’n’b, диско, фанк и даже реггей. Плотный бит, резкие, агрессивные клавишные вставки и точный, как игла, вокал.
С голосом Санти работает мастерски – то понижая до шепота, то, напротив, раскачивая публику резкими, ритмичными выкриками. И если у Майи все так называемое шоу было построено на эпатаже, то Санти держит программу прежде всего на мелодике. Мелодические линии ведутся «с трех сторон» - собственно, вокалом самой Санти, бэк-вокалистками (которые, помимо пения, ухитряются еще и танцевать), и клавишами. В результате этого многоголосия и получается соответствующий интервал – то вся мелодика идет с терционным, то с квартовым, то с квинтовым ходом. И уже за это Санти получает твердую пятерку – крепкое, драйвовое выступление.
Подогретая Санти публика ждет-не дождется выхода Jamiroquai. А за кулисами тем временем нарастает некоторое волнение: Джей Кей (Jay Kay) опаздывает на площадку, а, учитывая его недавнюю травму лодыжки (стандартное увечье для скейтбордиста, но роковое для музыканта), из-за которой были отменены несколько европейских выступлений группы, организаторы волнуются, как бы концерт не оказался под угрозой.
Но – о чудо! – буквально за двадцать минут до выхода на сцену прибывает заветный автомобиль, и певец в полной боевой готовности отправляется за кулисы. Никакого срыва, все начинается вовремя – под ”Rock Dust Light Star”, одетый в индейский головной убор Джей Кей резво выходит на сцену. Двигается он, правда, не столь активно, как на недавнем московском концерте, видно, что поврежденную лодыжку Джей щадит. Поэтому со сцены благоразумно убрана горка, на которой Кей выполнял головокружительные прыжки, но уже на ”Cosmic Girl” Джей все более активно приплясывает, кружится и даже немного подпрыгивает, хотя, конечно, от сумасшедшей акробатики нет и следа.
Тем не менее, у Jamiroquai музыка такова, что и мертвого подымет в пляс. И в мгновение ока, уже на ”High Times” вся тридцатитысячная толпа перед сценой превращается в один гигантский танцпол – куда там Dance Arena! А Джей словно сам подогревается энергетикой публики – вот он уже выходит на авансцену вместе с басистом и они вдвоем начинают раскачивать первые ряды – и танцевальная волна прокатывается через все поле. Никаких выкриков типа « я не вижу ваших рук» не нужно – музыка все делает сама. Сцена вспыхивает тысячами огней, Джей Кей белозубо улыбается, глядя в ночное небо, перед ним расстилается загипотизированная толпа, сияет оранжевый месяц – третий день фестиваля завершен. Счастье есть, его не может не быть.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)