Каждый год в мире выходит огромное количество видеоклипов. Какие-то из них вызывают недоумение, какие-то - полное отторжение. Какие-то ролики забываются сразу же после просмотра, другие клипы вызывают споры и неоднозначную реакцию. Следующая подборка 20 клипов 2010 года не является истиной в последней инстанции, однако, на наш взгляд, именно эти клипы лучше всего отображают те процессы, которые протекали в сфере клипмейкерства в уходящем году. Для того, чтобы быть абсолютно беспристрастными, мы расположили исполнителей в алфавитном порядке.
Видео: Arcade Fire “We Used To Wait”
Режиссер: Chris Milk
thewildernessdowntown.com
Это видео стало одним из главных технологических прорывов этого года. Дело в том, что в нем очень много интерактивных элементов, привязанных к конкретным географическим местам. Несмотря на то, что список, в основном, ограничен лишь крупными западными городами, а для просмотра требуется открыть сайт в определенном браузере, некоторое чувство ностальгии (даже при взгляде на незнакомые пригороды) все же возникает.
Видео: Erykah Badu “Window Seat”
Режиссеры: Coodie & Chike
На создание этого ролика Эрику Баду вдохновил ролик нью-йоркского инди-рок дуэта Matt & Kim “Lesson Learned”, по сюжету которого пара обнажается в центре Нью-Йорка. Впрочем, Баду, известная активистка, превратила это в акт против шаблонного мышления. По сюжету певица идет по Далласу, последовательно снимая с себя одежду, а в конце ложится перед отелем Dealey Plaza, перед которым был застрелен президент Кеннеди. Прелесть этого видео заключается в том, что он было снято партизанским методом, т.е. без согласования с властями, без дублей и с живой реакцией прохожих. Для того, что певица успела совершить задуманное до того, как ее арестуют, на съемки ушло всего 2 минуты, которые потом при монтаже были ускорены. Кстати, впоследствии Баду заплатила за свою обнаженку штраф в 500 долларов.
Видео: Flying Lotus "Kill Your Co-Workers"
Режиссер: Beeple
Этому видео можно легко озаглавить "месть гиков и нердов", правда, к счастью для окружающих, только в виртуальном пространстве. Тут есть роботы, которые нападают на людей при переключении рычага в "kill mode", щедро льющаяся кровь кубиками, а также отличная анимация, которую можно смело назвать неким мостиком между 2D и 3D графикой. Интересующиеся могут скачать для официальном сайте Beeple файл проекта этого видео и изучить его более подробно.
Видео: Gil Scott-Heron “New York Is Killing Me”
Режиссер: Chris Cunningham
Крис Каннингем, вот уже много лет скрывающийся в аудиовизуальном андеграунде, в мир видеоклипов если вылезает, то редко и метко. На этот раз объектом для сотрудничества известный клипмейкер выбрал не менее культовую личность, а именно Гила Скотта-Херона. Для клипа "New York Is Killing Me" оригинальная песня была перезаписана, для того чтобы, во-первых, она "легла" под видеоряд, а во-вторых, чтобы еще больше его подчеркивала. Благодаря этим усилиям на выходе получился ролик, подчеркивающий страхи, даже паранойю человека, живущего в огромном мегаполисе.
Видео: Goldfrapp “Rocket”
Режиссер: Kim Gehrig
Разгневанная женщина – это страшная сила. Женщина, которой ее мужчина сделал что-то плохое – это сила, сметающая все на своем пути. По сюжету клипа Элисон Голдфрапп везет на огромном тягаче вместе с ракетой и еще и полностью загипсованного человека, судя по всему, экс-возлюбленного, который буквально не может и пальцем пошевельнуть. Впрочем, дальнейшее развитие событий показывает, что строчки "I got a rocket you’re going on it" могут превратиться в реальность.
Видео: Holy Fuck "Red Lights"
Режиссер: Brian Borcherdt & Michael LeBlanc
Котики! Погоня! Котики с музыкальными инструментами! Погоня! Котики! Взрыв! Ну а если отнестись к этому клипу чуть серьезнее, то перед нами отличный образец того, как минимальными средствами можно сделать отличное и концептуальное видео, причем скроенное по лекалам лент конца 60-х – начала 70-х. Для этого нужно взять какой-нибудь старый фильм (для этого клипа понадобился "Bullitt"), меняете Стива Маккуина на кота, в качестве злодея выбираете какого-нибудь пса, дальше стилизуете под эпоху. Если вы собачник – меняете виды животных местами. Если хотите большего успеха – выпускайте 2 версии. В любом случае, последите за своими питомцами, мало ли чем они занимаются, пока никого нет дома.
Видео: Jamaica “I Think I Like U 2”
Режиссер: So_Me
Один из самых остроумных клипов года, предназначенный для просмотра как любителям музыкальной документалистики, так и для начинающих музыкантов. Буквально за несколько минут в этом видео даются советы о том, как начать свою карьеру в шоу-бизнесе, так и то, что часто происходит с перспективными группами, оказавшимися на волне успеха.
Видео: Kanye West “Power”
Режиссер: Marco Brambilla
Канье Уэст, безусловно, является сейчас одной из ключевых фигур современной музыкальной сцены. К счастью, кроме производства многочисленных скандалов ему хватает времени и на творчество. Альбом "My Beautiful Dark Twisted Fantasy" стал не только фаворитом многих критиков, он еще и подарил два отличных видеоклипа. Впрочем, "Runaway", который длится около 35 минут, скорее, нужно отнести к минифильму, однако ролик "Power", по сути, ничем ему не уступает. Медитативное видео с медленным отъездом, дамокловым мечом, готовым сразить мистера Уэста, а также большим количеством библейской символики завораживает не меньше истории про птицу Феникс, упавшую на нашу планету. Кроме того, уже очень давно массивная золотая цепь в рэп-видео не выглядела столь органично.
Видео: Lady Gaga feat. Beyoncé “Telephone”
Режиссер: Jonas Ăkerlund
Про Леди Гагу за последние пару лет было написано немало, однако факт остается фактом: именно она сейчас является главной мировой поп-звездой. Впрочем, это статуса она заслуживает не только благодаря своим песням, но и клипам. Видео на песню "Telephone", записанную при участии Бейонсе можно назвать, пожалуй, главным поп-клипом года, отсылающим в какой-то степени (в основном, в постмодернистской) к роликам Мадонны и Майкла Джексона. Во-первых, мало кто может позволить себе в наши дни делать ролики длительностью больше 9 минут (ладно, Канье Уэст обиженно прячется за ширму), при этом MTV, которое вообще мало транслирует музыки, робко показывает именно полную версию, часто занимающую весь музыкальный слот, атакуемый со всех сторон рекламой. Во-вторых, второе сотрудничество Гаги с Йонасом Акерлундом (впервые они поработали на клипе "Paparazzi") оказалось даже еще более удачным. По сути, видео "Telephone" это фильмы Тарантино, "Тельма и Луиза", вызывающий сексплуатейшн, пародия на кулинарные шоу и постмодернизм, льющийся через край: очки из зажженных сигарет и платье и лент, которыми ограждают место преступления, уже стали символами поп-арта. Ну и не стоит забывать Бейонсе, которая в этом клипе отошла от образа пай-гламурной-девицы и позволила показать злость, а местами даже примерить на себя образ бабы-дуры.
Видео: LCD Soundsystem "Drunk Girls"
Режиссеры: Spike Jonze и James Murphy
В этом ролике LCD Soundsystem позволили поиздеваться над собой вволю, причем это не речевой оборот. С самого начала видео люди в костюмах панд строят всяческие козни, не давая нормально пропеть купле или припев. В результате на выходе получилась лайт-версия шоу "Чудаки", которая точно понравится тем, кто не считает панд совсем уж милыми. Впрочем, свою руку к этому приложил Спайк Джоунз, упомянутых выше "Чудаков" и придумавший. В любом случае, не многие коллективы дают себе разрешение посмеяться над собой же.
Видео: Linkin Park “Waiting For The End”
Режиссер: Joe Hanh
Иногда хороший режиссер может найтись в буквальном смысле под рукой: кто бы мог подумать, что штатный турнтаблист Linkin Park кроме виртуозного обращения с пластинками может справиться и с постановкой видеоклипа. Неизвестно, чем доподлинно руководствовались оставшиеся участники группы, когда решили дать Джо "порулить" процессом (может, дело в низких продажах последнего альбома группы?), однако ролик "Waiting For The End" Достоин всяческих похвал. Использование передовых компьютерных технологий вкупе с каркасными сетками, по которым происходит моделирование графики, породило, пожалуй, лучший клип Linkin Park. И хотя явно видно, что одним из источников вдохновения для Джо послужил клип Radiohead "House of Cards”, итоговый результат сложно назвать клоном.
Видео: Mark Ronson & The Business Intl. featuring Boy George and Andrew Wyatt “Somebody to Love Me”
Режиссер: Saam Faramand
Режиссер Саам, последние пару лет находящийся в категории крайне перспективных режиссеров, увы, постоянностью в контексте силы своих работ, не отличается, достаточно вспомнить последние, эээ, два клипа Klaxons. Впрочем, сомнительные ролики у него гармонично чередуются с отличными видео. Одним из таких примеров может смело служить клип "Somebody to Love Me". Одним из приглашенных вокалистов в этой песне выступает enfant terrible британской музыкальной сцены Бой Джордж. Именно поэтому первые кадры, похожие на раскопанные на каком-то чердаке плохенькую любительскую съемку жизнеописания экс-вокалиста Culture Club, поначалу вводят во вполне справедливый ступор. Действительно, ну что тут может быть интересного? Однако дальнейшее развитие этой мастерски скроенной стилизации прекрасно соединяет вместе как и жизнь самого Бой Джорджа, так и общечеловеческое желание быть любимым, по-настоящему, хоть кем-то. Ведь несмотря на обожание поклонников, угарные вечеринки и окружение, которое готово носить на руках и заглядывать в рот, хочется какой-то простой и искренней любви.
Видео: New Young Pony Club “We Want To”
Режиссер: FILO
Стилизации бывают разные, особенно разными они бывают когда дело касается передачи национального колорита: многие при этом опираются на какие-то избытые штампы. Особенно сильно эти тенденции усиливаются, когда дело касается стилизации "под Россию", когда дело часто доходит до условных медведей, пьющих водку параллельно игре на балалайке. Впрочем, режиссеру FILO удалось найти неизбитый прием в пласте "клюквы российской". Для ролика New Young Pony Club “We Want To” он блестяще переработал пласт кондовой (в хорошем смысле) советской рекламы конца 80-х.
Видео: OK Go “This Too Shall Pass (Rube Goldberg Machine version)”
Режиссер: James Frost
Под группу OK Go, без сомнения, можно практически в обязательном порядке отводить как минимум одну строчку в ежегодных списках лучших клипов. Практически каждый ролик этого коллектива становится интернет-хитом. В этом году OK Go также отличились интересными роликами на песни "End Love" (лучшая роль второго плана уходит гусю) и "White Knuckles" (отрада собачников), однако самым лучшим клипом все-таки стоит считать “This Too Shall Pass (Rube Goldberg Machine version)”, который отлично иллюстрирует принцип домино на бытовых предметах. Коих было задействовано около 700 штук. Оказывается, на создание этой машины ушло около 6 месяцев, а разрабатывали ее настоящие ученые. Всего было сделано около 60 дублей, большая часть которых заканчивалась из-за шины, которая не всегда "срабатывала" после удара ведром или мышеловок, которой периодически срабатывали от любого грохота. В любом случае, во время просмотра этого клипа даже моргать не получается: вдруг что-то ускользнет от внимания?
Видео: Primary 1 “Princess”
Режиссер: Radical Friend
Нет-нет, это не Мэтт Дэймон, который решил послать актерскую карьеру куда подальше и запеть. Это лондонский продюсер и музыкант Primary 1 выпустил очередное видео. Впрочем, если бы это все-таки был бы Мэтт Дэймон, то его попытка явно была бы засчитана: кроме милой электро-инди-поп песни на выходе получилось и отличное видео, отсылающее не только к работам Рене Магрита, но и явно пытающееся передать идею того, что серьезная любовь требует ритуалов и соответствующего настроя.
Видео: Rihanna “Rude Boy”
Режиссер: Melina Matsoukas
Уж чего, а именно от Рианны можно было меньше всего ожидать арт-видео: все-таки барбадосская певица славится несколько прилизанными поп-клипами. Однако благодаря стараниям режиссера Мелины Мацукас видео на песню "Rude Boy" стало чуть ли не учебником по поп-арту. Во всяком случае, отсылки к творчеству Баскиа, Энди Уорхолла и Кита Харинга чувствуются в нем очень хорошо.
Видео: Scissor Sisters “Invisible Light”
Режиссер: Nicolás Méndez
Клип, который может смело считаться одним из самых странных видео года. Неизвестно, какой концепции придерживался Николас Мендез, режиссер этого ролика, однако же уже сейчас на многих форумах пытаются расшифровать всевозможные символы и культурологические отсылки, с упоминанием фамилий таких кинорежиссеров как Бунюэль и Ходоровски. Поначалу может показаться, что это какая-то дикая смесь несвязанных между собой сцен (экзорцизм? общество иллюминатов? измены?), однако внимательный пересмотр это видео точно уверяет в том, что в отдельно взятом семействе явно что-то нечисто.
Видео: The Temper Trap "Love Lost"
Режиссер: Dougal Wilson
То ли первой, то ли нет, но школьной любви в этом клипе предостаточно: режиссер Дугал Уилсон наглядно показывает, что уроки физкультуры прекрасно сочетаются с трогательными амурными переживаниями.
Видео: The xx “Islands”
Режиссер: Saam Faramand
Поначалу может показаться, что The xx для съемок видео "Islands" лейбл выделил преступно маленькую сумму денег, поэтому бедному режиссеру и монтажеру пришлось вставлять одни и те же планы, однако же с этим видео ситуация намного хитрее. Если присмотреться, то можно легко заметить, что при кажущейся одинаковости, монотонности и некоторой гипнотичесности движения танцоров, что-то всегда меняется, последовательно и по чуть-чуть, отлично передавая смысл песни. Ведь отношения между людьми часто рушатся постепенно, во время каких-то еле заметных изменений.
Видео: Vampire Weekend “Holiday”
Режиссер: The Malloys
В то время как все большее количество рок-групп используют свои клипы для серьезных и (даже) программных заявлений, некоторые, тем временем, не забывают, что видео могут быть просто настроенческими. Несколько гедонистический ролик “Holiday ”от Vampire Weekend служит тому явным подтверждением. Как бы вели себя аристократы 18 века в Калифорнии в 2010 году? Ответ на это содержится в клипе "Holiday", который, впрочем, чем-то перекликается с фильмом Софии Копполы "Мария Антуанетта".
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)