В дни Сонара в Барселоне клубная жизнь активна как никогда и нигде: тех, кто играет на этой неделе в многочисленных клубах от камерного Moog до мегаломанского Razmatazz, хватит еще на парочку отличных фестивалей. Но off-Sonar parties, как принято называть эти мероприятия, мы в этом году игнорируем, потому как преобладают там немцы с Kompakt и BPitch Control, которых в этом году решено на сам Сонар не звать. Добра этого хватает и в Москве, так что можно спокойно отсыпаться и приходить во второй день практически к началу.
В "холле" первыми играют Stendahl Syndrome – печальный около-трип-хоп с поющей девочкой. Их мне удалось краем глаза зацепить вчера в радио-шатре, увиденное не поразило, и я вместо "холла" отправляюсь в Sonar Dome смотреть очередного испанца. Диск-жокей Карлос Холлерс (Carlos Hollers) играет модную ломаную веселуху вперемешку с модерновым детройтом в духе Lone. Самое оно, чтобы проснуться.
Слушающим здесь выступает японский айдиэмщик Дайсуке Танабе (Daisuke Tanabe). Даже странно, что его поставили на столь ранний час, японцы здесь традиционно в почёте, причем много их не только среди участников, но и среди зрителей, которые строем приходят поддерживать своих. Как и ожидалось, народу к половине второго собирается как на хорошем вечернем концерте. Танабе по-японски серьезен. Длинные волосы, затянутые в хвост, усики, бородка и непроницаемое лицо и… нелепая футболочка с котиком в короне. Очень по-японски.
Лайв у Дайсуке устроен весьма типично для этой арены – лаптоп без клавиш, но с контроллером AKAI, на котором японец главным образом крутит ручки. Начинает Танабе с неторопливой глитчевой электроники, но постепенно разгоняется сначала в хип-хоп, а потом и в драйвовый IDM. Зрители сначала начинают сидя качать головами, потом один за другим поднимаются и пускаются в пляс. Японец не подводит – абсолютно холодная электроника у него разбавляется смешными сэмплами вроде "Yo! Bitch!", а вскоре он выдает развеселый ремикс на какой-то соул-регги с типично ямайским вокалом. Вот будет смешно, если оригинал – никакие не жители карибского бассейна, а японцы-гики с реконструкторским проектом. Как бы то ни было, музыка обалденная.
В "деревне" тем временем ставит пластинки еще один диджей-журналист по имени Хуан Луна (Joan S Luna). Ветеран пера и вертушки заводит недурственный плясовой электропоп. Знакомых вещей мало, но общая направленность – где-то неподалеку от Digitalism. То в диско оттуда свернёт, то в прокачанный "french touch" звук, то Crystal Castles заведёт. Приятно.
В три на большой сцене "деревни" играют Facto & Los Amigos Del Notre, еще одни испанцы, а если точнее – каталонцы. Года три назад Факто играл здесь со своей предыдущей группой Facto Delafe и смотреть на него сбежался, кажется, весь барселонский быдляк. Сегодня публика поприятнее, да и в новой ипостаси Факто не преподносит себя так серьезно и всё больше валяет дурака. Антураж соответствующий – на сцене вместе с музыкантами игрушечная пальма и плюшевый тигр. Если вы представляете себе испанского Тимати, то Facto & Los Amigos Del Notre – примерно оно. Факто то рэпует, принимая смешные позы, то играет на "расческе", ему подпевает нелепая девица и подыгрывают вполне пристойные музыканты. Получается правда всё равно фигня, пусть и забавная.
Отобедав, в той же деревне цепляем кусок DJ-сета Agoria (техно, ничего выдающегося), а после него остаёмся слушать Atmosphere. В этом году тут много хип-хопа с претензией на альтернативность – немалую часть мы упустили вчера, отправившись на Стива Райха (выбор был очевиден), так что самое время навёрстывать. Atmosphere – американский рэпер, выступает с битмейкером и стильным дредастым клавишником. Живьем дядечка оказывается куда менее альтернативен, чем казалось. "Здорово, Сонар! Тут типа это... фестиваль электронной музыки, не пойму, чё я тут делаю, ну ладно, давайте типа жечь!". Ну и, типа, жжёт. Весьма прямолинейный хип-хапчик, "yo wazzup" и всё такое. А тут, вы не поверите, действительно фестиваль электронной музыки.
- "Ну тут это, фестиваль или чё? Чего травой не пахнет?"
- "Пахнет!!" , - дружно отвечает ему "деревня".
Так, в общем, и развлекаемся. За неимением лучшего, отправляемся в 'Sonar Complex' смотреть шоукейс витч-хаус лейбла Tri Angle. Первыми здесь играют oOoOO. В записи я их совсем не оценил, от концерта тоже не жду ничего хорошего, но американцы оказываются на удивление неплохими. Мальчик с лэптопом плюс поющая девочка, живьем всё это звучит куда более сочно и менее лоуфайно, получается этакой пост-трипхоп, бюджетный вариант Various Production. Давки, к слову, нет – не иначе, как все ломанулись в "Sonar Dome" смотреть Кейти Би (Katy B). Ей выпала удивительная честь играть тут дважды, днем и ночью, и мы её еще увидим.
Остаёмся в ведьмином доме, тут следующим выступает артист How To Dress Well. Лохматый задрот в майке-алкоголичке нудит фальцетом эпические медлячки под "минус" (на сцене нет даже компьютера). Вот уж не думал, что доживу до момента, когда так будет звучать "трендовая музыка". Ко второму треку Том Крелл (Tom Krell) все же решается включить бит (первый был практически акапелла) , но картину это не улучшает ничуть. Недоброе дело Джеймса Блейка (James Blake) живёт и побеждает. Прочь отсюда.
Идти, благо, есть куда – в "холле" в семь играет один из моих любимцев, немецкий неоклассик Hauschka. Народу поначалу собирается много, но продолжительной давки тут не ожидается – не бывает такого, чтобы тусовщики слишком долго выдержали бы тихую и медленную музыку. Так и оказывается – пьесе к третьей подойти к сцене уже не составляет труда. Фолькер Бертельман (Volker Bertelmann) сидит за роялем, а аккомпанирует ему барабанщик и перкуссионист из Финляндии. Содержание у их музыки вполне классическое, а вот форма – не очень, уж больно много в этом элементов саунд-дизайна, пусть и акустического. Рояль у Фолькера препарирован, к тому же немец не только играет на клавишах, но и дёргает струны и водит по ним разными предметами, извлекая из инструмента лязг, шорох и шелест. Барабанщик занят примерно тем же – то цепочной погремит, то палками по тарелке поскребёт. Звучит это всё потрясающе красиво и необычно - в записи у Hauschka есть струнные и духовые, но на концерте пары инструментов более чем хватает. И ведь парни даже эффектами не пользуются. Под конец немец и финн удостаиваются продолжительной овации, к которой я с радостью присоединяюсь – ожидания оправдались на все сто.
Продолжение следует. Возвращаемся в царство витч-хауса, где уже во всю шаманит Holy Other, самый интересный артист в шоукейсе Tri Angle. Британец нахлобучил на голову гигантский капюшон, скрывающий лицо (не иначе как "наш ответ" Zomby и MF Doom), но шифроваться по-серьезному у него не получается – тряпка то и дело спадает, открывая слегка испуганное юношеское лицо. Музыка у нашей новоявленной Гюльчатай, а заодно и звук в зале – выше всяких похвал. Напоминает это скорее не витч-хаус, а leftfield-dubstep в духе Burial или Clubroot. Учитывая, что первый вообще не появляется на публике, а второй в основном диджеит, перед нами, видимо, лучший лайв-артист жанра. И пусть само выступление – ничего особенного (лэптоп без клавиш), эффект сопричастности есть, а это главное.
Следующая остановка – "холл", где играет долгожданный Ghostpoet. Британец, чья музыка в записи звучит как заторможенный и отстранённый хип-хоп в духе лейбла Anticon с крайне аутичными аранжировками, тут ходит в статусе артиста чрезвычайно модного – его физиономия мелькает во всей околосонаровской прессе. Было опасение, что Обаро Эджимиве (Obaro Ejimiwe) живьем будет слегка нуден, но парень решил оставить дома свои фирменные транквилизаторы, и концерт выдает весьма бодрый.
"Привет, Барселона! Я Ghostpoet, приехал к вам из Лондона. Какая же тут классная погода! А у нас как всегда дождь льёт". Имидж у Обару занятный – шляпа, очки, усики, какая-то непривычно интеллигентная для хип-хопа физиономия. На этот раз с ним небольшой бэнд и барабанщиком и клавишником, и то, что в записи было теми самыми аутичными аранжировками, живьем преподносится почти как танцевальная музыка. К тому же, сам Обару оказывается стопроцентным экстравертом, много общается с залом, шоуменит в разумных приделах, но при этом чётко соблюдает рамки жанра, остаётся интеллигентом и не скатывается в базар по понятиям в духе всяческих Фифти Сентов (50 Cent) и Канье Уэстов (Kanye West). Концерт проходит не без помарок, но впечатления это не портит. "Извините, меня как-то угораздило забыть слова. В первый раз со мной такое, простите еще раз. Сейчас мы сконцентрируемся и сыграем эту песню заново".
Теперь – час на заслуженный отдых, и бегом на Sonar by Night. Сегодня здесь тоже обширная программа, открывают которую Human League. Британцы выступают в роли обязательных для ночной программы артистов-ветеранов и, честно сказать, я ждал их появления тут уже не один год. Такие артисты всегда играют рано, видимо с расчетом на то, что придёт на них смотреть не только сонаровская публика, но и те, кто просто хочет увидеть именно их. Такой зритель вполне может сходить сюда как на сольный концерт, избавив себя от многочасовой пытки диджеями.
Но во всем есть и свои минусы – успеть на ночной сонар к 23.00 после дневного, который заканчивается после девяти вечера, задача не из простых. Мы, разумеется, слегка опаздываем и врываемся на огромную арену Sonar Club с первыми аккордами "Lebanon". Ах, красота! Народу, в сравнении с тем, какая давка тут бывает часам к двум, совсем немного, вполне можно подойти к сцене и понаблюдать за музыкантами с расстояния вытянутой руки. У Human League мощный живой состав – помимо занимающих переднюю линию Фила Оуки (Phil Oakey) и двух его неизменных женщин, на сцене барабанщик с электронным драм-китом и два клавишника. Выглядит это, в плане живой игры, куда как убедительнее, чем Yazoo, Pet Shop Boys или даже Depeche Mode. Оно и понятно – Human Leauge группа рангом пониже, на одном статусе не выедешь.
Фил, конечно, здорово постарел – еще буквально года три назад был моложав, а теперь начисто лишился шевелюры и стал похож на усталого клерка. "Светленькая", Сьюзен Энн Салли (Susan Ann Sulley) тоже выглядит не фонтан, а вот "темненькая", Джоанн Кэтеролл (Joanne Catherall) в полном порядке и даже пытается играть в сексуальность. При этом все трое невероятно бодры – поют и двигаются как в двадцать. Остальные участники группы тоже не стоят как истуканы – то начинают плясать по залу с расческами, то хватаются за гитары в тех песнях, где того требует аранжировка.
В сетлисте хватает новых вещей (у Human League совсем недавно вышел диск "Credo" – прямо скажем, не шедевральный), но старьем британцы не пренебрегают, и звучит оно отменно. Сразу же с "Lebanon" я бросаюсь рубиться к сцене, и провожу в таком состоянии практически весь концерт. Хитов у них прорва, что-нибудь обязательно останется за рамками программы, но жаловаться на сетлист поводов нет. Одну из моих любимых вещей, "Tell Me When" мы пропустили (надо обязательно послушать её на Flow!), но застаём радикально переделенную "Empire State Human", сыгранные близко к оригиналу "Love Action", "All I Ever Wanted" (ура, обожаю эту вещь!) и, разумеется, "Don't You Want Me". А дальше Human League совершают стратегический просчет и уходят – как бы перед бисом, но это фестиваль, бисы тут не приняты, и половина зрителей спешно ломится занимать места на других аренах. В результате, красиво осовремененная "Being Boiled" и эйфорическая "Together In Electric Dreams" (вот уж чего не ожидал услышать, это же вещь Джорджио Мородера (Giorgio Moroder), а не Human League) играются уже для полупустого зала. Жаль, ведь это едва ли не лучшие песни сегодняшнего концерта. Все же, Human League большие молодцы. Через два месяца обязательно пойду их смотреть в Хельсинки, на Flow Festival.
В "Sonar Lab" под открытым небом уже играют Cut Copy, вот куда ринулся весь народ с Human League. Право же, странное расписание, накладываются группы, имеющие очевидно одну и ту же аудиторию. Австралийцев мы недавно видели с сольным концертом в Лондоне, поэтому они у нас проходят по разряду необязательной программы. Снова везение - в "лаб" мы попадаем ровно на моменте, когда в "Pharaos & Pyramids" меняется тональность, так что есть шанс порубиться под самый любимый кусок альбома. Жалко, что в зале уже биток и приходится топтаться в хвосте. Увы и ах, в фестивальных сетах Cut Copy пропускают эпическую "Sun God", но зато нам достаются "Hearts on Fire", "Need You Now" и "Out There On The Ice". Не скажу, что лучше, чем в Лондоне, но всё равно хорошо.
С прошлого года на ночном "Сонаре" почему-то закрыли арену "Sonar Park" – просторную, с хорошим звуком и трибунами по бокам. В результате, год назад их было всего три, а теперь втиснули еще одну - небольшую сцену "Sonar Car", там, где раньше была еда, тишина и аттракцион с машинками. Тут проходит шоукейз норвежского лейбла Smalltown Supersound. Лейбл прекрасен, а вот выбор артистов и время его проведения оставляют желать лучшего. Лайв Diskjokke мы полностью пропустили, предпочтя ему Human League. Теперь там замечательная певица Annie, но только почему-то она не поёт, а ставит пластинки. Улыбается, шуршит конвертами, вроде даже сводит какой-то электропоп с хаусом, но кому всё это нужно? Они бы еще Mogwai диджеить позвали… Блондинку сменяет Бьорн Торске (Bjorn Torske). У него уже лайв, но довольно унылый, с одним лэптопом. Да и музыка не фонтан – однообразный гибрид ню-диско и хауса. Куда уместнее тут был бы Lindstrom, а Ким Юртхёй (Kim Hiorthoy) наверняка порвал бы всех на части.
Выдержав минут пятнадцать, отправляемся смотреть M.I.A. Она играет на главной арене, и туда сбегается, кажется, весь фестиваль. Народу на сцене немало, но это в основном подпевки да подтанцовки – сама Майя выкрашена под блонди, а помогают ей абсолютно чёрные девочка и мальчик (видимо в роли Jay Z) с микрофонами, плюс барабанщица. Соответственно в такой, перкуссионно-вокальной манере, и выдержан весь концерт. Кричалки, стучалки, вопилки и прочий азиатский грайм. Вещи играет по большей части новые, но мне, как любителю хитов с диска "Kala", достаются "Boys" и "Paper Planes". Первой крикливая аранжировка еще идёт, а вот вторая испорчена напрочь. Вся красота убита, остались одни выстрелы.
В ожидании Афекс Твина (Aphex Twin) слоняемся по территории фестиваля и набредаем на лайв Кейти Би, как раз к началу песни "Perfect Stranger", что вышла на альбоме Magnetic Man. Главный сюрприз – Кейти действительно очень хорошо поёт вживую! Правда песни её, и без того попсовые, к концерту аранжированы как-то еще более мягко и обтекаемо. В той же "Perfect Stranger" в миксе куда меньше джанглового бита, и куда больше голоса. Думается, еще пара альбомов, и Кейти окончательно покинет "модную тусовку" и двинется куда-нибудь в сторону Адель (Adele) или Даффи (Duffy).
В "машинках" грохочет русский шоукейз. Mujuice свой великий русский альбом решил оставить для хипстеров из Бирюлево, а тут рубит какой-то стандартный клубнячок. Ну, спасибо хоть не "Выздоравливай скорей".
Скорее в Sonar Club, там вот-вот должен стартовать сет Aphex Twin. Ричард Джеймс (Richard James) тут заявлен как диджей, весной на Bloc Weekend форма выступления вообще не указывалась, но это, кажется, единственная его сценическая ипостась. Он играет много своих треков (в том числе и сильно переделанных), включая их в эклектичный микс из эйсида, старого рейва, эмбиента, техно, брейк-кора, драм-н-бейса, нойза, ну и, разумеется, айдиэма. Вся эта мешанина сопровождается олдскульным видеорядом под девяностые – фирменные рожи самого Ричарда в обрамлении мелькающих трансовых разводов.
Начинает Афекс довольно мутно, но вскоре разгоняется сначала до своего любимого техно-старья типа DHS, а потом и до айдиэма. Кажется, даже Autechre заводит, хотя различить треки в этом мэшапе, да и на таком грохочущем звуке, можно далеко не всегда. Сонаровский сет определенно лучше, чем два года назад на Bloc Weekend, но все же похуже, чем там же этой весной. Там у Ричарда был великолепный блок из незнакомых мне IDM-треков, один из которых напоминал Аппарата (Apparat), а другой – собственные треки Ричарда времен "Analogue Bubblebath". Тут же он довольно быстро уходит в жесть а-ля альбом "Classics". Выступление не поразительное, но всё равно хорошее. На этом не грех и отправиться спать.
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)