Телеканал MTV начал рекламную кампанию за легальное видео, предварительно не озаботившись изучением действующего законодательства Российской Федерации. В итоге реклама намеренно вводит зрителей в заблуждение.
Как следует из ролика, в тюрьму женщины попали за скачивание "нелегального видео". Однако скачивание нелегального видео нарушением Гражданского и Уголовного кодекса РФ не является. Скачивать, по всем мировым законам, можно что угодно и откуда угодно.
Пользователь в этом случае подпадает под определение "добросовестный приобретатель", которое содержится в ст. 302 ГК РФ: он не обязан знать, на каком основании на сайте либо в сети размещено видео (вы ведь не в курсе, легальный сайт ivi.ru или нет, и чем он отличается от zaycev.net).
В то же время, знание приобретателем об отсутствии правомочий на отчуждение собственности у отчуждателя (то есть ваше знание о том, что хозяин сайта или торрента, с которого вы качаете, разместил видео, автором которого он не является) делает вас как приобретателя недобросовестным. Пункт 3 статьи 1250 четко говорит, что пользователь становится нарушителем в тот момент, когда узнал о своем нарушении (например, получил письмо от abuse или от автора произведения). Но даже в этом случае максимум, что ожидает пользователя, который качает видео с торрентов или с сайтов - это запрет на пользование нелегально скачанным и возвращение имущества владельцу (представьте себе в красках подобное судебное решение и порядок его исполнения).
Нарушением закона является:
- воспроизведение (создание копий, перевод из печатной формы в электронную и т.п. - это тоже воспроизведение);
- переработка (например, субтитры или продукция Кураж Бамбей);
- распространение (ссылка на скачивание файла - это тоже распространение, так считает, к примеру, Пресненский суд);
- доведение до всеобщего сведения (публикация где угодно) чужих продуктов интеллектуального труда.
Проще говоря, скачивать - скачивай, а выкладывать - ни-ни. Но даже в этом случае реклама бессовестно дезинформирует юзеров.
Правообладатель вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 1252 ГК требовать от нарушителя:
- признания его прав (например, права на имя);
- пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения;
- возмещения убытков;
- публикации решения суда о нарушении.
Согласно статье 1311 4 части ГК , он может по своему выбору требовать возмещения убытков либо выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей (по усмотрению суда). Чаще всего штраф "назначается в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или видео, которая определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование" - пленум Верховного суда РФ 2009 года это еще раз подтвердил.
Если речь идет о злостных и неоднократных нарушениях ГК - пользователь может получить условный срок от 1 до 5 лет. Это, конечно, уже Уголовный Кодекс. Но совершенно неверно трактовать действия пользователя по п. 2 статьи 146 УК РФ: "Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, - наказываются штрафом ... либо лишением свободы на срок до двух лет." Потому что никакой цели сбыта хостеру или торрент-юзеру вчинить не удастся. Ничего он не сбывает - он делится контентом с окружающими совершенно безвоздмездно.
Вопрос - почему все тетки из ролика внезапно оказались в колонии?
Как мы видим, рекламный ролик грозит пользователям карами, которые в реальности ожидают разве что самих авторов креативчика - за недобросовестную рекламу и введение народа в заблуждение. В другом ролике авторы прямо указывают на ст. 146 УК РФ, и этим уже сами нарушают закон.
Статья 146 Уголовного кодекса РФ действительно говорит об ответственности за незаконное использование объектов авторского права, а равно их приобретение и хранение. Но вот только ответственность за хранение наступает лишь в том случае, если оно осуществлялось с целью сбыта и в крупных размерах. То есть хранение у себя дома контрафактного видео (например, старой кассеты с переводом Володарского, которую выкинуть рука не поднимается), конечно же, не будет истолковано как уголовное преступление - что бы по этому поводу ни думали рекламные креативщики. А вот включение в рекламный ролик заведомо ложной информации - может выйти им боком.
п. 1 статьи 14.3 КоАПа гласит: "Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей". (Исключения: об объеме рекламы, совмещении ее с телепередачами, неправильной установкой и т.д.). При этом размер ответственности авторов будет зависеть от того, кто выступает непосредственным автором ролика. Если просто активисты - юридические лица, то от 100 до 500 тысяч рублей, а если окажется, что это государственная реклама, то пострадают должностные лица.
Как легальный ресурс, поддерживающий музыкантов, Звуки.Ru выступает за просвещение пользователей. Однако запугивание и введение людей в заблуждение не может считаться приемлемым способом продвинуть в массы идею легального контента.
Знай свои права, юзер!
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)