Совсем недавно группа Pulp заявила, что летом 2011 года они дадут несколько концертнов в рамках европейских музыкальных фестивалей. Что сподвигло участников легендарного брит-поп коллектива на этот шаг (уменьшение денег на банковском счету или какие-то другие обстоятельства), на самом деле, не столь важно. В любом случае они подарили меломанам несколько мировых хитов и записали несколько отличных пластинок. Кроме того, их видеография весьма полно иллюстрирует, что происходит с брит-поп группами по дороге от неизвестных локальных новичков к героям первых журнальных полос и обратно.
Годы: 1985 / 1986
Клипы: "Manon" / "They Suffocate at Night"
Режиссеры:? / Michael Geoghegan
Строго говоря, первый клип Pulp был снят аж в далеком 1979 году на песню "Shakespeare Rock". Увы, до наших дней это видеотворение не дошло, впрочем, нетрудно догадаться, что ролик крайне юной шеффилдской группы был до крайности любительским: съемка велась, по большей части, на заднем дворе у Джарвиса Кокера (Jarvis Cocker). Снова увы: второй клип, "Maureen", также остался где-то в истории. А вот третье видео, на песню "Manon", с некоторым трудом, но добралось до нашего времени. Сказать, что там есть какой-то сюжет – язык не поворачивается. Черный задник, Джарвис Кокер, играющий на гитаре, да Рассел Сениор (Russell Senior) со скрипкой в руках. Впрочем, по словам лидера Pulp, этот клип выглядит куда эффективнее своих предшественников, простота, она, знаете ли, иногда точно лучше воровства. Тем не менее, изначально "Manon" снимался на 2 камеры, просто потом выяснилось, что смонтировать отснятый материал вместе невозможно. Клип "They Suffocate At Night" на фоне "Manon" выглядит практически шедевром. Тут и галлюциногенные планы, и холодный оттенки, и замедления, и наложения – пир для глаз. Сам Кокер иронично отозвался о ролике, как о "прыжке в мир полупрофессионализма": режиссер заявил, что он был одним из тех, кто ставил свет во время съемок фильма "Огненные колесницы" ("Chariots of Fire", история о двух британских спортсменах, еврее и христианине, конкурирующих на Олимпийских играх 1924 года).
Съемки видео происходили на заброшенном складе, где в одной из ям было обустроено что-то вроде спальни для главных героев видео. Еще в кадре постоянно мелькают 200 пакетов с разноцветной краской. В роли девушки снималась сестра Джарвиса Кокера Саскиа. Разумеется, бюджет на производства ролика, выделенный небольшим лейблом Fire, был просто смехотворным: группа могла позволить себе только одну катушку с пленкой. Именно этим и объясняются замедления и наложения, надо же как-то выкручиваться из ситуации, когда денег практически нет. Заметим, что оба эти видео совершенно типичны для многих роликов легиона независимых музыкантов, что в наши дни, что тогда, посмотрите, например, клип dEUS “Suds & Soda” или Grant Lee Buffalo "Fuzzy" - эффект, по сути, абсолютно такой же.
Год: 1991
Клипы: "My Legendary Girlfriend" / "Countdown"
Режиссеры: Martin Wallace и Jarvis Cocker
Не удивляйтесь, Джарвис Кокер действительно выступил в качестве одного из режиссеров этих роликов. В феврале 1991 года было отснято видео на песню "My Legendary Girlfriend", однако процесс шел долго и мучительно. Для начала группа попыталась использовать в качестве локейшена комнату в одном из пабов Ист-Энда, где, как гласит история, готовилось ограбление поезда с деньгами, однако света было мало, поэтому пленка получилась практически черной. Потом Джарвис решил заснять девушку, с которой тогда встречался, и некоторые ее вещи, однако вскоре пара рассталась и, по словам лидера Pulp, использовать этот материал ему было очень больно. Обе попытки почт целиком "съели" "огромный" бюджет в 200 фунтов стерлингов, выделенный Fire на съемки, а итогового результат все не было. Как ни странно это прозвучит, но источником вдохновения, в итоге, стало видео Righteous Brothers на песню "Unchained Melody" (обычная съемка с разных углов), которая незадолго до этого была на первой строчке британского синглового чарта. Группа оккупировал фото-студию в колледже Сент-Мартин, а оставшиеся гроши были потрачены на приобретение задника со звездами. Денег было настолько впритык, что барабанная установка была изготовлена лично Джарвисом Кокером из обычного картона. Песня, равно как и видео, быстро обрели культовый статус в узких кругах.
Примерно по такому же сценарию, включая бюджет и затрудненность съемок, был отснят и ролик на песню "Countdown". По большому счету, единственное различие заключалось в том, что второй клип был, по большей части, составлен из планов, снимавшихся во время концерта Pulp в одном из клубов. Впрочем, полученный опыт Джарвис Кокер применит позже, когда вместе с Мартином Уоллесом они будут снимать клипы для Nightmare On Wax и Aphex Twin: если внимательно присмотреться, то между всеми 4-мя клипами можно не только провести параллель, но и заметить крайне похожие друг на друга и знакомые кадры.
Годы: 1992 / 1994
Клипы: "Babies"
Режиссеры: Martin Wallace и Jarvis Cocker / Pedro Romhanyi
Удивительно, но эта песня обзавелась аж 3 видеоклипами, которые были сняты в разные годы. Первая версия увидела свет в 1992 году. Сам Джарвис Кокер назвал это творение самым лучшим из списка роликов, которые группе пришлось создавать собственными силами. Кроме того, по признанию солиста Pulp, сам процесс протекал максимально легко и просто. Нет съемочного крана и рельс для камеры? Используем обычную тележку из супермаркета. Нужны девочки, которые будут изображать сестер? Пригласим знакомых. Требуются видовые съемки? Запечатлеем на пленку виды района проживания.
История создания второго видео не менее интересна. Во-первых, в кармане у Pulp уже был контракт с крупным рекорд-лейблом, так что группа вполне могла снять куда более дорогой (по сравнению с self-made клипами) ролик. Во-вторых, "Babies", которая стала инди-хитом в 1992 году, вполне заслуживала второго рождения. Ну и, наконец, лейбл решил выпускать сингл в Америке. Режиссером видео стал Педро Романи за время своей карьеры успевший поработать практически со всеми брит-поп группами, а главной идеей клипа, как бы странно это не звучало, было стремление "подогнать" ролик к обложке альбома "His ‘N‘ Hers". Давайте посмотрим правде в глаза: в наши дни клип выглядит несколько странно: накрашенный Джарвис Кокер может померяться макияжем с Сергеем Зверевым, а одежда, в которую одеты все участники клипа, вызывает ностальгическую улыбку. Впрочем, для 1994 года все выглядит зашкаливающе стильно: клип погнал в секонд-хэнды и на блошиные рынки немалое количество инди-молодежи.
Третья версия видео практически ничем не отличается от второй, разве что музыки там нет вообще! Нет, это не ошибка утомленного монтажера и не технический брак, что то, что называется spoken word. В особенности благодаря этому ролику можно почувствовать талант Джарвиса Кокера в области сочинения историй и донесения их до слушателей.
Год: 1994
Клип: "Do You Remember The First Time?"
Режиссер: Pedro Romhanyi
Как известно, деликатно, чувственно и нежно передать пубертатные страдания по поводу потери девственности (не скатываясь при этом в пошлость) достаточно сложно. Отрадно, что видео на песню "Do You Remember The First Time?" целиком и полностью попадает в эту избранную категорию. Ролик, снятый Педро Романи, показывает парочки как в момент знакомства, так и в тех местах, где вполне реальные люди лишались невинности. Британские тинейджеры в этом клипе все как на подбор: модные, стильные и красивые (для брит-поп стандартов), одетые достаточно легкомысленно для холодного февральского дня, когда происходили съемки клипа. Одними из героев ролика стали Джонни Дин и Крис Джентри (Johnny Dean и Chris Gentry), впоследствии организовавшие широко известную в узких кругах брит-поп команду Menswear. Главной визуальной находкой ролика стала вращающаяся камера, которая точно и красиво меняет плоскости, в которых происходят действия. Параллельно съемкам клипа шло производство документальной короткометражки, в которой обычные люди и знаменитости рассказывали о том, как это у них было "в первый раз". В "звездной" части отметились Джастин Фришман (Elastica) и Джон Пил.
Год: 1995
Клип: "Common People"
Режиссер: Pedro Romhanyi
Несомненно, песня "Common People" стала не только главным хитом в дискографии Pulp, но и целым культурным феноменом и одним из символов 90-х годов: BBC в свое время даже выпустили часовой фильм, полностью посвященный этой песне! Впрочем, видео к этому треку обладает не меньшей культурологической ценностью. Начнем с того, что это отличный zeitgeist Великобритании 1995 года, особенно в той части, которая касается моды. Да-да, связка "брит-поп – мода" возникала здесь уже не раз, но не стоит забывать, что для этого музыкального течения умение выглядеть стильно важно в такой же степени (а может, даже, и важнее), как и умение писать музыку и тексты. В любом случае, коричневый вельветовый пиджак Джарвиса Кокера и небрежно нацепленные на голову очки стали одним из модных трендов на многие годы: fashion-клонов, одетых "под Джарвиса" можно было встретить по всему миру, Москва исключением не стала.
Следующий важный пункт в списке заслуг "Common People" - это, как бы ни странно это могло прозвучать, танцы, придуманные самим Джарвисом: пластика у него действительно запоминающаяся (ради интереса посмотрите клип Nick Cave & The Bad Seeds "Fifteen Feet Of Pure White Snow", Кокер в нем, как говорится, "жжот"). Кроме того, не стоит забывать, что в отличие от своих коллег по цеху музыканты Pulp по возрасту были куда старше чем, например, участники Blur и Oasis. Да и вообще, многие люди могут адекватно двигаться на дискотеке? Именно поэтому простые и незамысловатые танцевальные элементы из этого клипа прочно вошли в репертуар людей, идущих "на танцы".
И, наверное, самая главная часть – это кусочки жизни тех самых "простых людей", о которых поется в песне. Вот старик пытается своровать коробку в супермаркете, вон мальчик с футбольным мячом, тут из окна пытается вылезти незадачливый любовник, спасающийся, как в анекдоте, от разъяренного мужа, словом, обычная жизнь обычных людей. Кроме того, многочисленные эффекты повторения (оммаж кусочку из фильма The Beatles “Yellow Submarine” на песню "Eleanor Rigby") только усиливают эффект рутинности "обычной" жизни.
Год: 1995
Клип: "Disco 2000"
Режиссер: Pedro Romhanyi
Вторая самая известная песня Pulp, равно как и второй самый известный клип в их видеографии. Визуальная концепция, которую использовал Педро Романи, проста и гениальна до безобразия: все действие происходит в квадрате с закругленными углами – явная отсылка в пластиночным конвертам. Не менее проста (и, опять же, гениальна до безобразия) идея, которая легла в основу видео. Не секрет, что большинство людей в жизни занимают самые простые, но важные вопросы, такие как "хорошо ли я выгляжу?", "удастся ли мне сегодня с кем-нибудь познакомиться?", "получится ли у меня создать новые отношения?". Именно эта ситуация ловко обыгрывается на примере молодого человека и девушки, которые попадают в один ночной клуб, знакомятся, а дальше едут домой "создавать отношения": просто, красиво и лаконично. Сама группа появляется только в виде картонных черно-белых фигур, а Джарвис Кокер периодически мелькает в телевизоре.
Год: 1997
Клип: "Help The Aged"
Режиссер: Nick Goldsmith
1997-й год для брит-попа выдался достаточно мрачным: эйфория и приступы самолюбования, царившие на английской музыкальной сцене, сменились достаточно мрачными настроениями. Blur пытались копировать Pavement, мегаломания Oasis достигла каких-то космических высот, а Pulp понесли серьезную потерю: из коллектива, не выдержав свалившейся славы, ушел гитарист и скрипач Рассел Сеньор. Впрочем, мрачные настроения одолевали и остальных участников группы. Ирония и хлесткая сатира в лирике Джарвиса Кокера сменились куда более невеселыми темами. Например, как следует из названия, песня "Help The Aged" посвящена проблеме старости, а видео на этот трек лишь усиливает невеселые размышления лидера Pulp: почти минуту он передвигается на электрическом кресле, которое служит для перемещения пожилых людей по лестнице. Кроме того, все актеры, исполняющие мужские роли, явно молоды, однако ходят с накладными бородами. Как говорится, возраст подкрался незаметно. Оптимизма не добавляет и зелено-коричневая гамма, в которой снята большая часть клипа: старость – не радость. Характерно, что песня дебютировала в первой десятке британского чарта, однако на следующей неделе вылетела из топ-40: новые мрачные Pulp уже не служили саундтреком к жизни Соединенного королевства.
Год: 1998
Клип: "This Is Hardcore"
Режиссер: Doug Nichol
Мрачная тема, заданная "Help The Aged", была продолжена равно как в песне, так и в клипе "This Is Hardcore", только на этот раз главной темой стали сложности в личных отношениях. Медленная и длинная песня получила по-голливудски шикарное видео. За основу клипа были взяты фотографии из книги "Still Life", в которой были собраны равно как снимки со съемочных площадок, так и просто стоп-кадры из фильмов, снятых в Голливуде в период 1940 – 1969 годы. Собственно говоря, весь клип аккуратно и методично копирует эти фотографии, складываясь в мрачную историю с детективным сюжетом, которая служит явным контрастом киношному гламуру.
Год: 1998
Клип: "A Little Soul"
Режиссеры: Hammer & Tongs
Клип на песню "A Little Soul" толковать или рассматривать в одном контексте явно не стоит. Начнем с того, что если внимательно вчитаться в текст песни, то станет ясно, что лирика затрагивает крайне сложную и табуированную тему насилия в семье, когда вместо конструктивного обсуждения в ход идут оскорбления и кулаки. С этой позиции дети, своеобразные уменьшенные копии участников Pulp, воспринимаются как главные страдальцы в таких сложных семейных ситуациях: взрослые часто забывают о том, ребенок, увидевший серьезный родительский конфликт, может получить глубокую душевную травму. Как раз попытки "достучаться и помирить" маму с папой проиллюстрированы тут максимально деликатно, но сильно. С другой стороны, не стоит забывать, что отношения внутри группы к 1998 году были сильно накалены. И если рассматривать "A Little Soul" с этой позиции, то видео превращается в печальную хронику сложных отношений внутри музыкальной группы, которая мучительно проходит испытание известностью. В конце концов, полная апатия членов Pulp и попытки детей хоть как-то их «расшевелить» и вернуть к музыке легко считываются по последней сцене.
Год: 2002
Клип: "Bad Cover Version"
Режиссеры: Martin Wallace и Jarvis Cocker
Последний клип в видеографии Pulp, снятый незадолго до их распада. Применимо к этому клипу можно в некоторой степени применить формулировку "круг замкнулся". Такого коммерческого успеха, который был у группы в середине 90-х, уже не было, синглы, как говорится, "не гремели", музыкальная мода была совсем другой: ветераны брит-попа не выдерживали конкуренции ни с волной гаражных групп, ни с ню-металлом. Разумеется, такие ситуации всегда ведут к сокращению бюджета, выделяемого на съемки очередного видеоклипа. Более того, как во времена своей неизвестности и независимости, режиссерами ролика стали сам Джарвис Кокер и его друг Мартин Уоллис.
Сюжетная линия, судя по всему, родилась благодаря названию: для исполнения плохой кавер-версии нужны плохие исполнители. Или двойники. Практически с самого начала видео понятно, что режиссеры исходят желчью по поводу многочисленных благотворительных синглов, которые записываются толпой самой разных музыкантов, поэтому в клипе "Bad Cover Version" песню исполняют многочисленные двойники разных знаменитостей. Если бы в клипе снимались настоящие музыкальные звезды, то любую бухгалтерию сразу же хватил бы удар: в кадре мелькают двойники Софи Эллис-Бекстор (Sophie Ellis-Bextor), Элтона Джона (Elton John), Робби Уильямса (Robbie Williams), Дэвида Боуи (David Bowie), Бьорк (Bjork), самого Джарвиса, а также еще целого сомна музыкантов. Кроме того, имперсонаторы старательно (и часто не попадая в ноты) копируют манеру пения своих "оригиналов". Сам же Джарвис Кокер примерил на себя роль Брайана Мэя (Brian May) из Queen.
Неизвестно, приведет ли концертное воссоединение Pulp, которое должно случиться в 2011 году, к тому, что группа засядет в студию и запишет новый материал (все-таки 90-е и их герои вошли в моду), однако шеффилдский коллектив давно и прочно застолбил себе место в музыкальной истории. Ну а на примере их видеоклипов также четко и ясно можно проследить путь, который проделали многие брит-поп группы: от независимого статуса к вершинам хит-парадов, от испытания известностью к распаду.
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)