Мир довольно хорошо знаком с космической группой Space, но более всего это, пожалуй, касается российских слушателей: мы привыкли ощущать "музыкальную ракету" почти своей. Однако на вопрос, кто такой Дидье Маруани (Didier Marouani), ответят единицы: мало кто знает, что долгое время Space был, фактически, "группой одного человека". Но и для тех, кто хорошо знаком с мэтром электроники, наша беседа с Дидье откроет что-то новое. В новом интервью Звукам Дидье рассказывает о себе, своей музыке, любви к искусству и семье, а также продолжает раскрывать нам тайны Космоса...
Звуки.Ru: Дидье, обычно, просматривая биографии разных композиторов, замечаешь, что в их семьях далеко прослеживается "музыкальная жилка". Можно ли то же
самое сказать про членов Вашей семьи?
Маруани: Да, семья моего отца была связана с музыкой, но только в качестве менеджеров или издателей. И, будучи мальчиком, я повидал много знаменитостей. В 5 лет я подошел к отцу и сказал, что хочу изучать музыку. Я тогда действительно понял, что люблю музыку, что меня интересует именно музыка, я хочу уметь играть классику! Позже, когда все мальчики уже вовсю встречались с девчонками, ходили купаться на пляж, мне чаще приходилось говорить: “Нет, нет, я не могу...”, потому что в то время как их ждало море, меня ждало пианино...
Когда я был уже почти на грани отчаяния, на помощь пришел мой дядя Гилберт. Он попросил меня отправить ему что-нибудь из своих сочинений. Я отправил, дядя нашел отличного французского автора (им оказался ровесник Дидье Мишель Журдан (Michel Jourdain – прим. пер.), который написал слова к моей мелодии - и получилась песня.
Вскоре дядя издал ее, а на обложку поместил мою фотографию. Вы можете себе представить, как же я собой гордился – мне тогда было всего 12 лет! Так у меня и появился дальнейший стимул продолжать заниматься музыкой.
Звуки.Ru: А Ваши дети - какие у них интересы, продолжают ли они Ваше дело?
Маруани: Мне очень повезло – все три моих сына очень талантливы, причём в разных областях. У старшего сына Себастьяна процветает компания, которую он три
года назад основал с тремя своими друзьями. Его компания занимается внутренней связью огромных французских организаций со их подчиненными. Себастьян – великий человек с большим сердцем! Я его очень люблю.
Рафаэлю сейчас 11, Кристоферу - 9. Оба обожают музыку и прекрасно играют на фортепиано и гитаре. Плюс ко всему, они уже начали сами что-то сочинять. А прямо сейчас Рафаэль играет 4-ю мазурку опус 67 Шопена, а Кристофер – ноктюрн опус 55 и 1 балладу Шопена. Если Вам известны эти композиции, то Вы должны знать, что они весьма трудны в исполнении. И видели бы Вы, с каким эмоциями Кристофер играет первую балладу Шопена! Это такой прилив счастья! Но ребята у меня молодцы не только в музыке. Они занимаются спортом: хорошо играют в гольф, катаются на лыжах, любят погонять мяч... Наверное, лучшее из всего, что я когда-либо создал, – это мои дети.
Звуки.Ru: Расскажите, пожалуйста, о самом странном подарке, который Вы когда-либо получали. Правда ли, что русские поклонники довольно эксцентричны в своем стремлении порадовать Вас? на что Вы сами опираетесь при выборе подарка?
Маруани: 3 месяца назад в Уфе, во время перерыва между двумя песнями, на сцену
поднялся человек, взял мой микрофон и что-то начал говорить по-русски, обращаясь к публике. Я сначала было подумал, что это, наверное, наш русский промоутер или директор этого концертного зала... Я слышал, что он называл мое имя, благодарил меня.
Я начинал уже чувствовать себя немного неловко, стал нервничать (сами понимаете, что во время концерта, в состоянии постоянной сосредоточенности, непредвиденные обстоятельства могут здорово выбить из колеи). После двухминутной речи этот человек подошел ко мне, снял с себя часы и вручил их мне! Я растерялся и даже не знал, что сказать... Просто прямо на сцене поблагодарил его за подарок. После концерта мой менеджер подошел ко мне вместе с Себастьяном (оба знатоки и любители часов) и сказали, что подарок, между прочим, очень ценный...
Я не стану называть вам цену этих часов, но теперь я действительно понял, что этот подарок для меня поистине очень важен. Я ношу эти часы, практически не снимая. Они гораздо больше тех часов, что я обычно привык носить, но они мне очень нравятся. Очень жаль, что у меня нет ни адреса, ни телефона этого молодого человека. Я бы очень хотел его лично поблагодарить за такой прекрасный подарок (если вы найдете этого человека из Уфы, пожалуйста, дайте мне знать). Что же касается того, что дарю друзьям я, то я всегда дарю то, что им нравится (если, конечно, знаю, что им нравится). И я буду продолжать искать подарок, даже если у меня это займет уйму времени.
Звуки.Ru: Говорят, Вы недавно издали собственную книгу. Это правда?
Маруани: Да, это правда. Три года назад я выпустил на Украине книгу. Признаюсь,
мне очень понравилось над ней работать. В течение пяти или шести дней я просто сидел перед писателем и рассказывал о своей жизни. И вот вам книга! Там много фотографий, начиная со снимков из моего детства и заканчивая фотографиями сегодняшних дней. Также там, конечно же, много моих личных воспоминаний. Для меня эта книга – лучшая память. А сам процесс ее создания для меня был своего рода терапией.
Звуки.Ru: Однажды Вы уже предсказали, что будущее стоит за электронной музыкой, и оказались абсолютно правы. А что есть музыка будущего сейчас?
Маруани: В 1978 году я говорил, что синтезаторы станут основным средством
создания музыки не только для конца XX, но и XXI века в том числе, и, думаю, я не ошибся тогда с предсказанием. Сегодня ни один концерт или диск не обходится без использования синтезаторов. Этот инструмент стал просто незаменимым для композиторов и аранжировщиков! Он позволяет мгновенно услышать то, что вы только что сочинили у себя в голове. А вспомните, как все было 35 лет назад? Пришел музыканту в голову какой-нибудь аккорд, он записал его на бумажке, а послушать его звучание он может только в своей студии, до которой добраться еще надо. Вот и мучайся с тем, что в голове крутится. А сейчас у тебя есть возможность тут же набрать нужное тебе на синтезаторе и проверить, что же получилось из этих нот! Чудеса техники!
Музыка будущего, как и вся хорошая музыка, что мы слушаем сегодня, будет всегда в первую очередь основана на мелодии. Когда вы её найдёте, можете делать с ней что угодно, обрабатывать в каких угодно стилях: рок, джаз, поп, рэп... Но! Нужно найти эту мелодию! Иными словами, рецепт хорошей песни прост: берете хорошую мелодию, смешиваете
ее с хорошей мелодией - и приправляете щепоткой хорошей мелодии!
Звуки.Ru: Где, по-Вашему, самое подходящее место для концерта Space?
Маруани: Лучшее место для концерта - это место, где тебя по-настоящему любят и
ждут. Где ещё можно получить столько любви за два часа? Разве я могу желать чего-то иного? Иногда журналисты, или кто-либо другой, говорят мне: "Во время выступления Вы очень сильно выкладываетесь и в музыкальном, и в физическом плане..." А я всегда отвечаю, что то, что я отдаю публике, не сравнить с тем, что я от нее получаю! От зрителей идет
огромная отдача! И мне ужасно трудно осознавать, что когда-то наступит время последнего концертного тура, и больше не будет этих счастливых двух часов, и этой публики... В такой атмосфере любви и единения, если уж и прощаться, то только как Мольер — умерев на сцене.
Звуки.Ru: Как Вы нашли музыкантов для второго состава Space?
Маруани: С 30 лет я пытаюсь создать настоящую Space-семью. Не просто компанию,
которая вместе ездит с одного концерта на другой, а именно семью! Все эти годы я отбирал лучших музыкантов и техников, я искал людей с большим и чистым сердцем. Я считаю, что одного таланта недостаточно, если за этим талантом нет глубокой и красивой человеческой души. И я таких людей нашел! На сегодняшний день я ничего не хочу менять в составе
команды Space. Я с гордостью могу сообщить, что сейчас я всем и всеми очень доволен. Я работаю с очень талантливыми и хорошими людьми. Да, мне приходилось иногда делать выбор, и порой весьма нелегкий, и когда мне приходилось расторгать контракт с каким-нибудь музыкантом или инженером, я всегда старался брать всю ответственность на себя. От инженеров не меньше, чем от нас, музыкантов, зависит то, как пройдет концерт. Они
приезжают на место за несколько часов, устанавливают аппаратуру и сложнейшее оборудование, им приходится находить быстрое решение разных непредвиденных проблем... На ребятах лежит очень большая ответственность за успех мероприятия.
Звуки.Ru: Хотелось бы Вам вновь окунуться в атмосферу времен концерта на Красной площади? В чем разница между публикой тогда и сегодня?
Маруани: Знаете, я стараюсь не оглядываться на то, что было. Я всегда стараюсь
смотреть вперед. Но мне иногда приятно оглянуться и вспомнить концерт на Красной площади, который я считаю одним из самых главных достижений в своей жизни. Когда в 1982 году я встретился с министром культуры СССР господином Барабашем, и он предложил мне выступить с концертами в Советском Союзе, я ответил: "Да, с удовольствием, но мне
бы хотелось дать бесплатный концерт на Красной площади..." Видели бы вы его лицо! После долгого молчания, он сказал: "Господин Маруани, мы разрешим Вам дать 9 концертов в Москве и еще по 6 в Ленинграде и Киеве, но как Вы можете меня просить о таком!? Вы сами прекрасно понимаете, у кого на Красной площади всегда открыты двери, поэтому о концерте там не может быть и речи!!!"
Как бы там ни было, предложение российского министра культуры дать серию концертов в СССР мы приняли - и уже в 1983 году мы дали 21 концерт, в общей сложности собрав на своих выступлениях более 600 000 человек! И только через 9 лет, после месяца переговоров с московским правительством, господином Лужковым и еще несколькими министрами, я
наконец получил разрешение дать первый в истории концерт на Красной площади. Спрашиваете, не хотел бы я снова окунуться в атмосферу тех дней? Нет. Это так трудно мне далось… Тот концерт я до сих пор считаю одним из своих основных жизненных подвигов. Это был мой личный подарок москвичам, мне хотелось, чтобы Красная площадь ассоциировалась у людей не только с военными парадами. Что же касается публики, то разница - огромная! Теперь тебе не запретят встать с места во время концерта и не попросят поскромнее выражать свои эмоции. Но что осталось неизменно в русской публике,- так это великодушие и любовь, с которой они принимают артиста.
Звуки.Ru: Вы говорите, что интересуетесь искусством. Какие основные различия
просматриваются между нынешним искусством и искусством классическим? Какие из современных художников и писателей нравятся Вам?
Маруани: Да, я очень люблю искусство, причем во всех его проявлениях. Художник,
писатель или еще кто-либо всегда развивается вместе со временем, но он часто зависит от того, насколько развита демократия и чувство свободы его народа. И я не могу не радоваться тому, что в России человек теперь свободен и волен выразить себя с любой стороны. А это было непозволительно в 1983 году.
Мои любимые деятели искусств? Мне много кто нравится, всех и не назвать. Но из музыкантов, например, выделю Элтона Джона (Elton John) и сэра Пола МакКартни (Paul McCartney), из художников — Жана-Мишеля Баския (Jean-Michel Basquiat), из писателей — Фрэнка Конроя. Мне очень нравится книга Фрэнка "Тело и душа". Я считаю, что любому человеку просто необходимо ее прочитать — это шедевр!
Звуки.Ru: Кстати, правда ли, что Вы встречались с Сальвадором Дали?
Маруани: Я на самом деле встречался с Сальвадором Дали, когда мне было 18. Он даже хотел нарисовать мой портрет. В течение 10 дней, пока он был в Париже, я регулярно виделся с ним у него дома, знакомился с его многочисленными друзьями, мы все вместе обедали. Когда Дали пригласил меня в Испанию к нему домой в Кадакес, где он и собирался писать мой
портрет, я отказался. Пока я гостил у него в Париже, некоторое из того, что я видел в его доме, меня немного смутило и задело... Но тем не менее, само знакомство с такой экстраординарной личностью, как Дали, я считаю очень хорошим опытом моей жизни.
Звуки.Ru: В одном из своих интервью Вы говорили, что выпуск альбома "С Земли на
Марс" назначен на 2 февраля 2010 года. Выпуск диска был отложен?
Маруани: Да, я очень долго работал над этим альбомом, и в итоге даже решил отложить его выход, чтобы еще посидеть над обработкой и аранжировкой композиций. Через какое-то время я получил разрешение на то, что диск "С Земли на Марс" будет отправлен на Красную планету с первой российской экспедицией. И специально ради этого я даже записал композицию "Послание Марсианам" (если они существуют), в которой я
пытаюсь дать им знать, что Люди прилетели на Марс с миром и очень ждут с ними встречи.
Над этим альбомом работало много талантливых музыкантов: Джеф Паррент -
главный клавишник Space, гитарист Мишель Эйм. Две песни для альбома спела Мэделайн Белл, голос которой мы можем слышать в песнях в первых трех альбомах нашей группы. Я очень благодарен всем, кто принимал участие в создании этого альбома, и я рад, что его выпуск состоится как раз перед концертом в Москве 13 апреля.
Звуки.Ru: В московском концерте 13 апреля примет участие французский астронавт
Жан-Лу Кретьен, которого можно поистине считать героем одновременно России и Франции: он дважды летал на наших ракетах и трижды работал на наших станциях. Теперь Bы с ним летите в Москву в одном экипаже. Кому пришла в голову эта идея?
Маруани: Впервые я встретился с Жаном-Лу 15 лет назад во время
рекламной кампании альбома ”Space Opera”. Мы даже снялись с ним в двух телепередачах. Для меня было честью познакомиться с этим французско-русским космо-героем! Я много спрашивал его про космос, а он много спрашивал меня о "Космической Опере". Ему было интересно узнать, как же этот альбом попал в руки людей из Главкосмоса, как он потом оказался на станции "Мир" и как он был запущен в открытое пространство…
Месяца три назад, заручившись поддержкой Роскосмоса и Российского министерства культуры, я связался с Кретьеном и пригласил его принять участие в московском концерте, посвященном юбилею полета Гагарина. К моему счастью он принял мое предложение и даже согласился вместе с российскими космонавтами исполнить на сцене песню "Гагарин, Ура!", которую я специально написал в честь юбилея. Я недавно встречался с ним в Париже и в очередной раз убедился, что Кретьен – прекрасный человек.
Звуки.Ru: Совсем скоро мир будет праздновать юбилей первого
полета человека в космос. А Вам самому никогда не хотелось отправиться в космическое путешествие, полететь на Марс?
Маруани: О, это моя мечта! Но, как видите, этого пока так и не произошло... Я готов лететь хоть сейчас! Можете себе представить, как это будет выглядеть – "Космос" в космосе! Некоторые говорили, что с моим ростом я просто не помещусь в ракете, но я с ними не согласен.
Звуки.Ru: Однажды Вы мечтали о концерте на Красной площади - и в конце концов удача Вам улыбнулась. Вы хотели поработать с российским Симфоническим
оркестром - и Вам это удалось! К чему Вы стремитесь сейчас?
Маруани: Как бы гордо это не звучало, но мне повезло по жизни. Я родился в
замечательной любящей семье, рано стал заниматься музыкой, рано прославился, музыка раскрыла во мне самые хорошие качества – она буквально сформировала меня. Я имел возможность заниматься тем, что мне нравится, да еще и неплохо жить за счет этого. Я влюбился, стал отцом трех замечательных мальчишек, я получаю много любви от своей публики! Я достиг в жизни многого из того, чего хотел! Что я еще могу желать? Утром я просыпаюсь с пониманием, что жизнь каждый раз дает мне прекрасный шанс сделать то, что я хочу. И я продолжу мечтать, сочинять и дарить счастье своим поклонникам.
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)