Участники группы Ляпис Трубецкой слегка подустали от навязанного им амплуа ска-панк революционеров. Их нынешние работы не вписываются в сложившуюся картинку. Теперь мы увидим новых ляписов – нежных и, не побоимся этого слова, чувственных. Альбом"Весёлые картинки", который должен выйти в марте, пронизан романтической тоской. Лидер белорусской команды Сергей Михалок рассказывает о своём изменившемся творческом кредо, представляя на Звуках одну из первых "ласточек" с новой пластинки – песню "Я верю", дальнюю родственницу ранних романтик-хитов с "Юности", спетую с интонациями Михея и Джуманджи в сопровождении ситара.
Звуки.Ru: Сергей, Ваш новый альбом точно не содержит никакой фиги в кармане? Мы-то привыкли получать от вашей команды громкую "социальную" музыку...
Михалок: Альбом действительно несколько отличается от трилогии "Агитпоп". В "Агитпоп" вошли три альбома: "Капитал", "Manifest" и "Кульпросвет". Они были объединены общим духом бунтарства, некой агитбригадностью, посылками к футуризму, который мы даже объявили неофутуризмом. Там были рубленые, локальные аранжировки, отсутствие музыкальных экивоков и декораций – всё очень чётко, точно, и при этом вся текстовая часть, вся поэзия была сформирована по принципу лозунговости. Все музыкальные выразительные средства были отданы в угоду двум главным вещам: идее и общему нашему мировоззрению. То есть концепция была - как можно точнее, ярче и громче заявить о своих политической, социальной и гражданской позиции. А сейчас мы сделали пластинку, в которой попытались привнести чувственность, сентиментальность и романтику в свои революционные воззвания.
Мне кажется, после альбома "Культпросвет" многие стали нас воспринимать исключительно как неких бойцов острого общественно-социального направления и забыли о том, что мы просто артисты, лицедеи. У нас много режиссёрских и актёрских приёмов, которые помогают нам раскрывать потаенные уголки души.
Звуки.Ru: Почему так получилось?
Михалок: Наш музыкальный спектакль похож на монолит, на котором за последнее время не было места для ощущений, для запахов, для какого-то литературного тумана, он "попахивал" агитбригадами советского периода, Мейерхольдом, громадными площадными представлениями, в нём были большие жесты и крупные формы. Сейчас нам захотелось рассмотреть аффектные общественные состояния, связанные с глобальным неравенством, с трэшем, который явила миру цивилизация, с постоянным противостоянием как в целом народов на земле, так и человеческим - в рамках мегаполиса или маленькой квартиры. Сейчас для нас важны не внешние поступки, не силуэт, не маршрут, а мотивации. А мотивация – это всегда чувства и эмоции. Поэтому в альбоме "Весёлые картинки" много недосказанности, много вопросов, на которые мы сами не знаем ответов. В этом много уже не футуризма, а такого трезвого мужского взгляда на жизнь.
Звуки.Ru: Корни вашей лирики невольно ищешь в поэзии 20-х годов...
Михалок: Я разных поэтов люблю – у меня получился совершенно неожиданный кроссовер Маяковского с Гумилёвым: они не только не сочетаемы, но и при жизни не очень друг друга жаловали. Я попытался написать такие песни, и с ребятами мы попытались сделать аранжировки, которые говорили бы о микрокосмосе человека: каковы ощущения современных революционеров, может ли человек в рамках постиндустриального глобального коллапса помнить, скажем, запах вишнёвого сада, моменты, связанные с его интимными воспоминаниями. В этом альбоме много нуара. Мало весёлых песен, я их удалил своим режиссёрским скальпелем, мы оставили только 12, и большинство из них либо грустные, либо сентиментальные. Очень много в них интересных сказочных персонажей: принцесс, арлекинов, плачущих шутов, королей. И много теологии.
Звуки.Ru: О каких революционерах, в таком случае, Вы говорите?!
Михалок: Когда я говорю о каких-то участниках борьбы, я говорю о реальных персонажах, которые в данный момент являются сторонами некого общественного противостояния. Есть пять процентов вменяемых людей, которые живут осознанно и понимают, что творится на планете, и есть куча зомби, людей, которые живут по общественному лекалу и, как стадо свиней из Библии, пытаются спрыгнуть с этой громадной библейской горы. Альбом объединён идеей метафизического космополитизма. Я чувствую, – и мои взгляды разделяют мои друзья и люди, с которыми я общаюсь, – что не может быть сейчас маленького закрытого пространства, в котором человек может ощущать себя, как в Эдемском саду.
Мы все вместе на планетарном уровне должны соединяться с маршрутами вселенной и добиться того, чтобы жизнь человечества всё-таки не превратилась в антиутопию, как в Белоруссии, где можно уже найти образы из Оруэлла. Либо это всё превратится в анархический беспредел, как в фильме "Безумный Макс". Мне кажется, что разговор идёт об этом. Я чувствую, что вибрации космические и планетарные дошли до такого апогея, что многие перестали чувствовать боль. Я вижу вокруг смеющиеся на грани истерики, заходящиеся в предсмертном хохоте массы. Мы все превратились в ходячий анекдот, все говорят шутками, все на циничном подъе*оне, вечно какая-то пикировка.
Звуки.Ru: Вот и не выдержали?
Михалок: Это может показаться неожиданным – у нас образ достаточно крепких, мощных ребят в татуировках, которые пережили в своей жизни многое. Но при этом мы стараемся говорить о вопросах, которые интересны интеллигентным романтикам. Это такое донкихотство, новое артистическое амплуа, если хотите. Мы не собираемся полностью менять свой спектакль, у нас всё достаточно мощно и красиво происходит, но мне кажется, что именно пафоса героического, романтического, образа поэта с горячим сердцем – вот чего не хватает в искусстве, и мы пытаемся это делать. Я не говорю, что мы лучше или хуже, мы не новаторы в этом плане. Мне кажется, что чувственность способна объединить очень многих людей.
Звуки.Ru: Возможно, обывателю стоит как раз не думать о судьбах мира, а возделывать свой сад?
Михалок: Мы не собираемся решать никаких глобальных проблем. Есть вещи, которые волнуют общество в целом, и о таких вещах говорят обычно политиканы и демагоги. Мы просто меняем вектор своего посыла. Раньше нам был интересен масскульт, громадный come together, alles zusammen, харизма музыкального пространства, энергетическая вакханалия. А сейчас мы даже обложку сделали с попсовым витрувианским человеком Леонардо да Винчи. Этот масонский символ всем известен – каждый человек должен соизмерять каждый свой поступок с движением вселенной. В этом плане микрокосм и макрокосм едины: какие процессы проходят внутри тебя, такие процессы проходят в космосе. В этом плане да, конечно, один из главных вопросов, о котором говорят многие мудрецы, философы, проповедники, писатели, те же Толстой и Достоевский – те, кто является несомненными моральными ориентирами в нашем бурном болоте.
Не общественные единения, не общественные системы, не национальный интерес может привести нас куда-то, а работа каждого человека над собой. Если каждый найдёт своё предназначение, если каждый творчески подойдёт к своей миссии, какой бы она ни была, если он углубится и будет сотворчествовать Богу, – об этом говорил Леонид Андреев и Григорий Сковорода и другие, непререкаемые для меня авторитеты.
Звуки.Ru: "Авторитет" - сильное слово. В России оно всегда имело двойное значение...
"Авторитет" для меня – слово возвышенное, сакральное. Жаль, что сейчас его обезобразили криминальным налётом, когда говорят "авторитет, уважаемый", и всё как Сява. В бывшем СCСР общественные тенденции и моды превращают человека в ретрограда. Мы не заметили, как общемилитаристический общественный вектор воздвиг на прежнее место железного Феликса - начищенного, с новыми орденами. Опять слышны лозунги, словно не было Солженицына и Варлама Шаламова. Скажи в любой точке планеты "Владимирский централ" - и услышишь в ответ: "Ветер северный". Мне кажется, мы зря сдали свои позиции. Поэтому то, что сейчас происходит в современном искусстве для меня - тоже объект насмешек. Наша группа всё-таки сатирическая, зря нас пытаются причислить к какому-то политическому крылу…
Да, у меня, по большей части, анархические взгляды, но я верю, что человек соткан не из убеждений, а из сомнений. Моя эволюция – это эволюция сомневающегося мужчины. Я подвержен различным воздействиям, на меня может повлиять внезапное чувство, любовь там, мои родные и близкие. Я чувствую прилив аффектных состояний весной, могу скакать козлом. В этом плане, конечно, то, что мы рассказываем миру – пустая декларация. На самом деле человек меняет свои взгляды каждую секунду, он перерождается. Один из моих любимых символов – птица Феникс. Я и сам перерождался не раз.
Звуки.Ru: Вы летом этого года участвовали в фестивале "Торнадо", который стал известен благодаря массовому избиению неидентифицированной группой товарищей многих посетителей мероприятия. Как вам это преподнесли организаторы, где вы в тот момент находились и каковы ваши впечатления от всего происшедшего?
Михалок: Мы в тот момент находились в гостинице. Нам сказали, что происходит драка. Обычно, когда такое происходит, это подаётся как противостояние левых и правых радикалов. Не секрет, что в СССР очень много неонацистских группировок - так называемых бонов; много болельщиков и вообще гопников, которым подкинь только идеологическую формулу - и они будут чувствовать себя не просто бандитами, которые почём зря бьют и режут людей, а воинами, новыми борцами.
Понимаю, общество накалено, и то, что происходит вокруг рок-н-ролла – это тоже противостояние. И я не вижу в этом ничего страшного: ведь первые концерты The Clash, Madness, Sex Pistols, то есть по-настоящему серьёзных групп - зачастую заканчивались противостоянием. Рок-н-ролл – достаточно агрессивное искусство, здесь не до пацифизма. Но я не оправдываю произошедшего на "Торнадо", там всё ясно и понятно. Это просто ещё одно лицо современной гопоты. Она может объединиться и как ураган пронестись по любой светлой мысли и идее. Я думаю, что гопоте, которая там собралась, априори не нравится всё свежее и нормальное. Они, как зомби, слушают шансон и ориентируются на Тимати. Вернее, помесь Тимати и Сявы, такого Тимати на корточках, в голдах и на спортивном автомобиле. Они видят по телевизору радостную фантасмагорическую картинку, когда всякие бездельники и фрики добиваются якобы какого-то положения в обществе и называются "селебрити"; всё это накапливается внутри человеческого чернозёма и оттуда выходит. А может, они и за деньги это сделали. Я думаю, что частично всё упирается и в то, что концерты охраняют не профессиональные охранные фирмы, как на Западе, ведь у нас понимают, что милиция и ОМОН в рок-фанатах видит своих врагов, и непонятно, охраняют они или, наоборот, хотят ввалить. Они воспитаны, как церберы, и закон существует для того, чтобы все силовые структуры повернулись неприятной частью тела и ощетинились против людей.
А на самом деле, все социально активные ребята зачастую получают в этой стране не только от гопоты, но и от милиции, от неонацистов. Очень много есть людей со светлыми идеями, но только в молодёжной среде пока готовы давать отпор. За себя я молчу, я ещё в начале 90-х был в одной из одиозных минских анархо-панковских группировок, всё это было вокруг минского андеграундного центра, на осколках известных металлических банд. Я и мои друзья не чурались подраться, как минимум, отвоевать свой пятачок возле пивного ларька. Это нормально для мужчины. Надо просто уметь давать отпор, а не быть бедными овечками. Хоть и я не был свидетелем той драки на "Торнадо", я скажу: в любом случае, люди с ломами и дубинами не должны попадать на музыкальные мероприятия.
Звуки.Ru: Ок, как Вы будете строить концертную программу теперь, когда в репертуаре будут романтические песни?
Михалок: Нам как раз не хватало пауз. Два часа рубилова – это было нелегко и для нас, спортивно подготовленных ребят, и для публики. Поэтому всё было очень мощно, но иногда энергии людям не хватало, чтобы дотянуть до конца. Через час все так подтухали и старались к концу найти новые силы для финишного рывка. А сейчас будут энергетические паузы. Песни из нового альбом привнесут мелодику и добавят в этот красно-чёрно-белый декорированный по кубофутуризму спектакль полутонов, мне кажется, будет нежнее и красивее, много оттепели, много акварели. Мы ведь так тоже умеем делать. У нас до этого была одна песня концертная медленная – "Огоньки". А так – сплошные марши, ска-панк и вообще ду-ду-ду, как из пушки. А теперь будут паузы, во время которых мы будем слушать, как поют соловьи, нюхать цветочки, влюбляться. Может, дамы наконец-то на концерт пожалуют.
Звуки.Ru: Вообще-то они жалуют.
Михалок: Ну я так, кокетничаю.
Звуки.Ru: Какой Ваш любимый цветочек?
Михалок: Я не буду на такие вопросы отвечать. С меня смеяться будут.
Ляпис Трубецкой с альбомом "Веселые картинки"
10 февраля – Лида, Беларусь. РДК
11 февраля – Гродно, Беларусь. Парламент
12 февраля – Брест, Беларусь. ДК Профсоюзов
13 февраля – Витебск, Беларусь. Энергия
16 февраля – Барановичи, Беларусь. ГДК
18 февраля – Киев, Украина. Бинго
19 февраля – Симферополь, Украина. Витамин
20 февраля – Одесса, Украина. Сады победы
22 февраля – Днепропетровск, Украина. Тайм-аут
23 февраля – Луганск, Украина. Colosseum
25 февраля – Запорожье, Украина. ZimaProject
26 февраля – Донецк, Украина. Liverpool
27 февраля – Харьков, Украина. Жара
28 февраля – Николаев, Украина. Иллюзионъ
04 марта – Могилев, Беларусь. Лига
05 марта – Москва, Россия. Олимпийский. Фестиваль "Чартова Дюжина"
06 марта – Санкт-Петербург, Россия. Юбилейный. Фестиваль "Чартова Дюжина"
07 марта – Ярославль, Россия. Авангард
08 марта – Тверь, Россия. От заката до рассвета
11 марта – Москва, Россия. A2
13 марта – Гомель, Беларусь. Легкоатлетический Манеж Динамо
18 марта – Санкт-Петербург, Россия. ГлавCLUB
30 марта – Варшава, Польша. Stodola
01 апреля – Минск, Беларусь. Реактор
02 апреля – Минск, Беларусь. Реактор
Ляпис Трубецкой — самая известная рок-группа Беларуси и главный предмет белорусского музыкального экспорта.
Подробности из жизни:
Ляпис Трубецкой — самая известная рок-группа Беларуси и главный предмет белорусского музыкального экспорта. Ее название восходит к тексту культового сатирического романа «12 стульев», один из героев которого, поэт-графоман Никифор Ляпис-Трубецкой, сочинял нелепые однотипные стихи на любые темы. Первые песни Ляписов пародировали штампы, господствовавшие на постсоветской поп-сцене: банальную любовную лирику, примитивные мелодии, смесь псевдовысокого штиля и простонародных речевых оборотов. Для самих музыкантов это была всего лишь игра (группа вышла из околотеатрального андеграунда), но значительная часть публики, а также музыкальных медиа, приняла пародии Ляписа Трубецкого за чистую монету. В конце 90-х песни «Ау», «Яблони», «Ты кинула», «Это любовь», которые были сочинены в шутку, неожиданно для Ляписов стали народными хитами и зазвучали из всех радиоприемников. Музыканты стали заложниками собственного имиджа, пародисты слились с…
Sonny STITT (1924)
Harold BRADLEY (1926)
Stan GETZ (1927)
Graham NASH (1942)
Lucy KAPLANSKY (1960)
SHAKIRA (1977)
Gucci MANE (1980)