Мы неоднократно (и не всегда правильно — но что поделаешь, такова уж аберрация дальности) писали о найскоре, теперь же настало время столкнуться с его героями лицом к лицу.
Вкратце напомним, о чем речь: найскор — самодеятельное и самодостаточное любительское творчество с явным тяготением к пародоксальным музыкальным решениям. В культурной системе координат найскор проходит где-то между черпающим силу в своей искренности трэшем (не направлением металла, а тем, что до того плохо, что уже хорошо), ироничным переосмыслением наследия великих артистов прошлого и дадаистской игрой, противопоставляющей себя общепринятым канонам красоты и разума. Между — потому что ничему из этого найскор доподлинно не соответствует.
Копая глубже, можно обнаружить, что он даже не равен самому себе и уж точно не сводится к конкретным тактикам, звучанию и подаче. Что же остается? Говоря самыми общими словами, найскор (называть можно как угодно — важно понять, что явление это вполне себе зримое и грядущий концерт лишнее тому подтверждение) — это то сокровенное и подлинное, что хочется непременно как-то укутать и спрятать от посторонних взглядов, чтобы оно не выродилось в такое же печальное надгробие как «панк» или «инди», бывшие некогда передним краем молодой мысли, а ставшие общественными институтами с седобородыми авторитетами и сводами правил.
Впрочем, мы скрывать ничего не будем — за предысторией явления лучше отправиться в соответствующую статью на Звуках, а здесь и сейчас подробно о том, что готовится в столице в самые ближайшие дни.
В грядущий четверг в гостепреимной полуподпольной концертной студии Cactus Cave сойдутся на одной сцене 7011, Кобыла и Трупоглазые Жабы Искали Цезию, Нашли Поздно Утром Свистящего Хна и Peterloo – и, если вам ничего не говорят эти имена, то скорее всего с вами все в порядке.
7011 — богатыри русского жесткого психоделического рока из Санкт-Петербурга выступают под нечаянным лозунгом «Рок на оба ваши дома»: с одной стороны, выступление трио приурочено к премьере первого видео на песню «Гнилой Домик», с другой — сама программа семь-ноль-одиннадцатых называется «В Точечном Доме». Какое бы произведение из обширного списка группы не рассматривалось, за ним всегда будут стоять реальные события в борзописном авторском переложении лидера коллектива Евгения Бубесса формирующие собственную разудалую вселенную 7011, где знаменитый математик Григорий Перельман дополняет образцовую разруху в головах и клозетах, а разнесенные тысячелетиями вождь октябрьской революции и египетский жрец Па Ди Ист заканчивают жизнь одинаковым образом.
Сложно сказать, звучит ли это обнадеживающе или устрашающе, но подобных произведений у 7011 хватает на многочасовые ударные выступления — шутка ли, что за пятилетку группа успела записать семь альбомов и многократно перепридумать себя заново. Несмотря на не самые жизнерадостные источники вдохновения, саркастическая лирика 7011 и лавинообразные музыкальные пассажи звучат крайне задорно и весело, какие бы вывихи окружающей действительности их не порождали. Желая вернуть в рок-музыку все, что так тщательно из нее устраняли поколения комформистов с гитарами, 7011 дают впечатляющие концерты: с переодеваниями, попранием идеалов, массовыми беспорядками в зале и пьянящим чувством того, что все это в последний раз.
С поправкой на место, время и обстоятельства съемки, выглядит это примерно так:
В противовес громким и прямолинейным 7011 выступит Петр Попов, он же Peterloo, делающий вдумчивый гитарбиент из инструментальных шумов, найденных звуков и неисправной аппаратуры: так звучали бы клиенты лейбла Editions Mego, если бы поменьше пытались заглянуть в будущее, а больше — внутрь себя. Легко переходящий в записях от зашумленных, сонливых звуковых петель к стройной акустике, Peterloo живьем сыграет специальный нойз-роковый сет.
До этой поры шум в интерпретации Попова был чем-то удивительно мягким и уютным (особенно если брать в расчет петербургскую школу гитаромучителей), поэтому неясно каким путем будет совершен переход на «темную сторону силы» и что из этого выйдет, но сам процесс создания большой, сложной музыкальной формы из сущего сора завораживает, как и всякая история с туманным, но неизбежным финалом.
Обладателей обескураживающего названия про жаб и прочих животных с вышеперечисленными артистами роднит, на первый взгляд, лишь только плодовитость и diy-этика: да, Кобылы и Трупоглазые Жабы явно зря время не теряют — только за этот год они успели подготовить три совершенно противоречивых релиза. Ситуационистские устремления Кобыл не дают возможности предугадать характер грядущего выступления, но точно известно, что будет основано оно на материале последних записей: шизофонического синтипопа «Малеев», лоу-фай инструменталов, вдохновленных саундтрека Джона Зорна «Султан-Гирей Клыч» и пластинки с говорящим названием «Гунявый». Примитивную электронику Кобылы сочетают с акустическими интерлюдиями и редкими, но меткими прорывами на территорию подлинного панка.
Возможно, правы те, кто считает, что любые обобщения и подъем на поверхность сугубо андеграундных затей и развлечений — это прямой путь, к тому что, как мы уже писали, стало с тем же «старым инди»: субкультурная ниша, признание массами, волна бездумных последователей, канонизация формы и последующее закисание в протухших соках многолетней давности. Возможно. Но пока тлеет и разгорается этот слабый огонек нового и непривычного ему совсем не хочется перекрывать кислород — по-крайней мере, нам будет что вспомнить потом.
Приготовьтесь, будет громко.
Перегнойз-фест: 7011, Peterloo, Кобыла и Трупоглазые Жабы Искали Цезию, Нашли Поздно Утром Свистящего Хна
Концертная студия Cactus Cave
(Комсомольский проспект, д. 8)
18 ноября 19.00
Дата образования:
1 ноября 2006
Yoko ONO (1933)
Александр БАРЫКИН (1952)
Juice NEWTON (1952)
Randy CRAWFORD (1952)
Brian JAMES (1961)
Dr. DRE (1965)
Regina SPEKTOR (1980)
Варвара ВИЗБОР (1986)
RIHANNA (1988)