Воскресное поражение, нанесенное в процессе раздачи “Грэмми” Роберту Планту (Robert Plant) и его изумительной перелицовке “Silver Rider” слоукорщиков Low – кем бы вы думали – сэром Полом Маккартни с ничем не выдающейся концертной версией “Helter Skelter”, лишний раз указало на место аутсайдера, занимаемое Плантом в ряду монстров рока. Да, турне в составе Led Zeppelin принесло бы ему внимание и гонорары, к которым привыкли разве что U2 и The Rolling Stones. Да, его коллаборацию с королевой блюграсса Элисон Краусс (Alison Krauss) теми же “Грэмми” пару лет назад засыпали более чем охотно. Но Краусс была на соответствующем счету и раньше, а площадки, собираемые Плантом соло, не идут ни в какое сравнение с аренами и стадионами, куда из года в год зазывают Led Zeppelin.
Так или иначе, Led Zeppelin без Планта куда хуже, чем ему без них, и в этом меня в который уж раз убедил его недавний концерт в Торонто. “Спасибо, O’Keefe Centre”, - попрощался Роберт с публикой на исходе образцового двухчасового шоу, намекая, что хорошо помнит два концерта своей бывшей группы, прогремевшие в этом зале в ноябре 1969-го. Пожилые дядьки в майках Led Zeppelin предположительно утерли скупую мужскую слезу, но и должное кумиру наверняка отдали – несмотря на то, что зал теперь называется Sony Centre (его отремонтировали и вновь открыли прошлой осенью, в день 50-летия оригинального O’Keefe Centre), а группа Планта – Band of Joy, последние 40 лет он провел, не почивая на лаврах.
Важно было и то, что приехал в Торонто не один Роберт Плант, а именно что его новая группа – со старым названием (придуманным при участии Планта еще в середине 1960-х) и преимущественно старыми песнями (“Silver Rider” среди них – едва ли не самая свежая), но голодная до выступлений и явно получающая удовольствие от всего с ней происходящего. Началось все с фальшивой ноты – аппаратура к “Cindy, I’ll Marry You Someday” была явно не готова, - но исправили недоразумение моментально, и иных претензий не было по ходу вечера ни к музыкантам, ни к звукорежиссерам.
Были они разве что к аудитории, но тут уж ничего не попишешь: за годы хождения на концерты самых многоопытных из своих кумиров (Коэна, Дилана, Гэбриела, да даже и Стинга) я успел смириться с тем, что публика на них собирается степенная, седая и малоподвижная (благо сидячий зал театрального типа к этому всецело располагал). По крайней мере, антракта в этот раз не было – песнями с альбома “Band of Joy” и своего массивного бэк-каталога одетый в джинсы и свитер Плант делился щедро и непрерывно. За “Angel Dance” последовала 20-летней давности “Down to the Sea”, а за ней – превосходная “Rich Woman”, которую Плант записывал с Краусс.
Краусс в этот вечер не было (работа над сиквелом сверхуспешного “Raising Sand” у двух звезд не задалась), но компетентных для сотрудничества с легендой самостоятельных величин хватало и без нее – о чем Плант регулярно напоминал. Так, “Love Throw a Line” спела гордость американы Патти Гриффин (Patty Griffin), кантри-классику “A Satisfied Mind” – мультиинструменталист Даррелл Скотт (Darrell Scott), а пригородный блюз “Take Me Where Trouble Don’t Go” – гитарист и продюсер “Band of Joy” Бадди Миллер (Buddy Miller). Фронтмен в это время отдыхал, подыгрывая коллегам то на маракасах, то на губной гармонике, а то и вовсе хлопая в ладоши где-то по соседству с барабанщиком.
Первая песня Led Zeppelin в сет-листе появилась, когда хронометраж шоу перевалил за часовую отметку – и надо сказать, что “Tangerine” из программы не выбивались ни ритмически, ни гармонически, ни даже эмоционально. Другое дело – “Gallow’s Pole”: в то время как певец отчаянно пытался умерить собственный пыл, не давая себе сорваться на патентованный вопль “hangman!”, многие зрители, напротив, расшевелились и впервые повставали с мест. С какого-то момента приветы из прошлого следовали один за другим: целиком (“Houses of the Holy”), фрагментарно (“In My Time of Dying”) и на редкость органично – с блистательно освоенного на “Band of Joy” маршрута (блюз, фолк, кантри, рокабилли) одноименная группа не свернула практически ни разу – какими бы грозными ни казались песенные заголовки, все чаще всплывавшие в сет-листе.
“Это был мой последний на сегодня хит”, - пошутил Плант в связи с сыгранной громче и грязнее других “Tall Cool One”, незамедлительно продолжив “Ramble On” – и поднял Sony Centre на ноги теперь уже окончательно. Первый из двух покоривших меня каверов на Low, ту самую “Silver Rider”, был припасен на бис, второй (“Monkey”), увы, не прозвучал, но сетовать на детали было слегка неприлично. Во-первых, вслед за чужой песней Плант спел свою – причем ни много ни мало “Rock and Roll”. А, во-вторых, его Band of Joy – совсем не про те или иные сыгранные (или забытые) песни.
Его Band of Joy – более или менее идеальный house band. Музыка, к которой ужасно хочется применять ужасно пошлое определение “уютная”. Группа, которая лучше других закроет какой-нибудь рок-фестиваль, когда на нем уже отыграли все номинальные хедлайнеры (спетый Плантом со товарищи на прощание, a capella, отрывок “A Very Cellular Song” The Incredible String Band в этом смысле – наивысший пилотаж). Команда профессионалов такого уровня, на котором слава уже давным-давно не в почете, а востребованность - понятие безотносительное. Люди, которым ни за что не дадут тысячу раз заслуженную “Грэмми” – и которым на это совершенно искренне начхать.
Дата рождения:
20 августа 1948
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)